С 6 по 9 августа в столице Латвии прошел музыкальный фестиваль «Кубана», неожиданно для многих переехавший туда из пос. Янтарный в Калининградской области, где первоначально планировался. Мэр Риги Нил Ушаков, прервавший свой отпуск ради посещения «Кубаны», встретился с журналистами из России и рассказал о том, как было принято решение о переезде фестиваля, сколько полицейских занимались охраной правопорядка на нём и каким образом данное мероприятие помогает сохранять отношения между двумя странами в условиях внешнеполитического кризиса.
— Нил Валерьевич, спустя год после двустороннего введения санкций Россией и странами Евросоюза хочется узнать, насколько ситуация коснулась Риги…
— Санкции сейчас на самом деле уже вторичны, потому что для экспорта в Россию принципиален курс рубля. После того, как рубль упал, и те продукты, которые находятся под эмбарго, и те товары, которые под эмбарго не попали, стало сложнее продавать. Естественно, то, что запрещено — молочную продукцию, мясо, — мы больше не возим. Но Рига не производит продовольствие — это, как, например, новый запрет на рыбные консервы, коснулось других районов Латвии.
Ситуация ударила по туризму. За предыдущие несколько лет нам удалось утроить количество отдыхающих из России. И если раньше, на момент «до кризиса», доля россиян среди туристов, приезжающих в Ригу, составляла порядка 31–33%, то в этом году —
Порт пока в порядке — прошлый год мы завершили с плюсом, потому что по объективным причинам России для экспорта собственных товаров собственных мощностей в этом направлении не хватает. Мы сильно потеряли — практически остановилось всё, — в том, что касается






— Легко ли в этих условиях было принять решение о проведении музыкального фестиваля «Кубана» в Риге?
— Решение принять было проще, чем его реализовать, учитывая, что всё произошло буквально за месяц. Мы начали говорить о возможности принять «Кубану» в прошлом году, когда её организаторами было принято решение уйти из Краснодарского края по определенным причинам. Тогда не сложилось, потому что были абсолютно логичные опасения относительно курса рубля. Кроме того, была необходимость в визах для россиян, и организаторы выбрали Калининград.
Когда в Калининграде у организаторов не сложилось, к нам обратились с вопросом, готовы ли мы. Мы были готовы, но здесь надо понимать, что ту часть острова, на котором «Кубана» сегодня проходит, мы собирались привести в порядок только в
— Калининградские власти, отменяя «Кубану», мотивировали свое решение, в том числе, и невозможностью обеспечения безопасности проведения фестиваля. Какое количество полицейских обеспечивает охрану правопорядка на данном мероприятии в Риге?
— Не знаю, я попрошу перепроверить, но, насколько помню, человек 40.
— Какие цели вы преследовали, соглашаясь провести «Кубану» здесь, и удалось ли их реализовать?
— Мы развиваем в Риге туризм. Туризм, как мы считаем, можно развивать двумя инструментами: один из них — реклама города, второй — организация мероприятий, которые привлекают туристов. Рига — город, в котором можно хорошо провести время, но это
Учитывая, что Латвия потеряла в этом году «КВН», «Новую волну» и «Comedy Club» в Юрмале, возможность организовать
«Кубана» хорошо вписалась в программу летних развлечений, концертов в этом году, и мы хотели бы, чтобы фестиваль остался здесь на постоянной основе. Часть острова, где он проходит, мы планировали подготовить для проведения подобных мероприятий в следующем году, но получилось несколько раньше. Поэтому нам кажется, что всё хорошо, начиная от того, что сюда приехали российские журналисты, которые лишний раз напишут про Ригу, заканчивая людьми, которые приехали на фестиваль. Отношения между Россией и Европой сейчас непростые, но наша задача — сохранить тот основной уровень, когда [люди] общаются за счет культурных мероприятий. Мы можем организовать здесь фестиваль, на котором россияне и жители Латвии, Литвы, Эстонии проводят время вместе, а значит, вероятность того, что санкции рано или поздно закончатся, выше.
— Вы предполагаете, что фестиваль с большим количеством российских музыкальных групп интересен для местной публики?
—
— Рассчитываете ли вы на интерес со стороны жителей Латвии, сравнимый с успехом, который «Кубана» имела во времена её проведения в Краснодарском крае?
— Если мы хотим, чтобы фестиваль здесь остался, и остался удачно, то нужно, прежде всего, поработать с российской аудиторией. В этом году все происходило в условиях
— Не опасаетесь ли вы, что принятие здесь, в Риге, фестиваля «Кубана», который фактически выгнали из своей страны, будет расценено в России как некий вызов?
— Мы не используем слово «выгнали» — просто увидели технические проблемы организаторов, которые возникли в том месте, где они хотели фестиваль проводить, и с большой радостью предложили им нашу площадку. Мы наоборот считаем, что исполнители и любители музыки из России в Латвии сейчас — это дополнительный шаг для того, чтобы те сложные отношения, которые складываются между вашей страной и Европой, держать хоть на
— Сколько средств было потрачено на подготовку площадки для проведения фестиваля, и окупились ли затраты?
— Понимаете, фестиваль
— Как вообще рижане отнеслись к «Кубане»?
— Я бы не переоценивал знания рижанами того, что этот фестиваль вообще существовал. Когда принималось решение о переезде «Кубаны» в Ригу, большинство жителей города о её существовании не подозревали. Сейчас абсолютное большинство относится к фестивалю положительно. По итогам того, как фестиваль пройдет, выясним, сколько тех, кто положительно к нему относится, останется. Но в целом здесь, в городе, люди понимают, что такие мероприятия — это плюсы для экономики, для имиджа столицы — здесь проблем особых нет.
— То есть для вас как для политика и управленца проведение мероприятий, ориентированных в первую очередь на россиян, не несет серьезных политических рисков?
— Ну опять же, что значит, ориентированных на россиян? Я предполагаю, что в сумме среди посетителей рижан будет больше. К тому же, если мы говорим с точки зрения экономики, то рижане очень хорошо понимают все плюсы от российских туристов. Все те, кто так или иначе связан с этой отраслью — а их очень много — почувствовали, что их стало меньше, причем непосредственно не рублем, а евро, и в этой ситуации бизнес очень хорошо к этому относится. Есть люди, которые на острове Луцавсала живут, и они, конечно, вряд ли «Кубану» полюбят. Но в этом суть городов — в них проходят иногда крупные мероприятия.
— Как вы считаете, обоснована ли цена входного билета на «Кубану»?
— По рижским меркам это много. Здесь очень жесткая конкуренция, и цены в 40 евро за однодневный билет и 100 евро на весь фестиваль — это немало. По местному рынку должно быть меньше, чтобы было больше посетителей. Но ценовую политику определяют организаторы.
— Есть ли конкретные планы на реализацию «Кубаны» в следующем году?
— Если все хорошо сложится в этом году — фестиваль еще не закончился, его пережить надо, — то просто нужно вовремя начинать рекламную кампанию по регионам: брать Литву и Эстонию, работать с Россией, пояснять, как нормально получить визу… Всё реализуемо, просто нужно работать. На новом месте всегда непросто.