Когда шум — искусство: Данил Акимов о фестивале «Sound Around Kaliningrad»

Фотография предоставлена БФ ГЦСИ
Фотография предоставлена БФ ГЦСИ

Куратор Балтийского филиала Государственного центра современного искусства Данил Акимов рассказывает о четвертом фестивале экспериментальной музыки «Sound Around Kaliningrad» и о тех, кто на нем выступит, вспоминает фестивали прошедших лет, а также проводит небольшой экскурс в историю экспериментального звукового искусства и советует не бояться саунд-арта.

— Фестиваль «Sound Around Kaliningrad» — это логическое продолжение звуковых кураторских проектов, которые Балтийский филиал государственного центра современного искусства реализует с 2005 года. Отчасти наш международный открытый фестиваль экспериментально музыки вырос из «походной» артистической резиденции «Sound Art Camp», когда 14 саунд-арт-художников из разных городов и стран в течение определенного времени жили и работали в заповедном месте нашей области — в Краснолесье. Отчасти — из нашего проекта «Акустическая диагностика».

— Нам с коллегам очень хотелось, чтобы на фестивальной карте города появилось мероприятие, которое представляет другую, экспериментальную музыку. Так получился фестиваль «Sound Around Kaliningrad». В этом году он пройдет в четвертый раз, и за все время существования в нем принимали участие и известные музыканты-экспериментаторы (например, Карл Михаэль фон Хауссвольф, Джим Тёрлуэлл, Владимир Тарасов, Якоб Киркегаард), и начинающие исполнители.

— Мы не показываем всем известные вещи: это не особенно интересно. Гораздо интереснее сказать аудитории: посмотрите, здесь есть для вас что-то новое. Да, многие люди, когда слышат о современном искусстве вообще и о саунд-арте в частности, говорят примерно одно и то же: «О, это будет обязательно что-то непонятное, что-то давящее и экстремальное». Может и будет, но далеко не всегда.
 
img1.jpgimg2.JPGimg3.jpgсаунд добавочная.JPG

— Понятно, что на подобные мероприятия, которые широкой массой принято считать «непонятными», ходит довольно узкий круг людей. Я призываю калининградцев быть готовыми к неизвестному, перестать опасаться современного искусства и хотя бы попытаться отказаться от его стереотипного восприятия. Именно поэтому каждый год я включаю в программу событий фестиваля такие формы, которые будут понятны многим.

— Границы саунд-арта довольно размыты, но прежде всего — это экспериментальная музыка, которая хороша именно своим широким диапазоном: это может быть щебетание птиц, гул трансформаторной будки в жанре «полевых записей» или абстрактное звуковое полотно, синтезированное в компьютерной звуковой среде. Если говорить о возникновении самого термина «sound art», то он появился в 80-е годы ХХ века, но само явление экспериментального звукового искусства гораздо моложе — это 20-е годы прошлого века, первая волна авангарда.

— Первое имя, с которого я бы советовал начать знакомство с саунд-артом — это имя Льва Термена. Термен никогда не считал себя авангардистом, он просто был гениальным инженером и конструктором, изобретателем одной из первых телевизионных систем дальновидения, первой в мире ритм-машины, систем охранной сигнализации, автоматических дверей, первых подслушивающих устройств, и, главное, в 1918 году он создал первый в мире электронный музыкальный инструмент — терменвокс. Термен открыл новые возможности звука, его инструмент и сегодня используют многие экспериментальные музыканты. 
 
 

— Затем я бы обязательно упомянул Арсения Авраамова одного из представителей советского авангарда, который пытался объединить искусство и технологию, создать единое звуко-цветовое искусство. Я бы назвал его еще и революционным максималистом, который призывал для освобождения музыки буквально «сжечь все рояли мира». Одно из самых, на мой взгляд, интересных произведений Авраамова — это его «Гудковая симфония», которая была осуществлена в Москве и в Баку. Это был тот случай, когда одному музыкальному произведению был подчинен весь город: из звуков фабрик, самолетов, кораблей, автомобилей и других совершенно разных индустриальных шумов выстраивались мелодии «Интернационала» и «Марсельезы». И именно «Гудковая симфония» стала предшественником «конкретной музыки», которая конструировалась из природных звуков и повседневных шумов. 
 
 

— Если отойти от практик раннего авангарда, то можно вспомнить уже ставший хрестоматийным саунд-перформанс «433» американского композитора Джона Кейджа. Кейдж выдвинул тезис, что «всякий звук является музыкой», кроме того, он проповедовал алеаторику — нарушение в музыкальной структуре композиции: намеренно создавал помехи, вносил в музыку элементы случайности. «433» — самый известный звуковой перформанс Кейджа — композиция, в которой для произвольного числа музыкантов прописано всего лишь одно действие — «сохранять тишину». Во время тишины, воцарившейся во время исполнения композиции, оркестр словно на 4 минуты и 33 секунды поменялся с аудиторией зала местами: главным объектом внимания в этой композиции становились те звуки, которые производили слушатели.

— «Электронная поэма» Эдгара Вареза и Яниса Ксенакиса кажется мне одним из удачных примеров на тему того, как саунд-арт может быть доступен, скажем, буржуазным массам. «Электронную поэму» представили в 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе в павильоне компании «Philips». В самом павильоне, который внешне напоминал арфу, было размещено около четырехсот громкоговорителей, которые и исполняли произведение, основанное на математических принципах моделирования музыки.

А если приводить совсем простые примеры, то наверняка многие помнят советский мультфильм «Баба-Яга против»: в нем играла порой совершенно космическая музыка — это тоже можно было на тот момент времени назвать современным звуковым искусством. Обращаясь же к истории нашего фестиваля, могу сказать, что я стараюсь представить как можно более широкий спектр направлений: это может быть и саунд-перформанс, и звуковая инсталляция. Например, в прошлом и позапрошлом году в рамках фестиваля на мансарде «Кронпринц» были показаны две саунд-инсталляции художника и перкуссиониста Владимира Тарасова. Его инсталляция «Шестидесятые» была посвящена рок-культуре, а «Губостан» — еще и отчасти саунд-перформанс, посвященный архаичному музыкальному инструменту.

— Ежегодно «Sound Around» осваивает новые площадки: он как будто блуждает по городу, часто проявляясь в неожиданных для концертного жанра местах, например в зоопарке или на открытой территории Центра экологии и туризма. В этом году три новых партнера — арт-пространство «Ворота», концертный зал Калининградской областной филармонии, бывший ДК «Сплав». Постоянно приходится думать над тем, как понятнее и убедительнее представить современное звуковое искусство и консервативно настроенной аудитории, поэтому и составляю программу, рассчитанную на слушателя любой степени подготовленности и вовлеченности. Три концертных вечера позволят оценить весь жанровый спектр современной экспериментальной музыки или выбрать отдельное событие по индивидуальному предпочтению — концерт в галерее, клубная ночь в бывшем ДК или концерт молодых композиторов в филармонии.

Например, в концертном зале Калининградской областной филармонии пройдет наш «композиторский» день. На нем выступит один из современных и самых активных отечественных композиторов Владимир Раннев.

Хедлайнер фестиваля этого года — швейцарский саунд-артист Дейв Филлипс. Он даст два концерта: один в Закхаймских воротах (и там же он выступит с лекцией), другой — в бывшем ДК «Сплав». Дейв известен тем, что в середине 1980-х основал нойз-хардкор-группу «Fear Of God», а затем сотрудничал с акционистами из «Schimpfluch-Gruppe» и тусовкой лейбла «Tochnit Aleph»: вместе с ними Филлипс преуспел в искусстве перформанса. После этого музыкант неожиданно обращается к дикой природе: выпустил кучу альбомов полевых записей, начал писать пространные манифесты в защиту животных и стал убежденным веганом — на его канале в «YouTube» можно найти записи звуко-кулинарных перформансов, где главным музыкальным инструментом выступает посуда.
   

На настоящий момент музыка Филлипса — это многослойные шумовые полотна, звучащие как трансляция из доисторического леса, психоакустический ритуал, в котором животное объединяется с человеческим.

— Кроме концертов, у нас запланированы еще и ворк-шопы: их проведут саунд-художники из Польши, которые приехали к нам в рамках программы «Близкий незнакомец». Один мастер-класс будет для взрослых, точнее для взрослых калининградских музыкантов — его проведет гданьский художник Карл Шварц. Этот проект будет называться «listen>play<listen», и участие в нем примут участники известных калининградских групп. Второй ворк-шоп будет для детей и его проведет польский музыкант Конрад Гека, обычно выступающий под псевдонимом «Компостник». Его занятие будет построено таким образом, что в конце будет создан большой ансамбль по типу советских детских шумовых оркестров. 
 


— В большей степени таким продуктивным сотрудничеством с польскими артистами мы конечно обязаны проекту «Близкий незнакомец», который создал просто уникальные условия для продуктивного взаимодействия кураторов и художников.  В большей степени таким продуктивным сотрудничеством с польскими артистами мы, конечно, обязаны проекту «Близкий незнакомец», который создал просто уникальные условия для продуктивного взаимодействия кураторов и художников. Так в 2013 году мы совместно реализовали просто феноменальный мигрирующий фестиваль Sound Around, ядром которого была группа из 8 художников, которые тесно работали в течение трехнедельных резиденций в трех разных городах — Калининграде, Гданьске и Клайпеде. Мы исследовали звуковые ландшафты этих городов, репетировали, выступали, обнулили все возможные препятствия к коммуникации и подарили каждому участнику уникальный опыт сотворчества. Итогом этого звукового путешествия стал выпуск CD-диска с документацией выступлений на фестивалях, а каждый на нем — это произведение определенной коллаборации нескольких художников. конечно, главный итог — это сам фестиваль Sound Around, прошедший не только в Калининграде, но и в Клайпеде и Гданьске. Концерты, лекции, мастер-классы, видеопоказы и другие мероприятия фестиваля в трех городах посетили около 1500 человек. Саунд-художники, принимавшие участие в резиденции, составили значительную лайн-апа калининградской части Sound Around — и, несмотря на близость Польши и Литвы, пожалуй, никогда у нас в городе не был так широко представлен спектр экспериментального звука из стран-соседей. Кстати, крайне важно, что полученный совместный опыт стал основой для реализации проектов уже вне «Близкого незнакомца» — так, почти все музыканты, многие из которых не знали друг друга до проекта, стали участниками выездной аудиовизуальной программы Sound Salute, организованной нашим филиалом во время Ночи Культуры в Вильнюсе.

— Будет еще и клубная ночь: она пройдет в бывшем ДК «Сплав». Начнется она лекцией, продолжится концертом и видеопрограммой, а закончится вечеринкой. Из множества участников там, например, выступит литовский саунд-художник Витаутас Плиадис. Название его проекта звучит как аббревиатура неведомого бюрократического учреждения — «OBSRR». Музыка Витаутаса вдохновлена наследием поздней советской архитектуры — типовыми зданиями, которые хорошо знакомы, например, жителям Балтрайона.

В первую очередь я рекомендую для ознакомления послушать прекрасную песню под названием «Grimas namo» — «Возвращаясь домой».

   

Как результат — неторопливые песни на литовском, утопающие в синтезаторных сэмплах, постсоветская хонтология с рабочих окраин.

Саунд-арт — это активно развивающееся и востребованное направление современного искусства. В последние годы наблюдается мощная волна крупных выставок, различных форумов и фестивалей, репрезентирующих работу со звуком. Все больше молодых художников и опытных кураторов обращаются к звуковому искусству, можно смело говорить о моде на саунд-арт. Поэтому мы уверены, что аудитория фестиваля «Sound Around Kaliningrad» будет только расти.

Данная публикация была подготовлена при финансовой поддержке Европейского Союза в рамках Программы приграничного сотрудничества ЕИСП Литва-Польша-Россия2007—2013 гг. Ответственность за содержание публикации несет Балтийский филиал Государственного центра современного искусства. Данная публикация ни в коей мере не может рассматриваться как выражение позиции Европейского Союза.

Программа реализуется при финансовой поддержке Европейского Союза

This publication has been produced with the assistance of the European Union under the Lithuania-Poland-Russia ENPI Cross-border Cooperation Programme 2007–2013. The contents of this publication are the sole responsibility of the Baltic Branch of the National Centre for Contemporary Arts and can in no way be taken to reflect the views of the European Union.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]
1393