Как пройти в библиотеку: какой была «Библионочь» в Калининграде

Как пройти в библиотеку: какой была «Библионочь» в Калининграде Как пройти в библиотеку: какой была «Библионочь» в Калининграде Как пройти в библиотеку: какой была «Библионочь» в Калининграде Как пройти в библиотеку: какой была «Библионочь» в Калининграде Как пройти в библиотеку: какой была «Библионочь» в Калининграде Как пройти в библиотеку: какой была «Библионочь» в Калининграде Как пройти в библиотеку: какой была «Библионочь» в Калининграде Как пройти в библиотеку: какой была «Библионочь» в Калининграде Как пройти в библиотеку: какой была «Библионочь» в Калининграде Как пройти в библиотеку: какой была «Библионочь» в Калининграде Как пройти в библиотеку: какой была «Библионочь» в Калининграде Как пройти в библиотеку: какой была «Библионочь» в Калининграде Как пройти в библиотеку: какой была «Библионочь» в Калининграде

«Афиша Нового Калининграда.Ru» провела поздний вечер субботы в трёх калининградских библиотеках и не пожалела. Редкий случай оказаться на празднике, который делают не «из-под палки» и который в очередной раз показывает, что современная библиотека — это не только место, где берут книжку по читательскому билету на две недели домой.

«Библионочь» — это апрельский фестиваль, аналог «Музейной ночи», но для тех, кто любит книги. Этот праздник библиотекари придумали для себя и своих читателей и теперь повторяют каждый год, стараясь придумать что-то новое и избежать художественной самодеятельности. В этом году в акции приняли участие три калининградских библиотеки — Областная научная, библиотека имени Чехова и библиотека имени Снегова.

Главный как будто бы интеллектуальный сарказм прошлой недели — на тему того, что в научную библиотеку пригласили Александру Маринину — «А почему не Донцову?». Выбор приглашённых гостей в этом году немного странен, но в целом объясним. Гостьей областной научной библиотеки стала писательница Александра Маринина, гостьей библиотеки имени Чехова — актриса Наталья Аринбасарова. Занимательно, что обе представляли написанное не ими. В случае с Аринбасаровой — это книга «Лунные дороги», как будто бы мемуары, которые актриса надиктовала собственной дочери. Получилась книга простая, безыскусная, но обаятельная в своей искренности и вот этой простоте: повествование от третьего лица, жизнь и взросление девочки Наташи, которая в конце концов становится известной актрисой. Кажется, что именно это третье лицо выбрано не случайно — рассказчик остаётся за кадром и как будто бы старается от этой искренности и прошедших лет дистанцироваться максимально. Слушать же этот рассказ именно в «живом исполнении» — гораздо интереснее.

1005.jpg1006.jpg1007.jpg1009.jpg1008.jpg

Если же говорить о Марининой, то она презентовала так называемую «народную книгу» — совместный проект писательницы и группы издательств «Аст» и «Эксмо» — она называется «Были девяностых». Кажется, что выйдет очень своеобразный ответ на «Время сэкондхэнд» Алексиевич, который, по мнению представителей группы издательств «неоднозначный» и «выражает одну лишь точку зрения». Сейчас «Были девяностых» — это онлайн-ресурс, на котором свои истории о непростой жизни в конце прошлого века может опубликовать каждый желающий. Лучшие народные истории войдут в книгу. В критериях отбора написано, что «пафосные, нарочито художественные, научные, исследовательские тексты не принимаются», но если открыть навскидку вот прямо сейчас первые пять, то станет понятно, что там всё в порядке и с пафосом, и с «нарочитой художественностью». Маринина сидит в переполненном зале областной библиотеки, рассказывает о проекте, как будто бы немного смущаясь и теряясь. Тут же на этаже огромный письменный стол, заваленный её детективами в мягких обложках, за столом скучает библиотекарь.

Тема «Библионочи» в этом году — «Новое прочтение». Что ж, концептуально всё объяснимо. В первом случаем мы имеем возможность узнать (ну или именно «прочесть», «считать») актрису Аринбасарову как интересного рассказчика собственной жизни. Во втором — имеем дело с попыткой создания нового масштабного нарратива об историческом периоде, который все ещё очень хорошо помнят, но о котором не всё проговорили. Что же, в этом году такие гости, раньше были другие.Огромное количество народу во всех трёх калининградских библиотеках, принявших участие в фестивале, показывает, что на самом деле не важно, кто «хедлайнер» — людям нравится приходить на такие праздники и просто так.

Вот одна замечательная картина из «чеховки»: переполненный первый этаж, за столом калининградский писатель Олег Глушкин рассказывает о своем новом романе «Королевская гора», тут же — мастер-класс по изготовлению какие-то сувениров из янтаря, в десяти шагах — девушка играет на гитаре и поёт что-то из репертуара группы «Мельница». Кажется, что все довольны, всем всё нравится, ещё бы не так душно — и вообще всё было бы хорошо. Вообще, ощущение, что попал на какую-то весёлую студенческую вечеринку с приглашёнными взрослыми писателями. Вот картинка из Областной научной библиотеки: в одном из залов на стенде раритетный дореволюционный «Большой Всемирный настольный атлас Маркса» — гордость библиотечного фонда. Его под присмотром библиотекаря может полистать каждый и узнать, какими были границы Империи. И тех, кто готов перелистнуть старинную страницу — немало.

Те, кто устал толкаться среди книжных полок, идут за кофе и выходят на свежий воздух. В этом году каждая библиотека придумала себе небольшие буфеты. В Областной и в «Чехова» кофе варили ребята из кафе, которое раньше называлось «Хлеб и турка», базировалось в арт-пространстве «Ворота», а потом осталось без помещения. Теперь проект называется «Кофетека»: к лету она заработает в холле обеих библиотек, в ассортименте — чай, кофе, авторские безалкогольные коктейли и лимонады, ну, может, ещё и какие-нибудь простые закуски вроде домашнего печенья.

1019.jpg1020.jpg1021.jpg1022.jpg

Но самый замечательный буфет в этот вечер работал в библиотеке имени Сергея Снегова на улице 9 Апреля. Тут библиотекари воссоздали именно что прилавок кафетерия из шестидесятых, сами нарядились в передники и наколки, встали «за кассу» и принимали заказы: в меню чай и разные закуски, названные так, как называлась еда в фантастических романах и рассказах Снегова. Как вам, например, блюдо «свинцовые клёцки»? Впрочем, для того, чтобы получить угощение, нужно было либо поучаствовать в викторине по произведениям автора либо сложить тематический пазл. Как утешительная подкормка для тех, кто Снегова не читал — дегустационные блюда с сырами от ремесленной сыроварни «Нойдам», но об этом стоит рассказывать отдельно. В соседнем зале проходил показ мод из тех же шестидесятых: малыми средствами был воссоздан интерьер советской комнаты, в которой дочь поэта Сэма Симкина демонстрировала наряды из того времени под звуки ретро-шлягеров.

А в самом дальнем зале был полумрак — там Александр Попадин рассказывал страшные и не очень истории острова Кнайпхоф. Закончил он своё повествование, как раз когда на улице стемнело окончательно. Многие читатели разъезжались по домам на велосипедах, кто-то шёл пешком с полным пакетом книг: «После работы зайти не всегда успеваю, а тут удобный график оказался».

Текст — Александра Артамонова, фото — Денис Туголуков

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]