Звук вокруг: как прошел фестиваль экспериментальной музыки в Калининграде

Звук вокруг: как прошел фестиваль экспериментальной музыки в Калининграде Звук вокруг: как прошел фестиваль экспериментальной музыки в Калининграде Звук вокруг: как прошел фестиваль экспериментальной музыки в Калининграде Звук вокруг: как прошел фестиваль экспериментальной музыки в Калининграде Звук вокруг: как прошел фестиваль экспериментальной музыки в Калининграде Звук вокруг: как прошел фестиваль экспериментальной музыки в Калининграде Звук вокруг: как прошел фестиваль экспериментальной музыки в Калининграде Звук вокруг: как прошел фестиваль экспериментальной музыки в Калининграде Звук вокруг: как прошел фестиваль экспериментальной музыки в Калининграде Звук вокруг: как прошел фестиваль экспериментальной музыки в Калининграде Звук вокруг: как прошел фестиваль экспериментальной музыки в Калининграде Звук вокруг: как прошел фестиваль экспериментальной музыки в Калининграде

На выходных завершился международный фестиваль экспериментальной музыки «Sound Around Kaliningrad», организованный Балтийским филиалом Государственного центра современного искусства (куратор — Данил Акимов). В этом году он как никогда был именно «мигрирующим», то есть проходящим на самых разных тематических городских площадках. Внимательным слушателем всех трех фестивальных дней стала «Афиша Нового Калининграда.Ru».

До нынешнего фестиваля несколько лет подряд одной из постоянных площадок «Sound Around Kaliningrad» был клуб «Репортер» — помещение относительно небольшое, от этого камерное. В «Репортере» слушатели сидели друг к другу очень плотно, к тому же, как им, так и исполнителям нередко мешали звуки работающей кофе-машины, посуды, которую несли с кухни, и скрежетание металлической мебели об пол. То есть можно было при желании найти этому и концептуальное объяснение: например, как окружающие нас обыкновенные бытовые звуки становятся частью «шумового» концерта, но скорее всего это было экспериментом, связанным с проверкой на прочность терпения музыкантов.

Но клуб «Репортер» закрылся, в городе появились новые и, кажется, более подходящие для разных культурных событий площадки: те же Закхаймские ворота на Московском проспекте и галерея «Soul Kitchen» в бывшем ДК «Сплав». К тому же, организаторы фестиваля, помимо популярных молодёжных пространств, решили обратиться к пространствам более «классическим», например, концертному залу Калининградской областной филармонии, в котором прошел концерт музыки современных композиторов.

Последняя площадка как раз отлично показала, что вот так, очень по-разному, демократично, в консервативном пространстве, без пафосного конферансье и общего ощущения «торжественности момента», могут проходить концерты современных композиторов. Музыкальная программа в филармонии состояла из четырех частей. В самом начале — вполне классические «звуковые картинки» Иллариона Дьякова, как будто такая подготовка для слушателя — начнем с того, что привычнее и вам более-менее знакомо. Затем уже «более сложное»: академическая музыка, но с клубным, электронным андеграундом — выступление латвийского молодого композитора Платона Буравицкого (вот кто точно бы понравился работникам консерватории несмотря ни на что — концертный фрак, такие же черные концертные брюки). Затем, очень концептуалистская, междисциплинарная вещь, которую сам композитор называет «сеансом», «Вот такая любовь» Владимира Раннева для женского голоса, камерного ансамбля и живой электроники. И в заключении — выступление норвежских музыкантов, дуэта «Sturle Dagsland». Такого концертный зал калининградской филармонии, пожалуй, еще не слышал. Норвежцы играли абсолютно «дикую», живую и безудержно бешеную музыку. Дикую и живую в том смысле, что энергия музыкальных композиций норвежцев сродни энергии северной природы их страны: какие-то бушующие фьорды и море, леса, склоняющиеся под ураганным ветром, и через всю эту «стихию» — отчаянный, тонкий голос вокалиста. Еще до начала концерта кто-то в толпе перед филармонией сказал, что норвежцы выглядят так, будто только что в самом буквальном смысле этого словосочетания слезли с деревьев. Если же пользоваться предложенной метафорой, то выглядело и звучало все так, будто они не «слезли с деревьев», но пробирались сами и вели за собой слушателей через сложно организованный своей музыкой бурелом. «Как будто душу вынули», — сказал кто-то из зрителей, выходя из фойе на улицу.

Концерт в зале Калининградской филармонии стал заключительным днем, а точнее — вечером фестиваля. Те, кто три дня были постоянными и внимательными слушателями, уже успели устать — накануне все отчаянно веселились в бывшем ДК «Сплав». Там был самый масштабный концерт: выступление двадцати музыкантов на главной сцене; танцы в маленьком зале между этажами; видеопоказы в маленьком и старом кинозале «Сплава». Последние напомнили старожилам о тех временах, когда куратор «Sound Around Kaliningrad» Данил Акимов устраивал вечера экспериментального кино и музыки в кинотеатре «Баррикады». В кинозале «Сплава» показывали документальный фильм о саунд-экспедиции датской группы «Efterklang» в заброшенный российский город Пирамида на Шпицбергене, подборку абстрактных и минималистичных работ из саунд-арт-коллекции финской галереи «MUU», программу фильмов швейцарского музыканта Дэйва Филлипса. После показа был и небольшой звуковой перформанс Филлипса «Насекомые». По расписанию Дэйв Филлипс должен был выступить еще накануне в «Воротах», но багаж музыканта потерялся где-то в Европе и доставили его только на следующий концертный день. Поэтому и полевые и необработанные, очень атмосферные записи насекомых и лягушек, а еще птиц и природных явлений — эти звуки Дейв Филлипс записал на островах и в национальных парках в Восточной Азии — звучали не в «Воротах», а в кинозале «Сплава». Но только благодаря этой неприятности с багажом тем, кто пришел в ДК, удалось стать частью этого тотального звукового перформанса. «Вот так послушаешь жуков, выйдешь на улицу, а тут уже не весна, а почти лето началось — весь воздух поет и насекомыми шумит, как в том зале», — кого-то из зрителей во дворе «Сплава» услышанное явно настраивало на лирический лад.

Текст — Александра Артамонова, фото — Виталий Невар

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]