Долой душные и прокуренные клубы в летнюю жару! Многодневные фестивали под открытым небом, где на одной сцене можно посмотреть сразу несколько звёзд мировой музыки, отбегая искупаться в море – ну, не мечта ли? Директор фестиваля "Янтарный пляж", известный калининградский промоутер Вадим Александров рассказал "Афише Нового Калининграда.Ru" почему быть янтарным выгодно и как сложно охотиться за Полом Окенфолдом.
- В этом году фестиваль пришлось перенести из Янтарного в Зеленоградск по известным причинам. Насколько неожиданно это было и насколько выбило из колеи?
- Абсолютно неожиданно. Мы ничего подобного не предполагали. Думали, что результаты выборов будут очевидными и у власти в Янтарном останется старая команда. У нас с ней были прекрасные отношения. После выборов буквально через несколько недель пошла информация о планирующейся разработке янтаря на пляже, и, конечно, мы тут же начали искать другие варианты. Мы не могли позволить себе неясность в этом вопросе, тем более нам нужно, чтобы с местной властью были выстроены длительные отношения.
- Много ли было проблем с поиском нового места?
- Мы понимали что, что-то потеряв, мы что-то и найдём. Во время первого фестиваля выяснилось, что в Янтарном не только самый широкий пляж, но и самый ветреный. Я прожил там достаточно долго, начиная с монтажа тента и сцены, заканчивая демонтажем, и понял, что там постоянно дует. Потом там какая-то аура нехорошая. Это было уже второе пляжное мероприятие, которое не срослось из-за погоды.
- Какие варианты рассматривались?
- Мы посмотрели много мест, так как пытались добиться максимального удобства для посетителей. Янтарный же находится чёрти где, да и дорога плохая, электрички нет. Так что мы сразу стали думать про Светлогорск или Зеленоградск. В Светлогорске, к сожалению, обнаружили пропажу пляжей. Те, которые есть, становятся всё меньше. Посоветовались с волейболистами. (Чемпионат по пляжному волейболу в Янтарном — прим. "Афиши Нового Калининграда.Ru") Волейболисты после этого случая с Янтарным сразу же перешли на "сковородку" в Зеленоградск. Мы посмотрели этот вариант и приняли решение, что это идеальное место. Его минус только в том, что оно ограничивает количество людей, там не соберёшь десять тысяч человек. Но, с другой стороны, пока сделать бы хорошо хоть для пары-тройки тысяч.
Ветра там не бывает практически никогда, потому что Сковородка располагается через дюну в низинке. Партнёры из Зеленоградска к нам относятся благожелательно, рядом гостиницы, паркинг, и так далее. Руководству города также эта идея понравилась.
Самое главное - Зеленоградск расположен очень удобно. Там и автобан, и старая дорога, и вторая дорога, электрички, автобусы, добраться туда можно в любой момент из Калининграда за 15-30 минут.
- То есть, получается, что Зеленоградск удачнее во всех отношениях или есть что-то такое, чего будет не хватать от Янтарного?
- Будет не хватать того ощущения, когда ты смотришь концерт группы "Вопли Видоплясова", стоя по колено в воде, в прибое. И прекрасной команды, с которой мы там работали.
А главное, от чего мы избавились – это от беготни по песку. Потому что в Янтарном эти 300 метров от "Галеры" до площадки фестиваля давались очень тяжело. Я так набегался, что под конец уже не мог смотреть ни на море, ни на песок. Мы очень тяжело устанавливали оборудование, потому что приходилось перегружать всё с транспорта, приехавшего из Калининграда, на военные "Уралы". "Уралы" шли по песку до места, разгружались и так же - обратно. Я очень рад, что от этого мы избавились. В Зеленоградске очень удобные подъезды.
И если раньше было именно само чувство концерта у моря, то теперь будет по-другому. Концерт будет на самой "сковородке", а до моря идти полминуты. На самом пляже получится некий chill-out, такая атмосфера релакса, это тоже хорошо.
- Там всё уже готово - стоянка, лагерь?
- Паркинг строится в данный момент. Не из-за нас, строится он под проведение соревнований по пляжному волейболу. Соревнования будут проходить через две недели после Янтарного пляжа, туда плотно заселятся волейболисты, и под это дело, наверняка, процесс ускорили. Нам, конечно, это в плюс. Там будет большой паркинг приблизительно на 300 машин.
- Паркинг будет бесплатный или платный?
- Конечно, он будет платный. Я думаю, что цена будет нормальная. В Зеленоградске тяжело оставить машину. И если мы договоримся о том, что можно будет резервировать место на фестиваль на паркинг, то будет идеально. Позвонил, зарезервировал место на определённое время, как в ресторане столик. Пока точной информации нет, ведём переговоры с этой структурой, как и с палаточным лагерем.
- Что-то изменится в организации лагеря по сравнению с прошлым годом? Те, кто были в прошлом году, сетовали, в первую очередь, на неприятности, связанные с лагерем.
- В вопросе с лагерем мы учли все негативные моменты прошлого года и приняли решение - либо делать лагерь на хорошем аутсорсе, либо не делать вообще. Должна быть европейская система, когда есть специальные браслеты, которые проверяют на входе. Кстати, в этом году браслеты будут пластиковые, а не бумажные, с ними можно будет спокойно купаться. Лагерь будет огорожен такими же заборами, как фестиваль. На входе охрана, внутри охрана. Освещение, биотуалеты, возможно, - даже депозит для хранения ценных вещей, возможно, - душевые, барбекю-зона. Я бы даже хотел там вай-фай повесить, ведь было бы круто, что кто-то приезжает и начинает писать "ВКонтакте": "Это круто!".
В том году проход в палаточный лагерь был совершенно свободный. Не получилось совершенно ничего, что хотели. Не тех людей выбрали, или они не очень постарались. Всё это превратилось в бардак или дикое заселение. Не получилось красиво. Но достаточно много вещей мы закладываем на вырост.
- Всё равно вами берётся опыт западных фестивалей. Есть какой-то пример, на который вы ориентируетесь?
- У нас нет советского опыта, я даже и не помню никаких советских фестивалей, кроме "Молодёжи и студентов". Мы, конечно, уже больше десяти лет плотно работаем с западными букинг-агентствами, посещаем западные фестивали, налаживаем какие-то отношения и с теми партнёрами, которые на этих фестивалях работают, павильоны, аппаратура и прочее.
Для меня прекрасным примером стала "Лиепая beach-party". Я там провел в позапрошлом году фантастическое время, всё изучал и фотографировал. Смотрел, как люди работают на песке, и никто на этот счёт не волнуется. Основные впечатления я вынес оттуда.
- А вы рассчитываете привлечь внимание публики из Прибалтики?
- Мы можем расти только за счёт приезжающих из России, потому что на этом конкурентном поле мы проигрываем. Например, есть фестиваль под Ригой "Positivus", там Muse играет, или "Beach-party" в Гдыне, мы никак не можем с ними равняться. Тем более у нас никакой сервис в области, к нам литовцы и поляки не поедут. У нас дорого и некомфортабельно, нужны визы.
- А украинцы или белорусы?
- На Украине свой "Казантип". Если мы вырастем до серьёзного уровня, к нам потянутся небольшими компаниями зрители из Питера и Москвы. Пока наша задача - найти в регионе несколько тысяч красивых, хорошо одетых, весёлых и доброжелательных молодых людей. Понять, есть ли они вообще.
- А в этом году "живых" музыкантов не ожидается?
- В этом году решили попробовать играть только электронику, потому что у "живых" музыкантов очень тяжёлый продакшн: бэклайн (звуковое оборудование на сцене, необходимое для работы артистов — прим. "Нового Калининграда.Ru"), барабаны, комбы (звукоусилители — прим. "Нового Калининграда.Ru"), мониторы, саундчеки. Между ними длинные перерывы. Музыкантов много и все они требуют внимания, пригласительных, воды, еды, транспорта. Десять диджеев прекрасно заводят и поднимают на уши толпу при наличии меньших требований.
- Это уже финальный лайн-ап или будут ещё объявления?
- Ещё будут ребята, но местные. Хэдлайнеры определены, из калининградских: Саныч, Лебедев, Андрей Кёнигсберг и Руслан Астрон. Потом уже будем брать каких-то молодых диджеев или тех друзей, кто не сыграл в прошлом году. Но у нас не конкурс, мы молодые таланты не ищем.
- Вы недавно проводили некую акцию: "Цена доверия". В чём она заключалась и почему так называется?
- Она уже прошла. Я придумал это название. Это та цена, за которую люди покупают билет дешевле, доверяя нам, организаторам, что будет круто. По идее, через несколько лет эта акция будет заключаться в том, что мы не будем даже ещё лайн-ап объявлять, а билеты уже будут продаваться.
- И как долго эта акция длилась?
- День. В том году она была 1 июня, в этом - 1 мая, в следующем планируется на 1 апреля. День дурака: верите - покупайте, не верите - не покупайте. Люди купили билеты по 500 рублей, а там, к примеру – раз! – и Paul van Dyk приезжает.
- Сейчас цена билетов составляет 1500 рублей на оба дня?
- Да, мы хотим как можно больше билетов продать на оба дня. Нам в первую очередь интересны люди, которые едут на весь фестиваль, а не те, которые захотят увидеть только Пола Окенфолда, приехать на 2 часа и уехать.
- Цена будет ещё расти?
- У меня мечта, что билеты просто закончатся перед фестивалем. Тогда мы дверь "на лопату" закроем и всё. Наши все пришли – и до свидания, до следующих встреч.
- Но если так не будет, то на входе возможно будет купить оставшиеся билеты, в том числе и на день?
- Да, конечно. Но, в первую очередь, мы хотим понять, насколько у нас готова постоянная аудитория для фестиваля.
- Кроме музыки ещё какая-то "развлекуха" для зрителей предполагается?
- Море и пляж там уже есть. Наши друзья планируют всякие каталки, бананы, пляжные виды досуга.
- Как выбирали хедлайнеров?
- Как и в прошлом году, мы взяли крутого хедлайнера и за него выложили большую часть бюджета, в этом году это Пол Окенфолд. Его нужно было букировать за год, мы стали охотиться за ним ещё с августа, слать запросы, договариваться, ждать. То же самое с Сэшем. Сэш - это кивок в 90-е, прекрасный олдовый ди-джей, его постоянно крутят по радио. Он очень мелодичный, мягкий, это реверанс в сторону чуть более возрастной аудитории.
Потом осталось понять, что нужен какой-то "расколбас": брейкс, драм-энд-бэйс, что-то более жёсткое для молодёжи. Взяли Лироя, так как группу Prodigy, где он играл, знают и любят. Он с Мартеном Хёргером на фестивале обещают в четыре руки аж четыре часа играть.
- Ошибки и опыт прошлого года пересмотрены?
- Любой фестиваль формируется несколько лет, приспосабливаясь именно к этой местности, к этому народу, к этой площадке. Не один год, ещё два-три года будут какие-то эксперименты. Можно выходить на пляж, делать больше дней, несколько сцен, возвращать лайв-стейдж (живых исполнителей), делать chill-out.
- Интерес от жителей России уже можно отметить?
- Массового интереса нет, и это не первоочередная задача. Одному фестивалю этого не сделать. Но с другой стороны, у нас "Янтарный пляж" бренд уже развивающийся. У нас же тут всё "янтарное", в Калининграде это уже немножко смешно, но на уровне страны - это нормально, потому что "Янтарный пляж" не может быть в Сочи или Мурманске. Для нас это красивое название, которое может на всю страну прогреметь. Не сейчас, может через пять лет, десять. И вдруг наше правительство скажет: "Вы достойны того, чтобы вас поддержать, давайте-ка мы развернёмся на всю Федерацию?!".
Я вообще считаю, что событийный туризм в регионе нужно развивать в первую очередь, так как остальные ресурсы у нас проигрышные: у нас дороже, чем в Европе и на любых других курортах, у нас плохой климат, холодное море, кончаются пляжи, как в Светлогорске, и так далее. Но мы можем сделать какое-то мощное событие, на которое человек прилетит. Фестиваль прямо на море - это здорово.
- В прошлом году не повезло с погодой, в это вы не стали заказывать никакой специальный долгосрочный прогноз?
- У нас здесь это вообще не работает. Завтра может пойти снег, вот я не поставлю сто долларов, что этого не случится. Мы вооружились до зубов: у нас "сковородка" - большой окоп, в который ураган вряд ли залетит, а сверху мы накрываемся нашим большим тентом.
Текст - Александра Марченко, фото - «Новый Калининград.Ru»