«Колумбик» в бутылке: в Калининград приехали сильнейшие судомоделисты мира


В Музее Мирового океана сейчас можно заглянуть в настоящий корабельный микромир — сильнейшие судомоделисты из 13 стран привезли в Калининград 250 лучших своих моделей. Маленькие суда хранят большие секреты — они умеют плавать, легко проходят в бутылочное горлышко и стоят бешеных денег. С мастерами (и, может, будущим чемпионом мира) пообщались журналисты «Нового Калининграда.Ru».

Николай Румянцев, Кострома


1 Румянцев 1.jpg 1 Румянцев 2.jpg 1 Румянцев 3.jpg

— Это копия советского эсминца 56-го проекта, уменьшенная в 75 раз. Их было, по-моему, 28 штук всего построено. По сути, он положил начало всем нашим военным кораблям. Вы могли видеть один из этих кораблей в фильме «Командир счастливой „Щуки“», последний был списан в 89-м году.

На создание этого эсминца ушло 2,5 года, а использовал я то, что было под рукой — пластик, металл, дерево, жесть, проволоку. Давайте я вам даже покажу — сниму корпус, зрелище шокирующее. Видите, это жесть, обычная консервная жесть, немного заржавела даже. Из такой жести делают консервные банки.

Это действующая модель, на радиоуправлении — там двигатель, аккумулятор, руль-машинка стоит. Я прямо сейчас могу его спустить на воду, причем он развивает неплохую скорость, я вам скажу.

Судомоделированием я начал заниматься в 88-м году, когда меня мама привела на городскую станцию юных техников в Костроме. А до этого, конечно, клеил самолетики и кораблики. И сейчас для меня это просто хобби — я сижу по ночам на станции или дома на кухне.

Олег Хатько, Минск


2 Хатько 1.jpg 2 Хатько 2.jpg 2 Хатько 3.jpg

— Такие модели делаются с ювелирными очками, конечно. Представьте — настоящий корабль в 700 раз больше. Антенны и леерное ограждение здесь из проволоки, на специальных кондукторах паяется. Мелкие детали выточены на токарном станке, под лупу точились.

Мои рабочие инструменты — пинцеты, лупы, специальные приближающие очки, микрофрейзерный станок настольный, микросверла от 0,15 миллиметров, как волосок толщиной само сверло. Иногда можно на пяти отверстиях 5 сверл сломать, настолько они тонкие: немножко чихнул, рука дрогнула — и нет сверла.

Такую модель практически невозможно продать, потому что выглядит она за счет своего размера не очень презентабельно. Она стоит несколько тысяч долларов, но когда эту сумму озвучиваешь — все начинают удивляться, что так много. А здесь столько труда, столько души вложено. Поэтому такие модели не продаются, продаются большие, которые можно поставить на полку.

Я работаю макетчиком на минском заводе колесных тягачей и делаю модели автомобилей для презентаций и подарков. Получается, что на заводе я делаю автомобили, а в свободное время — корабли.

Андрей Ромео, Румыния


3 Ромео 1.jpg 3 Ромео 2.jpg 3 Ромео 3.jpg

— Это первый корабль Петра Великого, в масштабе 1:250. Я использую специальное дерево, металл и много-много сумасшедше сложной ручной работы. А вообще я привез коллекцию из трех кораблей. Взгляните, вот это сцена кораблекрушения — возможно, этот корабль напоролся на большую скалу, которую не видно под водой.

Сначала легче делать большие модели, а потом, когда навыки растут, переходить на маленькие. Их сложнее делать, они требуют большей вдумчивости, подготовки. Маленькие инструменты, большие увеличительные стекла… вот, посмотрите на толщину стекол в моих очках!

Для меня это просто хобби, но это хобби всей жизни, моя великая страсть. Я, конечно, не продаю свои модели — не могу с ними расстаться. У меня две дочери, и я мечтаю, чтобы моя эксклюзивная коллекция хранилась в морском музее, а они смотрели на нее и говорили: «Посмотрите, это сделал наш отец».

Владимир Чурилин, Киров

4 Чурилин 1.jpg 4 Чурилин 2.jpg 4 Чурилин 3.jpg

— Здесь нет гвоздей. Но нет ни одной модели, где нет клея, он везде присутствует, в неимоверных количествах. Это точнейшая копия американского речного колесного парохода, сделанная по американским чертежам. Я три года ее делал — с 6 утра и до 10 вечера, без выходных.

Он, конечно, имеет стоимость, и она определяется временем изготовления. Кроме того, если я его привез на Чемпионат мира и он занял какое-то место, то это, естественно, добавляет ему стоимости. Если по большому-большому секрету, то 30–35 тыс евро на рынке Европы такая модель стоит. Можно квартиру купить. Есть рынок, где это продается — есть любители, которые готовы его купить, они все это отслеживают, они все знают. Он не очень большой, этот рынок, но он есть.

На Мировой чемпионат кто попало не приедет. Чтобы попасть в сборную России, которую я, к слову, возглавляю, нужно участвовать в Чемпионате России и набрать 90 баллов как минимум. Вот вчера ваш местный, абориген прибежал с какой-то поделкой, спросил, можно ли участвовать. А принес какой-то спичечный коробок с палубой, не более того. Поэтому здесь только самые лучшие из самых лучших — румыны привезли 50 моделей, украинцы, белорусы, итальянцы, французы, немцы, эстонцы и так далее.

Но в мире нет таких мастеров, которые есть в России. К примеру, мы были в Англии, столице морей. Мы их обыграли со счетом 12:0. Все строят модели по российскому принципу, смотрят, как мы это делаем, и пытаются приблизиться к нам. Хоть это нескромно так говорить, но это так, имеем право.

Дмитрий Шевелев, Нижний Новогород


5 1.jpg 5 2.jpg photo_2016-09-07_11-45-16.jpg

— Меня можно назвать профессионалом, я делаю модели на заказ. Такая модель стоит где-то миллион с небольшим. Но на ее создание, если только ей заниматься, уходит где-то 2–2,5 года. Это если тратить целый рабочий день.

Цену определяют в основном трудозатраты, стоимость материалов невысока. Вот, например, этот французский военный линейный корабль 1780 года сделан из трех пород дерева — груши, черного граба и самшита. Еще я использовал металл, нитки и ткань. Относительно недорогие материалы.

Паруса здесь не предполагаются, это такой стиль — важно, чтобы была видна красивая паутина такелажа, а паруса ее скрывают. Например, английские модели музейные 18-19 веков почти все в таком стиле сделаны — только такелаж.

Владимир Кунец, Феодоссия


6 1.jpg 6 2.jpg 6 3.jpg

— Как они туда попадают? Нужно слово волшебное! Нет, на самом деле кораблики изготавливают, конечно, вне бутылки, с учетом того, что их можно будет разобрать и собрать уже внутри. Корпус разбирается, может делиться на 2, на 3, на 10 частей. Мачты складываются вместе со всем рангоутом, могут вообще отдельно вставляться туда. Ну и с помощью всяких приспособ, инструментов потом собирается внутри бутылки. Море делается уже в внутри из различных составов. В данном случае — эпоксидная смола и художественный гель. Если присмотреться — там есть даже волны.

На чемпионате оценивается сложность изготовления, а она зависит от диаметра и длины горлышка. В бутылке вообще очень мало кто делает диорамы, но мне это интересно, здесь же сюжет! Вот это, например, корабли Колумба в момент, когда они отплывали от испанских берегов, от порта Палос-де ла Фронтера, направляясь в Америку. Если присмотреться — там есть фрагменты крепости, которая до сих пор сохранилась. А это — момент высадки на первый остров. Видите, спустили на воду маленькие шлюпочки, и вот там вот есть даже маленький Колумбик в красном кафтане.

О, терпения у меня хватает! Скажу даже больше — я за этой работой отдыхаю от всего, всех неприятностей и хлопот.


Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»

Комментарии к новости