«Ждем всех, кто любит классику»: концерт симфонического оркестра в райцентре

С 27 ноября по 13 декабря в городах и поселках Калининградской области прошли традиционные Рождественские концерты, организованные Обществом немецкой культуры и российских немцев «Айнтрахт-Согласие». В течение двух недель Калининградский областной симфонический оркестр под управлением Аркадия Фельдмана и струнный квартет имени Э. Т. А. Гофмана дали порядка двенадцати выступлений, охватив своей деятельностью большую часть отдаленных от областного центра муниципалитетов. На один из концертов, состоявшийся в Доме культуры Правдинска, отправился корреспондент «Афиши Нового Калининграда.Ru».

На входе в зрительный зал посетителей встречает необычное объявление: «Уважаемые зрители! Во время мероприятия хождение по залу запрещено!». Впрочем, неожиданно оно смотрелось бы, например, в фойе калининградского драмтеатра. В маленьком провинциальном городке на четыре тысячи жителей такой предупреждение, пожалуй, выглядит обыкновенным напоминанием.

Директор местного Дома культуры Валентина Баруздина на ходу перебрасывается парой слов с музыкантами. «Надеюсь, люди соберутся», — озабоченно говорит она художественному руководителю оркестра Аркадию Фельдману. «Конечно соберутся, мы ведь даже в Германии аншлаги собираем!» — шутливо успокаивает её дирижер.

Концерт проходит при поддержке Общества немецкой культуры и российских немцев «Айнтрахт-Согласие», однако Валентина Афанасьевна спешит заверить: в Доме культуры рады каждому зрителю. «Я и в школы ходила (общеобразовательную и музыкальную), и объявления давала, — рассказывает она. — Мы ждем сегодня всех, кто любит и понимает классическую музыку».

«Я считаю, что подобные концерты не просто востребованы — их надо делать обязательно, — продолжает собеседница. — Потому что не все же ездят в Калининград! Основная масса людей не может поехать в областной центр [на культурное мероприятие]. Общество российских немцев с подобными проектами как раз само идет к людям. Не только симфонический оркестр сюда приезжает — как-то раз к нам привозили даже театр из Сибири, участниками которого были российские немцы».

Помимо прочего, «Айнтрахт-Согласие» поддерживает и творческие коллективы на базе Правдинского Дома культуры: хор, студию декоративно-прикладного творчества и краеведческий кружок. «Последний, кстати, ведет чистокровный российский немец, Виктор Филиппович — еле уговорила его, — не без гордости добавляет Валентина Баруздина. — Достойнейший человек, дети от него без ума!».

В большинстве своем российские немцы, проживающие сегодня в Калининградской области, переселились сюда из Казахстана. Только в Правдинске и близлежащих поселках, по словам директора ДК, проживает от 15 до 20 семей таких переселенцев, а в самом районе — и того больше.

Две улыбчивые дамы, сестры Галина и Антонина, соглашаются рассказать немного о себе. На вопрос о том, как получилось, что советские граждане стали вдруг российскими немцами, отвечают, дополняя друг друга: «Мы вообще жили в Казахстане, а когда началась перестройка, разрешили ехать, куда хочешь. Кто-то из немцев уехал на свою, так сказать, историческую родину, а кто-то — сюда, поближе к своим родственникам в Германии, да и вообще не захотели уезжать из России, потому что уже срослись корнями с ней».

«Сначала сюда переехали наши родственники, — продолжает Антонина. — А затем уже и мы. Нам просто рассказывали, что Калининградская область — это маленькая Германия». Уточнить, насколько оправдались их ожидания, не получается: на сцену выходит руководитель Калининградского областного симфонического оркестра, и зал приветствует его аплодисментами.


Сам Аркадий Фельдман до начала концерта успел поведать, что с подобными выступлениями коллектив ездит по региону уже на протяжении почти 10 лет. «Чуть ли не с 95 года мы ежегодно выезжаем по инициативе Общества, и оно старается поддерживать данное начинание до сих пор, — рассказывает он. — Я не знаю, как здесь будет сегодня, но обычно на наших концертах в области много слушателей. Вообще мы преследуем такую цель: дать людям, живущим на периферии, то, чего они не могут получить вообще. Я считаю, что это надо делать, потому что у нас народ лишен соприкосновения с тем [искусством], что прошло проверку временем».

«В какой-то степени мы, естественно, выбираем репертуар для концертов на периферии, потому что многие говорят: „Ой, симфонический оркестр — это так скучно!“, — продолжает дирижер. — Конечно, есть произведения, нацеленные на уже подготовленного слушателя. Но мы берем ту музыку, которая хорошо воспринимается, даже некоторые композиции эстрадно-популярного жанра играем, аранжированные для оркестра. Сегодня, например, мы сыграем сначала Штрауса, Моцарта, финал симфонии Бетховена, „Славянский танец“ Дворжака. А затем мы сыграем и „Boney M“, и Джо Дассена, и Поля Мориа, и так далее. То есть люди получат и то, и другое. Как правило — мы уже проверили — люди уходят с хорошим настроением и говорят, что для них наши концерты — праздник души».

На сцене Дворца культуры заслуженный артист России ведет себя как заправский конферансье, объявляя каждый номер. Как и было обещано, концерт, начавшийся с классических произведений плавно переходит во вторую часть — оркестр начинает мелодию Пола Мориа. Часть публики в зале заметно оживляется, кто-то начинает притоптывать в такт ногами. После фантазии на песни «Boney M» пожилой мужчина в первом ряду без тени стеснения требует «Лунную сонату». Фельдман отшучивается, отвечая, что не взял с собой нот. Люди смеются вместе с ним; по всему видно — музыканта здесь знают и любят.

Уже после концерта сестры Галина и Антонина признаются: «Нам нравятся эти концерты, мы обожаем Фельдмана и вообще классическую музыку. Он вообще ведет себя изумительно: с юмором и интересно — просвещает нас как только может». Обеим больше понравилась классическая часть выступления, но и вторая часть, по их заверениям, тоже хороша: «Это же музыка нашей молодости».

Еще одна собеседница, преподавательница курсов немецкого языка, которые также организованы при поддержке «Айнтрахт-Согласия», рассказывает, что обучает в основном взрослых людей. Но на вопрос о том, как много российских немцев с её помощью выучило немецкий язык, с гордостью заявляет: полгорода. «В прошлом году было, к примеру, 16 человек. Но они потихоньку сдают экзамены на сертификат [на знание языка] и уезжают», — с некоторой грустью сообщает Любовь Алексеевна.

Можно ли говорить о российских немцах как о сплоченной общине? Наверное, нет — в Правдинском районе они живут довольно разрозненно. Объединяет их разве что церковь. Но, тем не менее, при поддержке «Айнтрахт-Согласия» российские немцы встречаются и поддерживают между собой отношения — пусть и нечасто, во время праздников. Интерес к таким встречам, как говорит одна из жительниц Правдинска, также российская немка, при этом существенный — людям хочется общаться, сохранять свои традиции.

Напоследок собеседницы пытаются найти ответ на еще один, достаточно каверзный, вопрос: российские немцы — скорее русские или все-таки немцы? «Скорее русские», — безапелляционно заявляет преподавательница языка. «Вы знаете, как сказать. В кухне, в традициях сохраняются корни, — осторожно противоречит ей собеседница. — У меня на свадьбе, к примеру, были немецкие песни, гости водили хоровод… Как же та песня назвалась? Не помню (улыбается)! Давно это было, 74-й год!».
Справка

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]
1448