
Фридрихсбургские ворота — единственный сохранившийся элемент бывшей крепости (форта) Фридрихсбург, они были построены в 1852 году. В начале XX века данный вид укреплений Кёнигсберга считался уже непригодным для обороны, поэтому в 1910 году правительством Германской империи форт Фридрихсбург был передан в управление железной дороге, валы были срыты, рвы засыпаны, основная часть его сооружений впоследствии была разобрана. По территории, ранее занимаемой этим фортом, были проложены железнодорожные пути, устроена грузовая станция. До наших дней сохранились только ворота и казарма форта.
За всю свою историю крепость ни разу не принимала участия в боевых действиях, но ворота были сильно повреждены во время Второй мировой войны. После войны сооружение не восстанавливалось и находилось под угрозой сноса, пока в 1960 году постановлением Совета Министров РСФСР ему не был присвоен статус памятника архитектуры и градостроительства.
Несмотря на статус памятника истории, ворота фактически оставались бесхозными и продолжали разрушаться, как и большая часть немецких сооружений в Калининградской области. Их спасло то, что они располагались на закрытой территории грузовой железнодорожной станции и использовались в качестве складского помещения.
С 2007 года объект был передан Музею Мирового океана, началась его реставрация. Несмотря на то, что руководители проекта восстановления обещали открыть ворота для посетителей ко Дню города в 2010 году, все работы были прекращены только сейчас. Кроме реставрации самого сооружения, в порядок привели и территорию вокруг, она уложена плиткой и ограждена забором, двор украшен цветами. Уже нет следа той разрухи, которая царила там ещё в 2009 году. Сооружению, действительно, практически вернули первоначальный вид. Единственное, что портит впечатление, это соседство с предприятиями, автосервисами и складами. Но сотрудники музея надеются, что те со временем приведут в порядок свои территории.
Директор музея Мирового океана Светлана Сивкова поделилась, что эти ворота реставрировать было значительно сложнее, чем Королевские. Помимо общей запущенности, по причине того, что основным заказчиком восстановления было Министерство культуры, деньги на проведение работ поступали частями, и каждый год менялся подрядчик, что осложняло работу. Для реставрации привлекались специалисты как из Калининграда, так и из Санкт-Петербурга, Великого Новгорода. Дорога же до ворот на улице Портовой была восстановлена благодаря городским властям.
Экспонаты сюда привозят из разных регионов России. Выставка "Корабельное воскресение" посвящёна Петру I, который в 1697 году посетил крепость и изучал здесь бомбардирское дело. "Лодейный двор" будет построен только к концу этого года - в павильонах разместятся образцы традиционных российских лодок, а в самом музее будет представлена история российского флота и мореходства. Также сотрудники музея рассказали, что во дворе специалисты из техникума судостроительного завода и школы юных моряков Пионерского самостоятельно построят судно, которое даже будет плавать.
Кроме того, посетителей музея приглашают побывать на смотровой площадке на одной из восстановленных башен Фридрихсбургских ворот, с которой отрывается незнакомый вид на Калининград. С крепостной башни открывается панорама порта, железной дороги и центра города. Малопривлекательный для туристов и жителей промышленный район теперь украшают массивные благородные башни, увенчанные Андреевским флагом.
Текст - Александра Марченко, фото - Кирилл Клейков