По-прежнему лучший: 9 главных моментов фестиваля «Open’er 2015» в Гдыне

Белая корова — один из символов фестиваля этого года; фото — facebook.com/openerfestival
Белая корова — один из символов фестиваля этого года; фото — facebook.com/openerfestival
Все новости по теме: Фестиваль «Open'er» в Гдыне
«Афиша Нового Калининграда.Ru» в этом году снова (как и в прошлом) работала и отдыхала на крупнейшем событии музыкальной жизни Восточной Европы — фестивале «Open’er». Наш редактор рассказывает о лучшем и худшем концертах нынешнего события, о глобальных переменах в его общепите и инфраструктуре, а также констатирует, что более близкого, доступного и по-европейски качественного мероприятия летом калининградцам по-прежнему не найти.
01. Фестивальная еда: прощай, запеканка — привет, стрит-фуд

По большому счёту, к еде на «Open’er» всегда были вопросы. Бесконечные запеканки с колбасой, залитая кетчупом картошка фри и гигантские шавермы надоедали уже к третьему фестивальному дню, а живот начинал ругаться из-за них ещё раньше. Первые попытки привезти сюда стрит-фуд наблюдались ещё год назад. Тогда на территории размещалось несколько закусочных в фургонах — с бургерами и суши (скорее всего, были и другие — мы просто не обратили на них внимание). Большая часть кафе, тем не менее, в 2014 году работала по старинке. В этот раз стрит-фуд был повсюду. Трак «Black Mamba» с азиатской едой, палатка с бургерами «Jesc», итальянская паста в лотке «Zakochany Kundel», снова бургеры под вывесками «Rarytas»… Такое ощущение, что на фестиваль в этом году съехался весь стрит-фуд Польши.

Время ожидания блюда в каждом месте разное: кто-то готовит за 10 минут, кто-то обещает управиться за 20, кто-то честно признаётся, что раньше, чем через 50, не успеет. Посетители относились к перспективе простоять час за бургером с пониманием. В конце концов, всем же ясно, что повара не халявят и не тянут время специально. Кажется, к тому, что вкусно — не значит быстро, поляки уже привыкли. Иначе у вагончика под названием «Burger Pro» не стояла бы покорно 40-метровая очередь. Мы, к сожалению, так и не решились к ней присоединиться. Надеемся, как-нибудь в следующий раз.


Самая красивая продавщица из, кажется, всех фуд-траков в мире; фото — Сергей Маликов, «Новый Калининград.Ru»
02. Инфраструктура фестиваля: каждый год меняется к лучшему

Постоянные гости «Open’er» хорошо помнят моменты, когда приходится выбирать между двумя, а то и тремя любимыми артистами, выступающими в одно и то же время. Это очень непростой выбор: бежать в первый ряд, в толпу радикально настроенных фанатов, чтобы посмотреть на что-то одно, либо, наоборот, встать где-то сбоку и, насладившись 20 минутами первого шоу, отправиться на другое. В 2015 году возможностей увидеть всё и сразу было больше, так как сцены располагались (по крайней мере, визуально) гораздо ближе друг к другу, чем когда-либо раньше. Обсуждая это, некоторые, правда, предполагали, что фестиваль стал меньше по своим масштабам, аргументируя это тем, что год назад он лишился пивного бренда как титульного спонсора. Впрочем, с точностью замерить расстояние между площадками — невозможно (не шастать же, в самом деле, с рулеткой). Версия о том, что это стараются организаторы и постоянно усовершенствуют логистику фестиваля, представляется более правдоподобной.

Иное месторасположение сцен, реконструирование внешнего вида площадок, увеличение количества промо-зон, новая официальная символика фестиваля (дизайнеры решили использовать образы животных: коров, зайцев, медведей, птиц — получилось как минимум забавно)… Эти детали — прежде всего, способ донести до аудитории, что «Open’er» развивается, предлагает новые развлечения, меняет контент. Всё, как и должно быть по законам жанра, если ты устраиваешь ежегодное мероприятие в одном и том же месте и не хочешь надоесть однообразием. Кстати, это именно то, о чём не сильно заботится событийная индустрия в Калининграде, из года в год работающая по отработанным приёмам. Впрочем, представителей местных организаторских структур в этом году на фестивале замечено не было — хочется верить, что они просто поехали обучаться грамотной логистике на какие-то другие события.
03. Самый запоминающийся концерт: «Mumford & Sons»

Один из главных хитов «Mumford & Sons»; видео — youtube.com/user/MumfordAndSonsVEVO

Что представлялось накануне? Бесконечные банджо, мандолина и губная гармошка, англо-кельтские народные музыкальные традиции, сельский фольклор, песни, чей смысл сводится к тому, что арканзасский бродяга нашёл индюка в соломе — всё, чем знамениты две первые пластинки британского коллектива. Те, кто видели группу на фестивале в 2012 году, были в восторге.

Что было на самом деле? Оказывается, «Mumford & Sons» не столько про кантри и традиционный фолк, как это может показаться на первый взгляд. То есть да, в своих альбомах «Sigh No More» (2009, общие продажи в США — 3.2 миллиона экземпляров) и «Babel» (2012, продажи в США — 2.7 миллиона копий) лондонцы действительно давали максимум народного материала, влюбляя в себя и юных школьниц, и домохозяек, слушающих радио в супермаркетах. В рамках же третей пластинки «Wilder Mind» решили отойти от кантри в сторону. Показывая, что способны на эксперименты, что не против работы с продюсерами и хотели бы уделять больше внимания динамике и структуре записей.

Что касается обаяния плотнощёкого лидера группы Маркуса Мамфорда (он по-прежнему внешне напоминает компьютерного персонажа Марио) и его умения устанавливать контакт со слушателями, создавая удобную, непринуждённую атмосферу — то они никуда не делись. Да и вряд и куда-то денутся — группа начинала свой путь именно с туров, в которых и оттачивала способности общаться с залом, заставляя слушателей умирать от восторга. Оценить масштаб лайвов «Mumford & Sons», как и представить, почему мы считаем их концерт настолько удачным, можно выше, посмотрев концертное видео «I Will Wait». Но лучше, конечно, это видеть вживую.
04. Разочарование фестиваля: концерт «The Libertines»

«The Libertines» на «Open’er 2015»; фото — opener.pl

Что представлялось накануне? Триумфальное возвращение одной из главных групп нулевых: знаменитый декадент и смутьян современного английского рока Пит Доэрти снова дружит со своим напарником Карлом Баратом, несмотря на наркотики, ссоры, драки и квартирные кражи.

Что было на самом деле? Увы, но концерт ленивых, постаревших, растолстевших британцев, играющих на расстроенных гитарах, сложно назвать удачным камбеком. Можно, конечно, сколько угодно аргументированно доказывать, что в случае с ними ни о какой сценической отточенности речи никогда не шло, но ленца Доэрти и Барата демонстрировала скорее элементарное неуважение к зрителям, нежели какой-то фирменный приём. Серьёзно рассуждать о «The Libertines» после такого раздолбайства не хочется. Разве что насмешливо вспомнить время, когда журнал «New Musical Express» в каждом номере называл их «лучшей группой со времён „The Strokes“».
05. Песня фестиваля: Хозиер «Take Me To Church»

По легенде, ещё год назад Эндрю Хозиер-Бирн жил вместе со своими родителями в Дублине, по вечерам выступал в маленьких клубах. Правда или нет, что видео на его главный хит выложили без ведома самого артиста (и он до сих пор не в курсе, кто это сделал), мы вряд ли когда-то узнаем — уж слишком красивая эта история, чтобы однажды её опровергнуть. Тем не менее, о том, что летом 2015 года крохотные площадки превратятся в главные сцены крупных фестивалей, юноша точно не подозревал. В итоге, выступление Хозьера — этот тот самый случай, когда все ждут одного хита и могут быть уверены, что его сыграют самым последним. Кажется, ни одного незнакомого со словами припева песни среди слушателей не нашлось.

Важно не упустить из виду, что для нас ролик на «Take Me To Church» интересен ещё и наличием прямых отсылок к российской государственной гомофобии. Музыкальным каналам в стране приходится вырезать из клипа кадры однополой любви*, а радиостанции играют танцевальный ремикс на песню, стараясь при этом никогда не упоминать, о чём именно артист поёт (чтобы не попасть под закон о пропаганде гомосексуализма*).

Хозиер на «Open’er 2015»; видео — youtube.com/channel/UCQdnlRyMnKsMRRyohnFh7uA
06. Самые безбашенные и преданные фанаты: «Die Antwoord»

Существует такое понятие, как активная фанатская база. Это люди, которые ездят за музыкантами в каждый тур, спешно скупают фирменную атрибутику, готовы на всё, чтобы оказаться в первом ряду выступления. Своя активная фанатская база есть, например, у группы «Depeche Mode», у «Muse», у рокеров вроде «Red Hot Chili Peppers». Фанатичными поклонниками могут похвастаться и южноафриканские фрики из «Die Antwoord». Для того чтобы понять, откуда у всего этого растут ноги, нам пришлось простоять у сцены в разгорячённой толпе до начала шоу почти час (который, кажется, длился вечно) и промокнуть от собственного пота. Польский юноша Марек, отвечая на наши вопросы, толком сказать, чем именно его задевает творчество вокалистки с высоким голосом Йоланди, любителя южноафриканских гетто Ниндзя и диджея Hi-Tech, скрывающего своё лицо под маской, не смог. «Посмотрите хотя бы пару минут и сами всё поймёте — такого не делает больше никто», — признавался молодой человек.

Их музыка — это хэппи-хардкор90-х, который замешан на хип-хопе и заправлен дикими плясками, позаимствованными у племён родного континента. «Die Antwoord» — это как «The Prodigy» 20 лет назад — сумасшествие, не подающееся описанию. Выстоять во втором ряду (в первый нас отчаянно не пускали) среди тысяч плачущих девочек и без разбора размахивающих руками парней мы смогли от силы две песни. Пришлось просить охранников, чтобы те вытащили нас наружу. Но, по крайней мере, пункт обязательной программы был выполнен. И больше на концерт «Die Antwoord» — ни ногой.


«Die Antwoord» на «Open’er 2015»; фото — Bartek Bajerski, facebook*.com/openerfestival
07. VIP-зона фестиваля: никаких понтов и никакого лакшери

Впервые в 2015 году организаторы совместили тент для журналистов с привилегированным VIP-пространством повышенной комфортности. В нём можно удобно смотреть концерты главной сцены, лежать в гамаке и отдыхать на диванах в тёмной комнате. Что мы и делали, а заодно искали и самих VIP’ов наподобие калининградской золотой молодёжи и тех, кто предпочитает хвастаться своим статусом. Они, впрочем, отсутствовали как класс. Плюс никаких тебе кожаных кресел внутри, шампанского рекой и понтов, характерных для VIP-лож в России — будь то музыкальный фестиваль или «Голосящий КиВиН». Другое, на что обращаешь внимание, — это фасад элитной зоны. Он смонтирован из миллиона компакт-дисков. Такая конструкция символизирует желание организаторов строить из простых вещей — даже если речь идёт о люксовых объектах.
08. Одежда фестиваля: джинсовые шорты на девушках

Сложно припомнить другое событие, собравшее бы в одном месте так же много длинноногих девушек в смелых джинсовых шортах. Чёрные, голубые, с цветами, в полоску, обрезанные собственноручно или купленные в магазинах, рваные и с выглядывающими карманами, неравномерно окрашенные — неважно. Главное — максимально короткие. Хочется, конечно, сказать спасибо тем, кто вернул моду на этот летний атрибут гардероба — если бы не они, то одним ярким воспоминанием с опен-эйра было бы меньше. Ну и конечно, девушкам было бы не так комфортно переносить 30-градусную жару.


Фото — opener.pl
09. Русские на фестивале: меньше, чем обычно

Кажется, прошли те времена, когда повсюду на фестивале можно было встретить калининградцев. Нет, русской речи здесь по-прежнему много: нам попадались жители Екатеринбурга (им, к слову, выступление «The Libertines» вполне понравилось), москвичи, юные мамоновчане, которым будто ещё и 18 лет не было. Они, к слову, подсели в рейсовый автобус на финальной остановке перед границей; по внешнему виду юношей мы сделали вывод, что те ехали на рэперов A$AP Rocky и Дрейка. Вряд ли молодые люди сами понимают, что своим путешествием они буквально рушат стереотип, касающийся невозможности меломану из русской глубинки услышать артистов мирового уровня. Ещё как услышать. У парней это получилось очень просто — сели себе да поехали. Пожалуй, такое возможно только в Калининграде.

Другие русскоговорящие на фестивале — это украинцы. Как сами рассказывали ребята, в этом году особенно много киевлян. О политике и сложном для российско-украинских отношений времени украинцы не говорили. Про музыку, лайн-ап, отдых в Польше — пожалуйста. О том, как непростые события трактуются в телевизоре, — нет. Впрочем, мы и сами не затрагивали эту тему.


Фото — opener.pl

Вряд ли слабая явка калининградцев в этом году связана с подорожавшим злотым, скорее — с тем, что многие из них стареют и не подпадают под целевую аудиторию фестиваля, а их четырёхдневному отдыху «мешают» дети, семья, офис. Вырастет ли новое поколение тех, кто каждый год захочет ездить в польское Трёхградье за актуальной музыкой и новыми знакомствами? Надеемся, что да. В условиях отменённой (и точно проигрывающей по составу участников) «Кубаны», государственного курса на обличение «низменных потребностей» и запретов, понимаешь, что «Open’er» — по-прежнему наиболее близкое к нам, по-европейски качественное мероприятие летнего формата. До встречи через год, любимый фестиваль. 
 

*Международное общественное движение ЛГБТ признано экстремистской организацией и запрещено в РФ

* Facebook — Социальная сеть признана в России экстремистской Тверским судом города Москвы. Запрещена и заблокирована в РФ

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]