В режиме ожидания: что ждет местные кинофестивали после поправок в законе

«Афиша Нового Калининграда» разбирается, что ждет калининградские независимые кинофестивали — Фестиваль кино стран Евросоюза, «Вислу», «Территорию кино», различные кинонедели и ретроспективы — после того, как вступят в силу поправки к закону «О государственной поддержке кинематографии». Пока что ожидания не самые оптимистичные. Но «Территория кино» в этом году точно состоится.

Что произошло и что из этого следует

На прошлой неделе Государственная дума в третьем чтении приняла поправки к закону «О государственной поддержке кинематографии». Согласно принятым поправкам, будет изменен порядок показа зарубежных фильмов на независимых российских кинофестивалях. Суть сводится к тому, что теперь зарубежные фильмы, которые будут показаны на фестивале, должны будут получить прокатные удостоверения (да, даже если фильм показывают только один раз). Отметим, что сейчас такие фильмы демонстрируются на любом российском кинофестивале без удостоверения. Кроме этого, ранее не существовало четкого определения, что же именно считать кинофестивалем. Теперь в законе определение понятия «кинофестиваль» звучит следующим образом: «культурно-просветительное мероприятие, проводимое в соответствии с регламентом (правилами), утверждаемым организаторами кинофестиваля, и представляющее собой публичную демонстрацию специально отобранных фильмов»


Из принятых поправок следует, что фильмы без прокатных удостоверений можно будет показывать только на тех фестивалях, которые входят в специальный реестр Министерства культуры, имеют конкурсную программу и жюри. Каким образом и по каким именно критериям будет составляться реестр — пока неизвестно. Кинопродюсеры, отборщики, режиссеры практически сразу же отметили, что под угрозой оказываются неконкурсные фестивали, различные ретроспективы и «недели кино». 

В частности, кинопродюсер Сэм Клебанов на своей станице в Фейсбук* написал: «Как можно собрать нормальную ретроспективу, если в неё можно будет отбирать только фильмы с прокатными удостоверениями? Это же убивает всю идею. Хорошая фестивальная ретроспектива — это уникальная возможность увидеть фильмы, которые невозможно посмотреть на большом экране по-другому. Т. е. у них нет местного прокатчика и прокатных удостоверений. Добывать такие фильмы — особое искусство фестивальных кураторов. Посмотрите, например, программу ретроспектив ММКФ и угадайте, сколько там фильмов с прокатками. Почти нисколько».


Что будет с калининградскими независимыми фестивалями?


В Калининграде существует ряд независимых кинофестивалей, которые не имеют конкурсной программы. Например, она отсутствует у ежегодного немецко-русского кинофорума неигровых фильмов «Территория кино». Конкурсной программы нет и у так называемых национальных кинонедель, которые проходят в кинотеатре «Заря» — фестиваля «Висла», фестиваля современного итальянского кино N.I.C.E, у недели французского кино. Зрительское (но не профессиональное) жюри существует у старейшего Фестиваля кино стран Евросоюза. К тому же, не будем забывать и о ретроспективах, которые устраивала та же «Заря» или другие кинотеатры. Калининградские организаторы пока разбираются с законодательством, осознают ситуацию и думают, что делать в сложившихся обстоятельствах дальше. Так, арт-директор кинотеатра «Заря», куратор и программный директор различных фестивалей Артём Рыжков говорит, что определенная ясность есть только с «Короче» — он под по поправки не попадает по ряду причин, в том числе и потому что показывает отечественные фильмы, и потому что имеет профессиональное жюри.

«Мне нужно еще немного времени, чтобы досконально изучать вопрос и посоветоваться с коллегами. Пока я еще немного „плаваю“, и эти поправки вызывают у меня массу вопросов. Например, если речь идет о фестивале стран ЕС, то что делать с нашим жюри? Да, оно зрительское, но это — десять тысяч человек. Оно подходит? Или должно быть пять членов, но „именитых“? И так далее. Мне кажется, что это может серьезно ударить по нашим кинофестивалям. Попробуй показать один и тот же фильм в прокате в течение двух недель или включи его в один из дней фестиваля. Я знаю, что есть ряд фильмов, которые за один день на фестивале сделают такое же количество зрителей, как за недели проката. Ведь как это все действует: дистрибьютор приезжает на кинофестиваль, допустим, Каннский, покупает там несколько фильмов, потом идет в Министерство культуры и получает на них прокатные удостоверения — это довольно бюрократический процесс. А некоторые фильмы из тех, которые он купил, могут удостоверения и не получить. Но вот он купил пару фильмов, а есть еще 90%, которые не купил, по разным причинам — узкая зрительская аудитория и так далее. Но эти фильмы можно было раньше показать на независимом фестивале, а теперь, выходит, что нет», — рассказал Рыжков.

В замешательстве оказалась и куратор, идеолог фестиваля «Территория кино» Елена Громова.


«Мне было очень важно понять, когда закон с поправками вступает в силу, потому что наш фестиваль в этом году проходит с 13 по 16 сентября. У нас уже сформирована программа, куплены билеты для режиссеров и гостей. Это крайне нервная и неприятная ситуация. Мы с коллегами сделали официальный запрос в организационно-правовой отдел Минкульта и вот только получили ответ, что наш фестиваль в сентябре этого года не попадает под действие закона, так как закон вступает в силу спустя 90 дней с момента опубликования. Можно на время выдохнуть. Но что делать дальше, после того, как этот фестиваль пройдет, нам все равно придется думать», — рассказала Елена Громова. Программа фестиваля «Территория кино» будет опубликована в ближайшее время.

Текст — Александра Артамонова, фото — Денис Туголуков, архив редакции

* Facebook — Социальная сеть признана в России экстремистской Тверским судом города Москвы. Запрещена и заблокирована в РФ

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]