В ролях пустыри и улицы: выставка о старом кино во «Фридландских воротах»

В ролях пустыри и улицы: выставка о старом кино во «Фридландских воротах» В ролях пустыри и улицы: выставка о старом кино во «Фридландских воротах» В ролях пустыри и улицы: выставка о старом кино во «Фридландских воротах» В ролях пустыри и улицы: выставка о старом кино во «Фридландских воротах» В ролях пустыри и улицы: выставка о старом кино во «Фридландских воротах» В ролях пустыри и улицы: выставка о старом кино во «Фридландских воротах» В ролях пустыри и улицы: выставка о старом кино во «Фридландских воротах» В ролях пустыри и улицы: выставка о старом кино во «Фридландских воротах» В ролях пустыри и улицы: выставка о старом кино во «Фридландских воротах» В ролях пустыри и улицы: выставка о старом кино во «Фридландских воротах» В ролях пустыри и улицы: выставка о старом кино во «Фридландских воротах» В ролях пустыри и улицы: выставка о старом кино во «Фридландских воротах» В ролях пустыри и улицы: выставка о старом кино во «Фридландских воротах» В ролях пустыри и улицы: выставка о старом кино во «Фридландских воротах» В ролях пустыри и улицы: выставка о старом кино во «Фридландских воротах» В ролях пустыри и улицы: выставка о старом кино во «Фридландских воротах»

«Афиша Нового Калининграда.Ru» побывала на выставке «К3: Кино. Культура. Калининград» в музее «Фридландские ворота». Самое главное, конечно, старые фильмы: «Двадцать дней без войны», «Жена керосинщика», «Трое в лодке не считая собаки», «Сын солдата», «Детка» и другие. Смотреть их в выставочном пространстве можно по-разному, но мы предлагаем вот такой взгляд. Представьте на минуту, что в главных ролях снялись не Миронов и компания, а река Неман, дом, в который упирался недостроенный мост, еще не до конца взорванный Королевский замок, не отреставрированная биржа, пустыри, поросшие бурьяном, на которых еще ничего не построили.

Билетную кассу кёнигсбергского кинотеатра «Alhambra» с давно несуществующего Штайндамма перенесли в одну из арок Фридландских ворот. По соседству с билетной кассой — небольшой детский сад: в витрине подсвечиваются мягким светом старые игрушки, владельцы которых уже давно выросли и уехали. С плакатов смотрят герои черно-белого немого кино тридцатых годов, в прокате (опять же, если верить афишам) — «Марокко» с Марлен Дитрих в главной роли. Но в выставочном зале «Фридландских ворот», который теперь по совместительству выполняет еще и функцию кинотеатра, показывают фильмы разных лет: в большей мере советские художественные, те, что были сняты в Калининграде после Второй мировой войны. В общем, Марлен Дитрих такое и не снилось.

Выставка называется «К3: Кино. Культура. Калининград» — это проект музея «Фридландские ворота», сделанный в партнерстве с киностудиями «Ленфильм» и «Мосфильм», а также с Российским государственным архивом кинофотодокументов и Госфильмофондом. Автор и куратор проекта Александра Макаревич в год российского кино решила сделать мультимедийную выставку, посвященную фильмам, которые целиком или частично снимались на территории Калининградской области в послевоенные годы.

Организаторы обратились и к городскому культурному контексту: в лайт-боксы поместили фотографии всех первых городских кинотеатров, к некоторым прилагается еще и памятная вещица — пригласительный на сеанс, билет, газетная вырезка. Все подобрано очень скрупулёзно, с вниманием к мелочам — получился интересный ностальгический архив. Часть фильмов показывают по старым ламповым телевизорам, часть — на отдельных экранах-планшетах, с проектора на стену идёт «Жена керосинщика» Кайдановского — человек пять стоит перед экраном и смотрят так, как будто видят в первый раз. В этом же зале — фотографии из фильмов и съемочных площадок, пара манекенов в одежде, которую надевали актёры, катушки с лентами, старые киноаппараты.

Для режиссёров разного времени Калининград всегда выступал «полезной» фактурой для съёмок. Здесь хорошо именно что делать фильмы про войну — окончившуюся или еще идущую: есть и руины, и немецкие здания, и ничего не нужно строить специально, а потом разрушать — всё уже готово. Или не про войну, а про любовь — романтическую историю с философским намеком: герои будут ходить по мощёным улицам как бы европейского города, и дорожка, начавшаяся где-нибудь на Шпандине, сама об этом не зная, приведет скитальцев не куда-нибудь, а именно к могиле Канта. Или малобюджетную детективную историю об убийстве в курортном городе (главный злодей обязательно будет пытаться сбежать через границу в одну из стран ЕС). Любители «волшебных картинок», участники массовки будут ходить на премьеру, радоваться, отыскав в толпе лиц своё или соседа, угол дома или какую-нибудь архитектурную достопримечательность, получившуюся вдруг красиво, — шёпот в кинозале и аплодисменты.

Но на выставке «К3» замечательно еще и то, что вот эту всю уходящую или ушедшую натуру, готовые кадры для съемок, ландшафт и архитектуру, которая когда-то оказалось полезной, а спустя годы (что вполне естественно) исчезла — можно сразу увидеть в одном месте на нескольких экранах. Вот старый дом, в который много лет подряд упирался недостроенный мост. Режиссер Мика Каурисмяки в фильме «Детка» («Honey Baby», 2005 год) сделал для своих главных героев — влюбленных, которые скитаются по Европе — гостиницей, временным пристанищем. Фильм сняли, а надпись «Гостиница 1812» так и осталась на фасаде до тех пор, пока дом не снесли, и соседи еще долго вспоминали — вот снимали кино, мы были в массовке, а вон та, из четвертой квартиры, все время в кадр лезла и сок для артистов украла. Вот пляж в Куликово, на котором в фильме «Воскресный день в аду» среди отдыхающих солдат Вермахта спрятались двое сбежавших из концлагеря. Вот Неман течёт, который в «Трое в лодке не считая собаки» сыграл роль Темзы, лодка с весельчаками и фокстерьером уже давно куда-то уплыла, берега поросли бурьяном, осенью по серой воде вместо лодок плывёт пух от травы.

Текст — Александра Артамонова, фото — Денис Туголуков

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]