Электроника на африканских ритмах: пять пластинок, которые вы пропустили

«Афиша Нового Калининграда.Ru» продолжает знакомить вас с музыкой последних лет, не получившей должного внимания со стороны публики. В сегодняшнем обзоре — второй номерной альбом британского инди-коллектива «Jack», компиляция работ артистов американского фанк-лейбла, пластинка винтажной электроники, а также ещё пара несправедливо незамеченных работ.

CS1245733-02A-BIG.jpgJack. The Jazz Age
1998/Too Pure

По-хорошему позерский инди-нуар-рок от парня, увлекающегося поэзией, в том числе и своей. Цепкие, наивные, красивые в своей беззащитности мелодии с пунктуальными струнными аранжировками льются на альбоме, как из рога изобилия. Так обычно бывает с дебютом, но не со вторым альбомом. Музыка, как непослушный ребенок, рвётся подальше от окружения старших, в числе которых, конечно, сильнейшие пластинки 90-х в жанре «вдумчивого» и пасмурного рока от Ника Кейва до «Midnight Choir». И рвётся она в «манерные» 80-е. Кажется, ещё чуть-чуть, и это будет похоже на «Roxy Music» (кстати, диск Брайана Ферри 2012 года тоже называется «The Jazz Age»). Но детище Энтони Рейнольдса оказывается с более высокими запросами, он не хочет быть похожим, он явно пытается привнести в музыкальную историю свои мысли. И будоражащий кровь пафос песен «3 O’Clock In The Morning» и «My World Versus Your World» не кажется смешным и лишним. А когда искренность вскрывает водопадом гитарного рифа рефрен песенки «Nico’s Children», становится не по себе от завышенных ожиданий дальнейших событий. И далее уже само собой воспринимается бережная к интонациям баллада по набоковским мотивам «Lolita Elle». Да даже панк-номер «Cinematic» органичен в этой пасторальной мелодраме. В общем, можно еще долго расхваливать молодежь за талантливость, но вернее будет упомянуть, что мало какая запись переживает такую долгую эксплуатацию придирчивыми ушами. Что-товсе-таки сидит в этой музыке, что анализу не очень-то поддаётся. И совсем забыл про гитариста — Мэтью Скотт — половина мелодий его рук дело.

0001903194_10.jpgThe New Gold Standard 2
2009/Fort Knox Recordings

За заносчивым названием скрывается фанк невероятно разнообразного и по-настоящему «качающего» коллектива единомышленников «Fort Knox Five». Так бесстыже («The New Gold Standard 2») ребята обозвали не свой номерной альбом, а компиляцию песен от музыкантов, выпускаемых на их лейбле. Надо ли говорить, что в половине упомянутых в плей-листе групп задействованы сами музыканты из «Fort Knox Five», а также их добрые знакомые из дуэта «Thievery Corporation». Правда, поклонникам последних здесь особо ловить нечего. Помимо неизданных на номерных пластинках треков от хозяев мероприятия (таких вещей набралось аж 4 штуки) на диске стоит обратить пристальное внимание на мощное регги от See-I «Homegrown» с хард-роковыми запилами между жирными риддимами и бойким вокалом на грани рагга и панка! Психоделический трип «Sitargazer» от «International Velvet» неожиданно резво использует ситар и тонко расставляет акценты сэмплами шепота и гудками паровоза. Непонятно, как затесался сюда инди-поп от «Speedy Consuela» — по манере пения девушки сильно напоминает ансамбль «Laika». Ну и отдельные слова благодарности нашим компиляторам за две темы от группы «Nappy Riddem». Трогательная регги-баллада «One World Sovereignty» с беспощадно эмоциональным вокалом Asheru закрывает альбом; а заводящая с пол-оборота дэнсфло пародия «Rastar» на «второй дорожке» сразу дает понять слушателю, что скучно не будет. А ведь была ещё и первая часть…

dejohnette musa suso music from the heart of the masters_front.jpegJack De Johnette & Foday Musa Suso. Music From The Hearts Of The Masters
2005/Golden Beams

Сопровождающая безделье музыка, не способная не нести смысловой нагрузки. Jack De Johnette — джазовый барабанщик высочайшего уровня, сделавший себе имя в составе Keith Jarrett Trio, Foday Musa Suso — музыкант из Гамбии, играющий на инструменте под названием «кора» — это 12-струнный инструмент, немного похожий по звучанию на арфу (но по виду не похожий совсем). С джазом эта музыка имеет мало общего. Скорее, это путешествие по африканской музыкальной культуре. Мелодия и гармония на «Music From The Hearts Of The Masters» буквально с первых тактов завораживает порой недоступной для европейской музыкальной традиции одновременной ясностью и сложностью. Словно ты смотришь в чистое ночное небо и в то же время видишь, как устроена Вселенная. Вернее, видишь сложность этого устройства, но не понимаешь структуры. При этом пластинка обладает обезоруживающим релаксирующим эффектом. Возможно, как раз ритм хоть и идеально встраивается в паутину мелодий коры, позволяет западному уху находить для себя какие-то реперные точки, на которые можно опереться и далее уже плыть вместе с музыкой. Важно, правда, не стараться анализировать происходящее в динамиках. Иначе сказочное путешествие превратится в игру в салки, где слушатель всегда будет в роли догоняющего. В общем, нужно сделать всего две вещи: нажать на кнопку «play» и расслабиться.

$T2eC16FHJFoFH5,r2KdjBS!JE0HCP!~~_32.jpgMop. Isle Of Magic
2013/Agogo

Винтажная коктейльная электроника на африканских ритмах и с предельно развитым чувством такта. Итальянское происхождение музыкантов сказывается разве что на какой-то неуловимой кинематографичности произведения. Есть в этой музыке что-то шаманское, что-то притягивающее своей аутентичной природой. И дело, наверное, не в куче живых инструментов: от вибрафона и кларнета до маримбы и баритон-саксофона. Тем более что, как правило, на этом альбоме один инструмент, что называется, ведет песню, всё камерно, никакого балагана и цыганщины. В целом звучание пластинки кажется аналоговым, словно ты упустил этот альбом в детстве (вот и знакомое шипение иглы по винилу в конце затягивающего в водоворот мелодии номера «Kamakumba»), а сейчас нечаянно нашел. Невероятного колорита записи добавляет певец из Тринидада Энтони Джозеф (Anthony Joseph). Правда, поёт он лишь в двух песнях, но как! В вещице «Heritage» он даже умудряется передразнивать бас. Еще в одной песне задействована египетская певица Сара Сайед (Sara Sayed). А в единственном фанковом номере «Run Around» (вот и баритон-саксофон пригодился!) старается изо всех сил ветеран движения «за хорошее настроение» Фред Уэсли (Fred Wesley). Добрая половина диска — инструментальные номера. Но скучать по человеческому голосу в эти моменты не приходится. Изобретательная перкуссия, выпукло записанные инструменты и аромат деликатности сопровождают слушателя весь хронометраж.

CHR_Apothecary_RX.jpgCarl Hancock Rux. Apothecary RX
2004/Giant Step

Очень много текста, который заполняет всю атмосферу. То ли рэпер, то ли поэт, скорее — последователь праотцов рэпа, вроде «The Last Poets» и Gil Scott-Heron. Возможно, именно опасаясь остаться один на один со слушателем, без аккомпанемента, Карл Хэнкок собрал вокруг себя такое количество маститых музыкантов, что половина буклета посвящена их перечислению. Упомянем лишь парочку: скрипач Leroy Jenkins и слайд-гитарист Dave Tronzo. Так что музыка на пластинке производит невероятно мощное впечатление. Она настолько уверена в своих силах, что позволяет любые вокальные пируэты, подпевки, допускается даже исполнение акапелла. Много жирного баса, полиритмических конструкций, живой гитары и адекватных струнных. В жанровом отношении музыка впитала в себя почти всю черную культуру Америки: от блюза до хип-хопа. В такой ситуации кажется уместным употребить обычно ничего конкретного (и уж тем более хорошего) не означающий термин «Urban». При всём богатстве внутреннего мира у музыки и стихов, есть в этой пластинке еще какой-то неистребимый протест. Уличный, но при этом очень внутренний и личный. Протест не только социальный, он даже против музыкальных трендов, не только в мейнстриме, но и в авангарде. И возвращаясь к рэпу как к виду вокала… По большому счету, неумение петь на этой записи компенсируется мелодичностью стихов и силой голоса. Голоса взрослого человека, знающего, что сказать. В общем, это не совсем речитатив, это скорее декламация. Монументальная вещь.

Текст — Николай ВАРНАВСКИЙ, иллюстрации с официальных сайтов исполнителей и рекорд-лейблов

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]