Лидер «De Phazz»: «Рейв — это фастфуд, а наша музыка — как острый суп»

Немецкий даунтемпо-коллектив «De Phazz» даст 6 марта на сцене клуба «Вагонка» свой четвертый по счёту концерт в Калининграде (предыдущий проходил там же ровно два года назад). «Афиша Нового Калининграда.Ru» связалась с основателем группы Питом Баумгартнером по электронной почте и узнала у него, почему в 1990-х «De Phazz» не играли рейв, из-за чего музыка для него важнее текстов, а также почему летние фестивали будут жить вечно.



Пит Баумгартнер
Основатель «De Phazz»


— Пит, вы и ваша группа начинали работать в середине 1990-х, когда Германия была увлечена рейвами, а Берлин и «Love Parade» были синонимами. Несмотря на это, вы стали производить электронную музыку не такую, как все — лёгкую, расслабленную. Почему?

— Как говорится, все люди разные. Так же и искусство, которым они занимаются. Я сам по себе довольно мягкий человек, поэтому и музыка моя такая же — с заниженным темпом, утончённая, сложная. Техно и рейв, о которых вы говорите, — это как съесть фастфуд. Наша же музыка — это как острый суп — борщ, например.

— В 1997 году вы задумывали «De Phazz» как открытый арт-проект, привлекающий к сотрудничеству всех, кому интересна нестандартная музыка и неординарная подача. Эта концепция живёт и сегодня?

— Мне до сих пор нравится работать с другими артистами, потому что это всегда очень вдохновляет. В туре же комфортнее взаимодействовать с командой — с теми, кого ты хорошо знаешь — поэтому на гастроли мы ездим постоянным составом. Одна из последних моих совместных работ — трек «Sing», который я записал вместе с трубачом Джу Краусом. Вы можете посмотреть видеоклип на него.

— В конце 1990-х — начале 2000-х было золотое время для эйсид-джаза и даунтемпо — «комфортная» музыка была повсюду: в кафе, в клубах, дома и по радио. Но затем она внезапно пропала из поля зрения. Почему, на ваш взгляд, это произошло?

— Музыкальная индустрия меняется быстро, как погода. Если артисты будут следовать всем сиюминутным трендам, они рискуют потерять свою индивидуальность. Поэтому лучше об этом не думать. Как музыкант и творец я стараюсь не заострять на этом внимание.

Визитная карточка «De Phazz» — трек «The Mambo Craze» 1999 года

— Последняя пластинка «De Phazz» «Naive», вышедшая в 2013 году, стала переосмыслением самых больших хитов группы, на ней они представлены в новой интерпретации. Почему вы решили это сделать?

— Нам просто захотелось понять, как они могут звучать по-другому. Это такое, прямо скажем, детское удовольствие — поиграться.

— Название группы расшифровывается как «DEstination PHuture of jAZZ» — «предопределение будущего джаза». На первых альбомах проекта было много популярных в то время разновидностей «электроники» — трип-хопа и драм-н-бейса, — которые, как я понимаю, вы и называли «будущим джаза». В ваших последних работах — больше живого, традиционного джаза, даже прог-рока. Я буду прав, если скажу, что таким образом от идеи «будущего джаза» вам пришлось отказаться?

— «В жизни нет ничего безопасного — она состоит из возможностей» (Марк Твен, цитата — прим «Афиши Нового Калининграда.Ru»). У нас в какой-то момент появилась возможность создавать треки в традиционном стиле, аналоговом. Почему бы ею не воспользоваться? Но мне никогда не нравилась идея записывать живые концерты «De Phazz», а потом издавать их. Надо было специально собраться, чтобы сыграть новые версии. Да, мы сделали свои последние пластинки такими — изменились на время и повернулись лицом к традиционной музыке. К том же, это был своего рода эксперимент, а мы их очень любим.

— Летние фестивали «живого» формата при этом чувствуют себя замечательно — они в тренде. «Калининград Сити Джаз» с каждым годом продолжает наращивать свои обороты, например. Почему, как вы думаете, с ними всё так хорошо, если сама музыка, которую на них играют, уже не так востребована?

— Потому что с концертами в принципе ничего не должно случиться. «Живая» музыка — это совсем другая история. Люди на них получают удовольствие, несравнимое ни с чем.

Концерт «De Phazz» на «Вагонке» в марте 2013 года; Пит Баумгартнер — на заднем плане со «шлемом» на голове

— В своё время вы писали детские книжки. А вашему сыну нравится музыка «De Phazz»?

— Да, ему нравится то, что мы делаем в рамках группы. Несмотря на это, конфет после обеда он не получит (здесь Пит поставил знак смайла — прим. «Афиши Нового Калининграда.Ru»).

— Как-то раз в интервью российскому телеканалу «СТС» вы говорили, что тексты — вещь второстепенная для вас, а главное — это музыка. Вообще-то у нас в России всё наоборот: слушатели сопереживают лирическому герою, соотносят всё это с собой, а потом только обращают внимание на музыкальную составляющую. Удивительно, но группа, не делающая акцент на слова, стала в нашей стране настолько популярной. Как вы можете это объяснить?

— Немного вас поправлю. Я очень люблю тексты в треках, но меня интересует, скорее, звук, фонетическое звучание слов, нежели их смысловая нагрузка. Моя задача — использовать голос вокалиста как инструмент, а не как «новостную газету». Голос должен понимать и улавливать атмосферу песни, сопровождать её. А иногда для этого достаточно одного слова или семпла. Поэтому, я, честно говоря, не могу объяснить наш российский успех. С другой стороны, что такое успех, где он начинается и где заканчивается? Успех — это вещь относительная.

— В другом интервью вы признавались, что вам не особенно нравится гулять по Москве — слишком она, как вы говорили, разнородная, шумная, архитектура между собой не сочетается. А какие вещи вас привлекают в России?

— Я не уверен, что интервьюер правильно меня понял. Обычно мне нравится гулять в городах, находить что-то новое — это вдохновляет меня. Особенно в таких больших, как Москва или Берлин. Я бы сказал, что моё второе имя — Johnny Walker (дословно — «Джонни-скороход» — прим. «Афиши Нового Калининграда.Ru»). Предпочитаю именно ходить пешком, а не водить машину.

Вторая самая известная работа коллектива — «Something Special»

— Весной вы приедете в Калининград уже в четвёртый раз — не каждая российская группа может похвастаться такой регулярностью. Сможете вспомнить «Something Special» что-то особенное» — название одной из самых известных песен «De Phazz» — прим. «Афиши Нового Калининграда.Ru») о нашем городе?

— К сожалению, в туре у нас обычно нет времени осматривать города. Всё обычно проходит по скучной схеме: аэропорт, отель, концерт, ресторан, отель, аэропорт. Но одну важную вещь я для себя уяснил. У нас в Германии в ресторанах подают салат с названием «Русские яйца», которого, как оказалось, нет ни в Калининграде, ни где бы то ни было в России. Вот, что мне нравится в турне: я получаю информацию из первых уст. Точно обо всём узнаю. На любом уровне.

Фото «Нового Калининграда.Ru», с официального сайта «De Phazz», а также предоставлены организаторами концерта

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]