Разрешается не спать: пять фактов о Музейной ночи в Калининграде

Разрешается не спать: пять фактов о Музейной ночи в Калининграде Разрешается не спать: пять фактов о Музейной ночи в Калининграде Разрешается не спать: пять фактов о Музейной ночи в Калининграде Разрешается не спать: пять фактов о Музейной ночи в Калининграде Разрешается не спать: пять фактов о Музейной ночи в Калининграде Разрешается не спать: пять фактов о Музейной ночи в Калининграде Разрешается не спать: пять фактов о Музейной ночи в Калининграде Разрешается не спать: пять фактов о Музейной ночи в Калининграде Разрешается не спать: пять фактов о Музейной ночи в Калининграде Разрешается не спать: пять фактов о Музейной ночи в Калининграде Разрешается не спать: пять фактов о Музейной ночи в Калининграде Разрешается не спать: пять фактов о Музейной ночи в Калининграде Разрешается не спать: пять фактов о Музейной ночи в Калининграде Разрешается не спать: пять фактов о Музейной ночи в Калининграде Разрешается не спать: пять фактов о Музейной ночи в Калининграде Разрешается не спать: пять фактов о Музейной ночи в Калининграде Разрешается не спать: пять фактов о Музейной ночи в Калининграде

Невероятно, но факт: на калининградской акции «Музейная ночь — 2016» практически не было людей со светящимися рогами на головах, зато было много интересных выставок и вкусной еды. «Афиша Нового Калининграда.Ru» по порядку рассказывает о том, что было хорошего в городских музеях в ночь с пятницы на субботу.


Факт первый: 500 рублей за единый билет — это недорого

MIL_7250.jpg

По сравнению с прошлым годом цена на единый билет выросла на пятьдесят рублей. Всего ничего, но, как всегда, нашлось достаточное количество людей, которые ныли и жаловались на дороговизну в социальных сетях, а в качестве самого весомого аргумента вспоминали о европейских музеях, вход в которые во время проведения аналогичной акции бесплатный. Не будем разбираться здесь и сейчас, почему «у нас всегда не так, как в Европе», отнесемся к платному входу как к данности и посчитаем. В этом году в стоимость единого билета входило посещение восьми музейных объектов. Разделим пятьсот на восемь. Если округлить, то выходит, что нужно заплатить по 63 рубля за посещение каждого выставочного пространства, плюс бесплатный проезд в автобусе, курсирующем между всеми восьми объектами. Кажется, что это совсем немного. Особенно если сравнивать с ценами на стандартные билеты в будний день. Так, например, отдельное посещение экспозиции «Глубина» или НИС «Витязь» в Музее Мирового океана обойдется в среднем в 150 рублей. И в тот день, когда вы придете туда, будет светло, никто не будет транслировать на борт корабля короткометражные фильмы (поверьте, этой ночью показ выглядел необыкновенно красиво), и квест проводить с вами тоже никто не будет. Так что давайте не будем жаловаться, что организаторы музейной ночи — невероятные жадины. И уж тем более не будем говорить, что «я на эту музейную ночь не пошел, потому что музейщики в кризис цены взвинтили»: тут уже дело не в деньгах.

Факт второй: куда-то исчезли светящиеся рога и парики кислотных оттенков

MIL_7417.jpg

В предыдущие годы основных претензий к организаторам акции и к некоторым её участникам было несколько. Это повторяющиеся раз за разом программы (цирковые номера, нелепые концерты и огненное шоу практически в каждом музее). Это обилие бесполезных платных услугу как внутри отдельно взятой площадки, так и у входа в музеи: аттракцион «Турник» и его аналоги, фотографические будки, перегораживающие проходы, беспроигрышные лотереи, кислотных оттенков парики и светящиеся рога. Это невкусная, откровенно «столовская» и дорогая еда. Это, в конце концов, толпы выпивших и желающих немедленно приобщиться к искусству людей при париках и рогах. Удивительно, но по итогам калининградской «Музейной ночи — 2016» часть претензий можно снять. Возможно, отчасти благодаря четко сформулированной теме акции (российское кино и 70-летие образование области) те музейные пространства, которые в прошлом и позапрошлом году не отличались изобретательностью, в этом году проявили просто невероятный креатив. Одна площадка «СоюзФридландФильм» во Фридландских воротах чего стоит.

Если кризис на чем-то и сказался, то точно не на том, что люди перестали покупать билеты. Люди перестали покупать бесполезные, никчёмные вещи, которые поутру в лучшем случае оказываются в мусорном баке. И, что самое приятное, люди перестали надевать всю эту ерунду на себя. Светящиеся рога могут украсить (и то не факт) только загулявших викингов-реконструкторов, а цветные парики не украшают даже юных фанатов «Игры престолов». Ну, а платить за такой сомнительный реквизит двести рублей — совсем глупо. Лучше потратить эти деньги на входной билет на одну из альтернативных площадок.

Факт третий: современное искусство традиционным музеям идет только на пользу

MIL_7305.jpg

Во-первых, замечательно то, что Историко-художественный музей ввязался в авантюру (наверняка сотрудники музея этот проект именно «авантюрой» в процессе его реализации и называли) с Балтийским филиалом Государственного центра современного искусства и Французским институтом в Санкт-Петербурге. Проект французского художника назывался «Паучьи метаморфозы»: Жюльен Сало взял всех музейных чучел из экспозиции «Природа родного края» (а гигантское чучело альбатроса, датированное 1948-м годом, ради такого события достали из запасника) и укутал их в паутины. Работа получилась не только красивой и философской, но и в местном контексте довольно ироничной. Музейные чучела с каждым годом явно не молодеют, раз в месяц с них стряхивают пыль, иногда в соседство подсаживают персонажей русских народных сказок, актуальнее и интереснее от этого, естественно, экспозиция не становится. Своей же работой Жюльен Сало довел эту музейную архаику до абсурда.

Во-вторых, в Художественную галерею привезли репродукции работ современных художников-аборигенов из Австралии. И если вам по душе занимательная этнография, а в Музейную ночь вы предпочли спать, то сходите и посмотрите эту экспозицию в будний день.

Если же продолжать говорить о современном искусстве, то, как и в прошлом, и в позапрошлом году, коллектив БФГЦСИ подготовил интересную выставку. На мансарде башни казармы «Кронпринц» открылась медиавыставка «Особенности анархизма Юго-Западной Эстонии»: это работы художников из Пярну. В 90-е именно в Пярну сложилось мощное арт-сообщество, которое занималось акционизмом: перформансом, театрализованными акциями на природе. Работы невероятно эмоциональные, смотреть можно бесконечно. Тем, кому эстонский анархизм надоедал, было комфортно на открытой площадке «Кронпринца»: там работал голландский объект «Пункт связи» и шел концерт экспериментальной музыки.

Факт четвертый: альтернативных артистических пространств стало больше

нн.jpg

Помимо арт-пространства «Ворота» в эту ночь работала музей-квартира «Altes Haus» и пространство «Постскриптум». В «Воротах» прошел детский мастер-класс: все дружно мастерили маски зверей, а потом отправились в них на улицу. В «Постскриптуме» пели песни под гитару и разрисовывали друг друга красками. А в «Altes Haus» ели кёнигсбергские сладости, заряжались кофе и учились танцевать чарльстон. По идее, на следующий год нужно формировать отдельный альтернативный маршрут именно по таким камерным и по-своему замечательным местам. Есть только одно «но»: ночи на то, чтобы побывать везде, не хватит.

Факт пятый: городские гастроэнтузиасты вышли на работу «в ночную смену»

MIL_7458.jpg

И от этого никто не проиграл. На набережной Музея Мирового океана вовсю работал маркет уличной еды (тот самый, который обычно появляется на этой же набережной по выходным дням). Полуночная миска горячего наваристого и невероятно вкусного супа — отличная альтернатива разогретым пирожкам и шоколадным батончикам. Отработали ребята невероятно честно. Да и если возвращаться к разговорам «почему у нас не так, как в Европе», то можно справедливо ответить: в некоторых местах у нас именно «как в Европе», правда, только один раз в год. Набережная ММО прошлой ночью неуловимо напоминала ночной маркет стрит-фуда в Берлине: играет музыка, фонари горят, много красивых и интересных людей, повара что-то готовят, и пахнет хорошей едой.

Впрочем, стрит-фуд был сосредоточен не только в ММО: например, Евгений Зубарев со своим фуд-траком «Woкруг света» припарковался у арт-пространства «Ворота». Если на набережной Петра Великого мы с коллегами ели суп ближе к началу нового дня, то в половину второго ночи восстанавливали силы на Литовском валу при помощи индийских картофельных шариков и салатов. Было вкусно.

Текст — Александра Артамонова, фото — Алексей Милованов, Юлия Алексеева

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]