Фотоувеличение: почему нужно идти на выставку Джан Паоло Барбьери

Фотоувеличение: почему нужно идти на выставку Джан Паоло Барбьери Фотоувеличение: почему нужно идти на выставку Джан Паоло Барбьери Фотоувеличение: почему нужно идти на выставку Джан Паоло Барбьери Фотоувеличение: почему нужно идти на выставку Джан Паоло Барбьери Фотоувеличение: почему нужно идти на выставку Джан Паоло Барбьери Фотоувеличение: почему нужно идти на выставку Джан Паоло Барбьери Фотоувеличение: почему нужно идти на выставку Джан Паоло Барбьери Фотоувеличение: почему нужно идти на выставку Джан Паоло Барбьери Фотоувеличение: почему нужно идти на выставку Джан Паоло Барбьери Фотоувеличение: почему нужно идти на выставку Джан Паоло Барбьери Фотоувеличение: почему нужно идти на выставку Джан Паоло Барбьери Фотоувеличение: почему нужно идти на выставку Джан Паоло Барбьери Фотоувеличение: почему нужно идти на выставку Джан Паоло Барбьери Фотоувеличение: почему нужно идти на выставку Джан Паоло Барбьери

В Калининградской художественной галерее открылась ретроспективная выставка «Мода и вымысел» итальянского фотографа Джан Паоло Барбьери. «Афиша Нового Калининграда.Ru» побывала на открытии и теперь рассказывает, почему посмотреть на портреты Одри Хепберн, Верушки, Майи Плисецкой или Рудольфа Нуриева нужно каждому.

Кто такой Джан Паоло Барбьери?

1004.jpg

Фотограф. Живой классик итальянской модной фотографии. Свидетель тех изменений, который происходили с образом женщины в моде (и не только, тот же кинематограф, к примеру, не стал исключением) шестидесятых и семидесятых годов, и тот человек, благодаря которому эти изменения случились.

Барбьери родился в 1938 году в Милане.В начале шестидесятых, вдохновлённый и очарованный фильмами Феллини (вспомним «Сладкую жизнь»), он отправляется в Рим, в 1964 году поступает ассистентом к фотографу Тому Кублину. Именно это сотрудничество дало Джан Паоло возможность работать с коллекциями домов моды Balenciaga и Yves Saint Laurent. А в 1965 году он сделал фотографию для первого номера итальянского Vogue. Эта работа стала ключевой: после фотограф стал получать регулярные заказы от французских, американских и немецких изданий. Он сделал множество знаменитых рекламных компаний и снимков, которые сейчас называют «культовыми»: в России самые известные, пожалуй, это портрет Одри Хепберн и полуобнаженной Моники Беллуччи.

Совсем неплохо для фотографа-самоучки, который в самом начале своей карьеры работал без штата ассистентов и модных редакторов, сам придумывал абсолютно всё. Он выстраивал мизансцены, подбирал необходимый инвентарь (чего стоит история с шариками для пинг-понга, которые он на одной съёмке превратил в жемчужные серьги, или созданная в студии искусственная пустыня) и заботился о макияже для моделей.

Кстати, а кого он снимал?

1002.jpg

Или, если повернуть вопрос обратной стороной, кто ему позировал? Те, кого принято называть «звёздами». Софи Лорен, Одри Хепберн, Вивьен Вествуд, Верушка, Мирелла Петтени, Майя Плисецкая, Рудольф Нуриев, Моника Беллуччи и так далее. На вопросы любопытных зрителей, каково это вообще «работать со звездой» и «какова в жизни Моника Беллуччи», Джан Паоло отвечает, что все зависит от конкретной звезды, но в целом у него не было проблем.

Он вспоминает, что Одри Хепберн на ту съемку, в результате которой получился снимок, который актриса после назвала своим любимым, принесла домашние тапочки — «чтобы не испачкать белоснежный фон в студии». Работу с Майей Плисецкой в Милане он называет «очень хорошей и деликатной — мы замечательно провели время, и она делала то, что я ей говорил. И вообще она была невероятно красивой». Ну а про Монику Беллуччи рассказывает, что «она пришла ко мне в студию в чудесный весенний день. На ней было лёгкое платьице, огромные каблуки, да и вообще выглядела она так, что я просто охренел от её красоты».

 

Когда мы начали работать с Моникой, я понял, что она может очень многое дать мне как фотографу. В процессе съемки я попросил ее немного раздеться. Сперва она отказывалась, говорила, что нет, это невозможно. Но постепенно смягчилась и позволила себе обнажиться перед камерой. Кадры из этой съемки известны всему миру. И они хороши тем, что в них совсем нет вульгарности. 

Джан Паоло Барбьери , фотограф

А что ещё вдохновляло Джан Паоло Барбьери кроме женской красоты?

1012.jpg

Кино, кино и ещё раз кино. Во-первых, итальянский неореализм: фильмы Лукино Висконти, Пьера Паоло Пазолини, Витторио-Де Сика и так далее. Вот откуда эта игра света и тени на его чёрно-белых снимках. Во-вторых, американское кино: от фильмов нуар Майкла Кёртиса до драм Альфреда Хичкока. В некоторых своих работах Барбьери воссоздает кадры уже классического кинематографа, поэтому если у вас всё в порядке с насмотренностью, то кадры из «Касабланки» или «Птиц» вы отыщите в выставочном зале без труда. Ну и не будем исключать из общего культурного контекста ещё сюрреализм и заигрывания с гомосексуальной эстетикой. В общем, вдохновляло все понемногу, но кино — в большей степени.

Чем занимается Джан Паоло Барбьери сейчас?

В апреле ему исполнится 79 лет, но он до сих пор работает. Последний проект фотографа посвящён Шекспиру: в своих визуальных историях Барбьери переносит героев английской драмы в современные реалии. Так, например, современная Джульетта погибает не оттого, что заколола себя кинжалом, а оттого, что попала под колёса такси.

 

Современные цифровые технологии изменили фотографию. У людей больше нет терпения, они не привыкли ждать снимки, они хотят увидеть результат прямо сейчас. На этой выставке все фотографии аналоговые. И обратите внимание, портреты не ретушировались. Лица моих героев такие, потому что на них изначально был наложен совершенный макияж, идеально был выстроен свет. Да и изначально подход к работе был построен так, что в результате должна была выйти идеальная фотография.

Джан Паоло Барбьери , фотограф

Что вошло в ретроспективу «Мода и вымысел»?

1015.jpg

Всего на выставке в Калининградской художественной галерее 69 аналоговых снимков, предоставленных итальянским Фондом Джан Паоло Барбьери (Fondazione Gian Paolo Barbieri, Italy, Milano). Подборка составлена таким образом, что зритель может проследить за тем, как менялась fashion-индустрия тех лет: от подросткового инфантилизма шестидесятых до эпохи стерильного гламура семидесятых, от юных девушек с кукольными лицами до эффектных женщин, сексуальность которых выражена ярко и чётко. В отдельный блок фотовыставки вошла серия портретов звёзд Европы, США и России. И в принципе, это опять же перекликается с тем, что в семидесятых модели становятся символом поп-культуры наравне со знаменитыми актёрами, певцами и танцорами. 

Выставка «Мода и вымысел» в Калининградской художественной галерее продлится до 21 мая.

Текст — Александра Артамонова, фото — Денис Туголуков

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]