Эл Ди Меола: если музыкант чувствует себя «живым», он может выступать независимо от возраста

Эл Ди Меола.
Эл Ди Меола.
Выступление одного из величайших гитаристов планеты Эла Ди Меолы на VII Международном фестивале «Калиниинград Сити Джаз» вне всякого сомнения стало одним из самых ярких событий музыкальной жизни Калининграда. «Афиша Нового Калининграда.Ru» публикует ответы на вопросы журналистов региональных СМИ, которые знаменитый исполнитель дал на специальной пресс-конференции незадолго до своего выхода на фестивальную сцену.

— Тебя называют одним из величайших гитаристов современности, а если бы предложили составить список, допустим, из трех музыкантов-современников, кого бы ты туда включил?

— Я высоко ценю многих музыкантов, которые не являются широко известными, которых, возможно, люди не так хорошо знают. Мне очень нравится Ральф Таунер, бразильский музыкант Эгберто Гисмонти и Пако де Лусия.

— Следишь за развитием современного мейнстрима?

— Не очень. Но иногда мы сотрудничаем с группами, которые играют такую музыку. Например, участвовали в проекте G3 (концертный тур, организованный Джо Сатриани — прим. «Афиши Нового Калининграда.Ru»). Это позволяет нам расширять нашу аудиторию и находить новые тенденции в музыке.

— Можешь рассказать об опыте сотрудничества с Леонидом Агутиным?

— Это был интересный опыт для меня. Мне понравилось, как он выстраивал живое выступление — вставлял между своими вокальными партиями мои музыкальные отрывки. Так что у нас получилось интересное сотрудничество, и я не против и дальше сотрудничать с российскими музыкантами. А с Агутиным мы в скором времени планируем еще одно турне.

— Несмотря на свой весьма почтенный возраст (77 лет — прим. «Афиши Нового Калининграда.Ru»), Леонард Коэн до сих пор продолжает выступать. А ты как считаешь, когда надо заканчивать?

— Я не знаю, на самом деле все зависит от каждого конкретного исполнителя. Вообще я считаю, что если музыкант чувствует себя «живым», получает удовольствие от того, чем он занимается, он может выступать независимо от возраста. Хотя, конечно, cо временем это становится делать все сложнее и сложнее.
1004.jpg
— У нас в России сейчас модно спрашивать про Pussy Riot. Ты что-нибудь слышал об этом?

— Pussy Riot? Серьезно они так называются? Нет, ничего не слышал.

— Можешь рассказать о гитаре, на которой ты будешь играть на фестивале «Калининград Сити Джаз»?

— Это гитара ручной работы, особенный инструмент, который был изготовлен в Испании специально для меня. У нее есть определенные детали, которые позволяют добиться особого звука. Раньше такого невозможно было добиться от гитар с нейлоновыми струнами.

— Что стало самым сильным музыкальным потрясением для тебя за последнее время?

— Мне очень понравилось недавнее выступление с G3 в Праге. Три отличных гитариста — Джо Сатриани, Стив Морс, Стив Вэй, и я в качестве специального гостя. Было очень здорово импровизировать вместе. Ну, а в течение жизни, конечно, у меня было множество впечатляющих моментов. Можно перечислить их все, но будет очень долго.

— У тебя был совместный проект с Пако де Лусией. Как ты относишься к фламенко, и не планируете ли вы новых совместных выступлений?

— Нет, мы с ним ничего сейчас не планируем. Хотя мы играли вместе на фестивале полтора года назад, и это было наше первое совместное выступление за 15 лет. Было очень здорово, фестиваль транслировали по телевидению, и у нас с ним получилось очень хорошо «зацепить» аудиторию — выступление прошло «на ура». Когда я впервые стал работать с Пако де Лусией, для меня это был очень интересный опыт, во многом расширивший мое музыкальное восприятие. Мы работаем в разных жанрах, и я никогда не имел отношения к фламенко, но мы очень хорошо совпали по ритму, и таким образом работа с ним для меня стала возможностью для роста и развития.
1005.jpg
— Как ты относишься к различным социальным проектам, которые ведут известные музыканты, как, например, Питер Гэбриел, который снабжает страны «третьего мира» скрытыми камерами для борьбы с коррупцией?

-То, чем занимается Питер Гэбриел, достойно уважения, но я в настоящий момент не планирую ничего столь масштабного. Хотя я участвую в определенных мероприятиях масштабом поменьше. Например, сотрудничаю с организацией ATA, которая занимается проблемами сохранения слуха у музыкантов, и в частности проводит исследования, выясняя, какое влияние на слух оказывает прослушивание музыки в наушниках. Не настолько социальный, конечно, проект — более приземленный.

— Возвращаясь к выступлению Pussy Riot, как ты считаешь, у творческого человека есть какие-то моменты, которые ему непозволительно делать, или он может позволить себе делать все, что угодно?

— Конечно есть определенные ограничения, и некоторые вещи являются просто безвкусными, даже какими-то отвратительными, за которые, в том числе, можно попасть в тюрьму. Иногда музыканты в попытке протеста заходят слишком далеко.

— У тебя есть ученики или музыканты, которым ты покровительствуешь?

— Был один паренек. 13 лет назад я вышел из своего гостиничного номера и обнаружил его под дверью — он очень хотел сыграть для меня. Я его послушал, и после этого мы продолжили общение — он ездил со мной на концерты, я его учил, показывал, как можно усовершенствовать свою игру, и в итоге взял его в свою группу. Это яркий пример того, как настойчивость и желание учиться приводят к исполнению мечты. Но это, конечно, уникальный случай.

— На какой площадке тебе комфортнее выступать?

— Для меня главное, чтобы было как можно больше зрителей, которые получают удовольствие от моей музыки. Но я все же предпочитаю, чтобы люди находились ко мне как можно ближе, чтобы обстановка была более интимной — это здорово!

— И последний вопрос. Есть ли какая-то страна или город, куда тебе очень нравится приезжать?

— Россия, конечно!

Текст, фото — Денис Туголуков

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]