«Здравствуй, русский европеец»: «Калининград Сити Джаз-2017», день третий

«Здравствуй, русский европеец»: «Калининград Сити Джаз-2017», день третий «Здравствуй, русский европеец»: «Калининград Сити Джаз-2017», день третий «Здравствуй, русский европеец»: «Калининград Сити Джаз-2017», день третий «Здравствуй, русский европеец»: «Калининград Сити Джаз-2017», день третий «Здравствуй, русский европеец»: «Калининград Сити Джаз-2017», день третий «Здравствуй, русский европеец»: «Калининград Сити Джаз-2017», день третий «Здравствуй, русский европеец»: «Калининград Сити Джаз-2017», день третий «Здравствуй, русский европеец»: «Калининград Сити Джаз-2017», день третий «Здравствуй, русский европеец»: «Калининград Сити Джаз-2017», день третий «Здравствуй, русский европеец»: «Калининград Сити Джаз-2017», день третий «Здравствуй, русский европеец»: «Калининград Сити Джаз-2017», день третий «Здравствуй, русский европеец»: «Калининград Сити Джаз-2017», день третий «Здравствуй, русский европеец»: «Калининград Сити Джаз-2017», день третий «Здравствуй, русский европеец»: «Калининград Сити Джаз-2017», день третий «Здравствуй, русский европеец»: «Калининград Сити Джаз-2017», день третий «Здравствуй, русский европеец»: «Калининград Сити Джаз-2017», день третий «Здравствуй, русский европеец»: «Калининград Сити Джаз-2017», день третий «Здравствуй, русский европеец»: «Калининград Сити Джаз-2017», день третий «Здравствуй, русский европеец»: «Калининград Сити Джаз-2017», день третий «Здравствуй, русский европеец»: «Калининград Сити Джаз-2017», день третий «Здравствуй, русский европеец»: «Калининград Сити Джаз-2017», день третий «Здравствуй, русский европеец»: «Калининград Сити Джаз-2017», день третий «Здравствуй, русский европеец»: «Калининград Сити Джаз-2017», день третий «Здравствуй, русский европеец»: «Калининград Сити Джаз-2017», день третий «Здравствуй, русский европеец»: «Калининград Сити Джаз-2017», день третий
Все новости по теме: «Калининград Сити Джаз»

В воскресенье, 6 августа, на сцене летнего театра Центрального парка Калининграда закончился двенадцатый международный музыкальный фестиваль «Калининград Сити Джаз». Участниками заключительного дня были берлинцы Django Lassi, российская певица Manizha и украинцы Jazzy Funky Dorn. «Афиша Нового Калининграда.Ru» пробыла на концерте до последней минуты и теперь рассказывает, почему именно последний день фестиваля стал настоящим уроком свободы — в том числе и музыкальной.

Воскресенье, восемь часов вечера, у входа на концертную площадку очереди желающих купить билеты — но всё продано, и касса закрыта. Кажется, что к третьему фестивальному дню гости стали ещё наряднее, желающих фотографироваться в обнимку с огромными цветными буквами точно меньше не оказалось, бары на площадке переполнены, бармены и повара пытаются сохранить самообладание даже в тот момент, когда заканчиваются пластиковые стаканы и какие-то ингредиенты. «Всё, закончилось, сделай с этим быстро что-нибудь!» — кричит один бармен своей помощнице, очень красивой девушке в коротком синем платье. Та кричит, что делает, залезает на стул и просит всех подождать минуту. Бармен шутит: «А когда закончатся вообще все стаканы и все запасы, я сниму фартук и пойду музыку слушать!». На этих словах откуда-то из подсобки появляется другая девушка с упаковкой прозрачной пластиковой посуды. Очередь заходится в аплодисментах.

Первыми в воскресенье на «Калининград Сити Джазе» выступают берлинцы Django Lassi. Изначально это три музыканта, которые потихоньку играли по барам джипси свинг, приправляя его балканским фолком, потом обзавелись скрипачом, барабанщиком и кларнетистом (а вместе с ними — и командой поклонников) и как-то переросли формат камерных выступлений «для своих» — теперь они играют на довольно крупных фестиваля «для всех». И в принципе, то, что они делают — практически «всем» и понятно: весёлая, не назойливая музыка, душу не раздирает, уши тоже. В самый раз для первого часа сидения на газоне и пока еще робких танцев у сцены.

Второе выступление — российской певицы Манижи. Краткая биография такая: родилась в Душанбе, в детстве вместе с родителями переехала в Москву, много занималась музыкой, участвовала в самых разных конкурсах, но прославилась благодаря тому, что снимала и выкладывала в Инстаграм пятнадцатисекундные песни. Понятно, что ни одна из ее песен на сцене летнего театра в Центральном парке культуры и отдыха пятнадцать секунд не длится — это часовое выступление… Точнее, так: это час, когда на сцене красивая молодая девушка с именно что бархатным голосом поёт что-то в стиле нестареющего англоязычного соула (есть, впрочем, несколько композиций и на русском), но при этом не пытается быть похожей на темнокожую певицу, а просто работает так, как чувствует. Очень много и здорово танцует, замечательно работает со своей бэк-вокалисткой, очень свежая, очень трогательная в своих эмоциях. И если в её манере есть что-то от других исполнительниц, расположенных на импровизированной джазовой лестнице где-то на десяток ступенек выше, — то это не калька, а именно честная и благородная признательность, благодарность за другую музыку.

MIL_3316.jpgMIL_3318.jpgMIL_3342.jpgMIL_3408.jpgMIL_3568.jpgMIL_3614.jpgMIL_3673.jpgMIL_3917.jpg

Третье выступление уже в темноте — хедлайнером заключительного дня стал украинский коллектив Jazzy Funky Dorn, или, как говорят люди на территории фестиваля и за его забором — просто Дорн. И это, пожалуй, одно из самых показательных выступлений за всю историю фестиваля. Итак, половина одиннадцатого вечера. На сцену выходит молодой человек в красном спортивном костюме с полосками и в белой футболке. За его спиной — целый оркестр, одеты все тоже непонятно как, кто в «спортивках», кто в футболке, такая вполне себе дворовая музыкальная сборная. Молодой человек берет в одну руку микрофон, в другую — мобильный телефон. Он читает с экрана приветственные стихи: «Здравствуй, русский европеец, здравствуй, город Кёнигсберг». Одна часть русских европейцев (скорее всего, поклонники Дорна в его еще вполне поп-изводе) восторженно ревет, другая часть русских европейцев начинает нервно ерзать на газоне. Всё, что происходит следующие полтора часа — это сплошное нарушений каких-то негласных правил, когда-то существовавших конвенций. Здесь гипнотический медленный танец превращается в совершенно хулиганский фанк и наоборот. Это невероятно сильно энергетически, а главное — это все очень живое и ироничное. Можно спорить об уместности (и кажется, что часть русских европейцев занимается сейчас в социальных сетях именно этим — что это всё было) Дорна на джазовом фестивале, о том, насколько его внешний вид, манера исполнения и поведения сочетаются с какими-то очень условными «джазовыми ценностями». Но тут нужно вспомнить одну простую вещь, что джаз — это, во-первых, намного шире и больше, чем всем знакомые стандарты, а во-вторых, это та музыка, которая должна быть отвязной, живой, невероятно свободной. Что же касается всего остального, то очень спорно, кто более неуместен и кто больше «белая ворона» — парень в спортивном костюме на сцене или девушки, вяло переступающие каблуками в партере. У первого есть юмор, ирония и хороший вкус. И прекрасное самообладание — после всех проблем со звуком Дорн обращается к залу и говорит, что это было одно из самых сложных его выступлений, но и вместе с тем — одно из самых лучших.

Кажется, на самом деле то, что сделал Иван Дорн и его команда на сцене — это  прежде всего настоящий урок свободы и самоиронии, который преподали всем собравшимся. Те, кто схватывают все на лету и с первого раза — отправились танцевать. Те, кто к такому формату еще не готов — свернули пледы и пошли домой. После всех аплодисментов на сцену вошли ведущие, поблагодарили всех, кто пришел, попросили разойтись по домам, чтобы в следующем году вернуться сюда снова. Ну а сегодня встречная просьба — вчерашний день «Калининград Сити Джаз» был переломным, вы рискнули и не прогадали, продолжайте рисковать и в следующем году, не останавливайтесь, пожалуйста.

Текст — Александра Артамонова, фото — Алексей Милованов

   



Комментарии

prealoader
prealoader