Порадовавшись прошлогодней Музейной ночи, «Афиша Нового Калининграда.Ru» решила пройтись по новым и не очень маршрутам ночи этого года и была разочарована: в целом всё как будто вернулось на несколько лет назад, только из программы вычли мероприятия
Наблюдение первое: в целом в программе и концепции акции не изменилось практически ничего
Ни цена единого билета на музейную акцию (напомним, что он, как и в прошлом году, стоил пятьсот рублей). Ни маршрут экскурсионных автобусов: за исключением того, что вместо площадки у раскопок Королевского замка в эту ночь они парковались (точнее, пытались припарковаться) как можно ближе к Кафедральному собору, что было весьма затруднительно
Если в позапрошлом году калининградские музейщики вовсю эксплуатировали военную тематику, в прошлом году — пытались придумать
Впрочем, неловко было не только вот за эту опустевшую площадь и за никому не нужный оркестр, но и за музейных работников. Работать целый год, чтобы в мае показать предметы из «запасников»? Устроить очередной День селёдки, как это сделали сотрудники ММО?
Можно перечислять и дальше, но в этом году акция «Музейная ночь» как никогда кажется неубедительной и ненужной самим музеям — отработали для «галочки», закрыли план, продали все билеты, приобрели дополнительную посещаемость и выдохнули до следующего года. Глядишь, к следующей весне появится
Наблюдение второе: большинству зрителей вообще не интересно, что им рассказывают
И показывают. Или пытаются показать и рассказать. В том же Музее янтаря экскурсоводов слушали единицы, а не десятки, да и то вполуха. Экскурсоводы — как навязанная дополнительная функция сервиса, которую хочется избежать. Самая большая беда всех музеев — тот зритель, который на весь зал заявляет «а я знаю, что здесь такое, и это неинтересно» или «стоило сюда тащиться». Одно хорошо, за счёт того, что на всех площадках
Вторая беда — это велосипедисты. Совершенно особенная категория посетителей этой Музейной ночи. Нововведение этого года — индивидуальный велоквест «Межмузейная гонка». Суть квеста заключалась в том, что велосипедисты приезжали на музейный объект, искали спрятанный в ближайших окрестностях
В целом же всё превратилось в бескультурную гонку: прибежали (или приехали) в музей, потолкались у входа, пробежались по этажам,
Наблюдение третье: музеи понемногу начинают осваивать общественное пространство
Теперь о приятном. Очень здорово, что в этом году несколько музейных пространств не забыли о той территории, которая их окружает, и сделали разные мероприятия на ней же. Лучше и веселее всего это получилось у Кафедрального собора: здесь Музейная ночь начиналась не у входа в сам собор, не у окошка музейной кассы, а вот прямо около ворот на Медовом мосту (в полумраке молодые поэты очень громко читали свои стихи и устроили получасовой литературный митинг, тут же — музыканты с самыми разными инструментами (не обошлось и без волынки) играли всё что угодно) и заканчивалось в глубине парка скульптур. В парке не обошлось, впрочем, без абсолютно резиновых (и недешёвых) шашлыков, рыцарей в странных костюмах и едва ли не занавесках и прочих нелепостей, но важно то, что коллектив собора всё же освоил большую часть пространства — тотальное вовлечение зрителя удалось. Да и вообще, город от участия этого объекта в акции только выиграл: тут были активности и развлечения практически на любой вкус: не нравятся поэты, шашлыки и рыцари — иди слушай, как в концертном зале оркестр под управлением Фельдмана играет популярный джаз. Не нравится и это — тогда можно просто час-другой провести в прогулках по набережной под цветущими каштанами — музыка, людей много, правда, темно, но не так страшно, как в обычную ночь.
На втором месте по использованию территорий — «Фридландские ворота». Они не стали перекрывать свой внутренний двор, поэтому те, кому надоедало слушать музыку, знакомились в очередной раз со старым трамваем и задворками, просто гуляли, пили горячий чай и ужинали свежей сдобной выпечкой.
Наблюдение четвёртое: на карте калининградской Музейной ночи появились новые маршруты
Это
С музеем на Суворова история немного другая.
Из именно что замечательных и рукодельных объектов,
Текст — Александра Артамонова, фото — Денис Туголуков