В Музее Мирового океана сейчас можно заглянуть в настоящий корабельный микромир — сильнейшие судомоделисты из 13 стран привезли в Калининград 250 лучших своих моделей. Маленькие суда хранят большие секреты — они умеют плавать, легко проходят в бутылочное горлышко и стоят бешеных денег. С мастерами (и, может, будущим чемпионом мира) пообщались журналисты «Нового Калининграда.Ru».
Николай Румянцев, Кострома
— Это копия советского эсминца
На создание этого эсминца ушло 2,5 года, а использовал я то, что было под рукой — пластик, металл, дерево, жесть, проволоку. Давайте я вам даже покажу — сниму корпус, зрелище шокирующее. Видите, это жесть, обычная консервная жесть, немного заржавела даже. Из такой жести делают консервные банки.
Это действующая модель, на радиоуправлении — там двигатель, аккумулятор,
Судомоделированием я начал заниматься в
Олег Хатько, Минск
— Такие модели делаются с ювелирными очками, конечно. Представьте — настоящий корабль в 700 раз больше. Антенны и леерное ограждение здесь из проволоки, на специальных кондукторах паяется. Мелкие детали выточены на токарном станке, под лупу точились.
Мои рабочие инструменты — пинцеты, лупы, специальные приближающие очки, микрофрейзерный станок настольный, микросверла от 0,15 миллиметров, как волосок толщиной само сверло. Иногда можно на пяти отверстиях 5 сверл сломать, настолько они тонкие: немножко чихнул, рука дрогнула — и нет сверла.
Такую модель практически невозможно продать, потому что выглядит она за счет своего размера не очень презентабельно. Она стоит несколько тысяч долларов, но когда эту сумму озвучиваешь — все начинают удивляться, что так много. А здесь столько труда, столько души вложено. Поэтому такие модели не продаются, продаются большие, которые можно поставить на полку.
Я работаю макетчиком на минском заводе колесных тягачей и делаю модели автомобилей для презентаций и подарков. Получается, что на заводе я делаю автомобили, а в свободное время — корабли.
Андрей Ромео, Румыния
— Это первый корабль Петра Великого, в масштабе 1:250. Я использую специальное дерево, металл и
Сначала легче делать большие модели, а потом, когда навыки растут, переходить на маленькие. Их сложнее делать, они требуют большей вдумчивости, подготовки. Маленькие инструменты, большие увеличительные стекла… вот, посмотрите на толщину стекол в моих очках!
Для меня это просто хобби, но это хобби всей жизни, моя великая страсть. Я, конечно, не продаю свои модели — не могу с ними расстаться. У меня две дочери, и я мечтаю, чтобы моя эксклюзивная коллекция хранилась в морском музее, а они смотрели на нее и говорили: «Посмотрите, это сделал наш отец».
Владимир Чурилин, Киров
— Здесь нет гвоздей. Но нет ни одной модели, где нет клея, он везде присутствует, в неимоверных количествах. Это точнейшая копия американского речного колесного парохода, сделанная по американским чертежам. Я три года ее делал — с 6 утра и до 10 вечера, без выходных.
Он, конечно, имеет стоимость, и она определяется временем изготовления. Кроме того, если я его привез на Чемпионат мира и он занял
На Мировой чемпионат кто попало не приедет. Чтобы попасть в сборную России, которую я, к слову, возглавляю, нужно участвовать в Чемпионате России и набрать 90 баллов как минимум. Вот вчера ваш местный, абориген прибежал с
Но в мире нет таких мастеров, которые есть в России. К примеру, мы были в Англии, столице морей. Мы их обыграли со счетом 12:0. Все строят модели по российскому принципу, смотрят, как мы это делаем, и пытаются приблизиться к нам. Хоть это нескромно так говорить, но это так, имеем право.
Дмитрий Шевелев, Нижний Новогород
— Меня можно назвать профессионалом, я делаю модели на заказ. Такая модель стоит
Цену определяют в основном трудозатраты, стоимость материалов невысока. Вот, например, этот французский военный линейный корабль 1780 года сделан из трех пород дерева — груши, черного граба и самшита. Еще я использовал металл, нитки и ткань. Относительно недорогие материалы.
Паруса здесь не предполагаются, это такой стиль — важно, чтобы была видна красивая паутина такелажа, а паруса ее скрывают. Например, английские модели музейные 18-19 веков почти все в таком стиле сделаны — только такелаж.
Владимир Кунец, Феодоссия
— Как они туда попадают? Нужно слово волшебное! Нет, на самом деле кораблики изготавливают, конечно, вне бутылки, с учетом того, что их можно будет разобрать и собрать уже внутри. Корпус разбирается, может делиться на 2, на 3, на 10 частей. Мачты складываются вместе со всем рангоутом, могут вообще отдельно вставляться туда. Ну и с помощью всяких приспособ, инструментов потом собирается внутри бутылки. Море делается уже в внутри из различных составов. В данном случае — эпоксидная смола и художественный гель. Если присмотреться — там есть даже волны.
На чемпионате оценивается сложность изготовления, а она зависит от диаметра и длины горлышка. В бутылке вообще очень мало кто делает диорамы, но мне это интересно, здесь же сюжет! Вот это, например, корабли Колумба в момент, когда они отплывали от испанских берегов, от порта
О, терпения у меня хватает! Скажу даже больше — я за этой работой отдыхаю от всего, всех неприятностей и хлопот.
Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»