Не аплодируйте в перерывах: поэты «Голосов» о себе и калининградской поэзии

Фото — Павел Платон, предоставлено арт-платформой «Ворота»
Фото — Павел Платон, предоставлено арт-платформой «Ворота»

В воскресенье, 5 июня, в арт-платформе «Ворота» прошёл фестиваль поэзии «Голоса». Его главная мысль — объединение калининградских поэтов разных уровней и стилей. Около трёх часов с перерывом на музыкальную паузу провёл корреспондент «Афиши Нового Калининграда.Ru» в переполненном зале вместе с любителями словесных искусств. Такой интерес к событию не случаен, ведь в городе не так много поэтических фестивалей, где можно выступить самому и послушать других. Есть ли «поэтические точки» на карте Калининграда, что такое «антивандализм» и важна ли форма в поэзии, ответили участники фестиваля.

Михаил Скоторенко

Грузчик, сторонник уличной поэзии

Vv4X5r6pboI.jpg

Всё же, как же она терпелива
— Органична, проста, разнородна…
Я молчу уж о том, что красива,
Это качество только природно.
И наш мусор приимет обратно.
Перекрошит дороги корнями…
Это нам «для чего» — не понятно,
Ибо смыслы довлеют над нами.
Мы боимся её, избегаем,
Городим города и ограды!
Их за хищные нравы ругаем,
Ну а сами убийствовать рады.

Отрывок из стихотворения без названия.

Сама поэзия развивается уже на протяжении нескольких тысяч лет и проходит определённые стадии развития, подобно тому, как живые организмы проходят путь эволюции. Начиная с примитивной настенной росписи пещерных людей, затем с возникновением письменности. Поэзия изначально зарождалась в единстве с прозой, она начала отделяться от прозы через единство с ней. Затем появилась ритуальная поэзия, которая сначала использовалась в ритуалах, потом стала мифологемой, после начала жить в контексте классических произведений. Можно сказать, что поэзия опередила Ренессанс. После классической формы появились разные направления, например, басни, верлибры. Есть также свободные стихи, они уже на уровень выше классической поэзии. Следующий шаг — сетевая поэзия. Она нематериальна: её не заносят в книги, не учат в школах.

Ещё один этап развития — уличная поэзия. Отношу к ней себя, и это не просто нанесение стихов на стены в городе, а взаимодействие с контекстом.

Все места подобраны специально для конкретного стиха или стих написан для конкретного места. Я стараюсь не использовать политические темы, религиозные, потому что это несёт элемент распрей.

Описывая своё творчество, я использую термин «антивандализм» — это не порча имущества с целью навредить, а незаконное нанесение с пожеланием добра людям.

Мы живём в посттрадиционном обществе, в нём поэзия не выполняет свою роль. Многие используют поэзию для того, чтобы показать людям своё превосходство либо субъективные переживания. В этом случае каждый для себя прав, но вместе мы создаём единую палитру, как пиксели экрана.

Леонид Бондарь

Учитель русского языка и литературы МАОУ лицей № 23

Ecty9STf6dY.jpg

Пусть закончится мёртвая жизня!
В землю топкую втиснут листом,
Оживу наконец-то, и брызнет
Воплем жизни пронзительный стон.

Отрывок стихотворения без названия

Я сторонник того, чтобы сначала нисходило, а потом включался мозг. Поэзия должна быть осознанной. Думаю, что темы моих стихотворений перетекают одна в другую, но традиционно это любовная или философская лирика.

Была такая калининградская поэтическая группа, которая называлась «Сквозняки», потом «Эффект Доплера», она была создана как ответный шаг на засилье возрастных авторов. Самыми молодыми из них были Сергей Михайлов, Игорь Белов и Ольга Яковлева, которая и собрала эту компанию. Именно со «Сквозняков» началось молодёжное движение калининградских поэтов. И сейчас это не то чтобы выходит из-под контроля, но становится популярным. В этом большое влияние интернет-поэзии, таких известных людей, как «Ес Сое» или «Ах Астахова».

Анна Новицкая

Журналист, организатор поэтического фестиваля «Все делают это»

aFNnuxurpQQ.jpg

Ляля кидает мячик о стенку
В долгую школьную переменку.
Раз-два-три-раз… Недолёт, перелёт,
Ляля подпрыгивает и бьёт,
Мячик отскакивает упрямо…
Завтра у Ляли повесится мама,
Сняв перед этим цепочку с крестом.
Только потом это будет. Потом. 

Отрывок из стихотворения «Ляля» (это будет потом)

Я считаю, что должно быть больше поэтических фестивалей, где выступают самые разные люди. И те, которые часто выходят на сцену, и те, которые первый раз или давно не выступали. Потому что у нас в городе сейчас всё не очень хорошо с поэтическими выступлениями. Я надеюсь, что фестиваль «Голоса» получит продолжение и, может быть, кто-то станет именитым калининградским поэтом.

К сожалению, поэтических мест на карте города нет. С закрытием «Альтернативы», которую мы все любили, большой концентрации поэтов нигде не наблюдается.

Сегодня интерес в городе к музыке выше, чем к поэзии. Поэзия не так интересна для слушателя, зрителя, как музыка или танец.

Я за смешение форматов, вот фестиваль «Все делают это» как раз про синтез. Мне кажется, что это лучшая подача. Текст без дополнений должен быть качественным. Чтец должен хорошо представлять свое произведение.

Я очень уважаю Сергея Михайлова, мне нравятся его стихи, замечательные тексты. Из молодых калининградских поэтов могу отметить Владимира Станчица и Ирину Шалагинову.

Владимир Станчиц

В поисках

9sEEh3fjbMM.jpg

Лето распустило нюни.
Сыро, не на что присесть.
Смерть печальнее в июне
После цифры 26.
В комьях гроз неподалёку
Небо треснуло назло.
Отзовись во мне упрёком,
Чушью, поводом для слов,
Отражением без формы,
Спроецированной тлёй.
Яме возрасты покорны
Все, само собой,
Проигравшие ей в прятки.
И в раскате эха
Скорчатся на «эстакадке»
Наши альтер эго.

Стихотворение «Лето распустило нюни»

Увлекаться поэзией начал в юности, хотя в школе литература мне не нравилась. Первое стихотворение написал в восемнадцать, оно было о СПИДе. Поэзия — больше, чем увлечение. Мне кажется, что форма стихотворения вообще значение не имеет, за ней можно следить, за ней можно не следить, хотя сложная форма в поэзии — это интересно как минимум.

Стихотворение может быть таким, каким угодно, главное, чтобы оно было стихотворением.

Мне сложно судить о своём творчестве, я обо всём пытаюсь писать: о любви, о смерти, как и все. Это личные темы в любой поэзии любого времени.

Лариса Садуха

Заместитель директора бизнес-компании

Q4ZNZRBXuyY.jpg

Последние штрихи прошедшего апреля…
В дымке розовой, в закате рваном, алом,
Струится вечер свежий…
Застыли неподвижно разноцветные качели,
Окутан парк весенним невесомым покрывалом —
Прозрачным, нежным…
И разрывается душа на трепетные части,
От птичьего, в звенящей тишине, надрыва,
И наступления шального мая…
Шагаешь по весне — и в этом счастье…
В бесстыдстве красок, вызывающе красивых,
Пусть даже ты весною этой замерзаешь…

Стихотворение «Закат»

Мои стихотворения лирические, про людей, природу, любовь, в некоторых я выражаю свою гражданскую позицию. Фестиваль «Голоса» интересен мне, потому что я не хочу, чтобы мои стихи лежали в столе. Мне любопытно послушать других людей, потому что мы на одной волне.

Никита Ковальчук

Организатор фестиваля «Поэтика»

i3EkRh0wVlo.jpg

Вот и все. Маленькая однушка
и неудобный старый диван.
Хочется быть важным и нужным,
важным и нужным Вам.
Хочется быть нужным и важным,
любимым хочется быть.
В старой однушке, в пятиэтажке
с Вами свой быт делить.

Отрывок из стихотворения «В маленькой однушке»

Заниматься поэзией я начал в десять, то есть чуть меньше десяти лет пишу. Я очень люблю Мопассана, Оскара Уальда, Михаила Булгакова, мне нравится проза Лермонтова. Если двигаться в сторону фэнтези, люблю Толкиена, Джорджа Мартина, по которому снят известный сериал «Игра престолов». Нравится мне Кристи Голден, она пишет о Вселенной Варкрафт. Из калининградских поэтов мне нравятся Дмитрий Зюзин, Владимир Станчиц, Александр Столетний.

Тематика моего творчества широка: от любовной до философской лирики. Я называю себя поэтом, но не уверен в том, что я поэт. Стихоплёт, стихотворец, наверное. Поэт — это более серьезное, нечто важное. Моя поэзия родилась от негатива, я начал писать после смерти мамы.

В вопросах культуры я петербуржец-полукровка, могу сказать, что Калининград — маленький Петербург. У калининградцев свой менталитет, мы вроде бы Россия, а вроде бы и нет. Особенно молодежь впитала всё лучшее от Европы и от славянского мира. Менталитет калининградцев располагает к культурному сдвигу, но нужно больше этим заниматься. Есть интересующиеся люди, но очень маленькая поддержка региональных властей, и в этом я вижу проблему.

В Калининграде мест, где поэты могли бы встречаться регулярно, к сожалению, нет. Очень много поэтов, поэтесс и около того я встречал в парке «Шервуд» (сквер в районе улицы Яналова, район Амалиенау — прим. «Афиши Нового Калининграда.Ru») они собирались там и читали стихи.

Я согласен, что поэзия постмодернизма требует, чтобы её вписывали в новые формы, но новые формы в любом случае идут от каких-то основ, их нужно сохранять.

Даниил 

Ефрейтор, неделя до окончания службы

Я шагал. Я шагаю один.
По дорогам пустынным, забытым.
В никуда. Навсегда. С этим грузом печали, обиды.
Я устал. Помоги. Подхвати, когда будет нужно.
Дай почувствовать мне, что я рядом с тобой.
Дай почувствовать мне, что я нужен.

Отрывок из стихотворения «Путь»


Я служу. Мы от нашей части сделали команду КВН «Утомленные годом», и после того как мы выиграли пару игр, нас отпускают на разные мероприятия. До «прихода» я занимался организацией мероприятия, театром малых форм, чтением художественных слов. За год у меня не получилось в полной мере делать то, что я люблю, и когда я увидел в СМИ информацию о фестивале «Голоса», решил поучаствовать. Если говорить по-армейски, как меня отпустили на фестиваль, то всё придётся запикивать.

Как сообщают организаторы, поэтический фестиваль «Голоса» проходит не в последний раз, чтобы принять участие в чтениях, следует отправить три стихотворения собственного сочинения, указав имя или псевдоним на e-mail annakyjo@mail.ru

Текст — Анастасия Светогор, «Новый Калининград.Ru», фото — архив редакции, предоставлено арт-платформой «Ворота»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]