Музыка под балконом: в Калининграде прошёл фестиваль «Когда звучат улицы»


В субботу, 9 июля, на улицах Калининграда, названных в честь композиторов, несмотря на переменчивую погоду, прошел фестиваль «Когда звучат улицы». Музыка Георга Генделя, Александра Алябьева, Петра Чайковского, Николая Римского-Корсакова и Иоганнеса Брамса прозвучала на пяти разных сценах, оборудованных в самых неожиданных местах.

Несколько человек остановились неподалеку от сквера Пушкина — начальной точки музыкального маршрута — и с недоумением смотрят из-под зонтов на пустую площадку рядом с памятником поэту. До начала фестиваля остаётся совсем мало времени, а в сквере — ни души. С короткими передышками льёт дождь; кажется, в такую погоду четырёхчасовые прогулки — дурная затея. Но за какие-то десять минут всё кардинально меняется: с одной и другой сторон улиц Леонова и Чайковского подходят люди, из машины выгружают электрогенератор, провода и микрофоны.

«Любить музыку можно и в резиновых сапогах под зонтом», — шутит женщина в насквозь промокшей малиновой ветровке. Те, кто оставил зонты дома, прячутся под деревьями. Когда людей на площадке становится больше, организаторы проговаривают в только что настроенный микрофон маршрут длиной в два километра с десятиминутными переходами, и сообщают, что у группы будет экскурсовод — композитор Виталий Дьяков. Мы переходим дорогу и останавливаемся около главпочтамта. Дождь прекращается. Виталий Дьяков неспешно рассказывает о композиторах, о прошлом и настоящем улиц, включенных в сегодняшнюю программу. Слушают его не все — кто-то уже убежал вперед занимать места у первой сцены.

От сквера Пушкина двигаемся в сторону улицы Алябьева, после вернёмся на Чайковского, оттуда повернём на Римского-Корсакова, затем пересечём улицу Брамса и выйдем на Генделя. Музыкальная делегация растягивается по одну и другую стороны дороги. Из-за узких тротуаров и припаркованных в не самых подходящих местах автомобилей иногда приходится идти по проезжей части.

Первая остановка — между домами по улице Кирова, которые примыкают к Алябьева. На пригорке рядом с детской площадкой две палатки, под которыми стоят инструменты — так обозначена сцена. Со стороны за людьми, которых во дворе становится все больше, наблюдает женщина-участковый; она отвечает за порядок и объясняет бабушкам у подъезда, что у музыкантов есть разрешение на выступление здесь, играть они будут недолго и негромко. Из окон домов на разных этажах по очереди выглядывают люди, когда солистка Галина Кузнецова распевает первые слова романса Алябьева «Соловей».

Пока родители смотрят выступление, девочка в резиновых сапогах шлепает по лужам. Концерт не затягивается — после перерыва в пару минут музыкальная компания уже на пути к сцене на улице Чайковского, тенты которой стоят под яблоней прямо под окнами жилого дома. Духовой оркестр, дирижируемый Эдуардом Гантовским, играет узнаваемые композиции: отрывки из балета «Лебединое озеро», неаполитанский и испанские танцы, полонез из оперы «Евгений Онегин». На последних нотах вальса из балета «Спящая красавица» ненадолго начинается сильный дождь. Одновременно сотни человек открывают зонты, часть людей прячется от переменчивой погоды под высокими липами. После концерта здесь остается лишь штук тридцать сложенных пюпитров. Дождь сменяется солнцем.

Дальше путь понятнее и короче: по Чайковского мимо зоопарка мы переходим на улицу Римского-Корсакова, где сцена для оркестра народных инструментов стоит прямо на детской площадке. Идея разместить выступающих здесь особенно нравится детям, которые по очереди катаются на качелях, играют в песочнице или лазают по горке, пока родители слушают музыку. Композиции из опер «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Садко», интермедию «Полет шмеля» играют музыканты.

На следующую площадку в небольшой сквер на улице Брамса, где музыку композитора исполняют гости из Вильнюса, толпа идёт по проезжей части вдоль забора у Паркового ручья. Изрядно утомленная переходами публика занимает скамейки в сквере; от соседнего магазинчика тянется не только провод с электричеством для концерта, но и очередь за мороженым. Последняя точка музыкального маршрута — неподалёку, около больницы на Генделя. Здесь сцена самая большая: под огромным белым шатром разместился камерный оркестр, посередине шатра — вазон с цветами; его не стали убирать, и музыканты расставили стулья вокруг него.

С каждой улицей участников фестиваля становится все больше: прохожие и жильцы близлежащих домов попадают на незапланированные концерты, выходя из дома в магазин, играя с ребенком на детской площадке. Конечно, некоторой «отточенности движений» организаторам еще не хватает: неорганизованная толпа растягивается вдоль улиц на десятки метров, порой непреднамеренно перекрывая проезжую часть, концерты — то ли из-за технических накладок, то ли банально из-за необычной обстановки — начинаются с 10-15-минутными задержками, во время которых зрители просто томно мнутся рядом. Но кто бы мог подумать, что романсы Алябьева, вальсы Чайковского, песни и серенады Брамса, музыка Генделя так гармонично впишутся в городское пространство и подарят калининградцам хороший туристический маршрут — музыкальный.

Текст — Анастасия Светогор, фото — Денис Туголуков, «Новый Калининград.Ru»

Комментарии к новости