Откопать мамонта: 5 объектов выставки о I Мировой войне, которые нужно увидеть

Фото — Артём Килькин. Предоставлено Балтийским филиалом ГЦСИ.
Фото — Артём Килькин. Предоставлено Балтийским филиалом ГЦСИ.

Ирина Чеснокова и Зинаида Шершун, специалисты отдела художественных, научно-информационных, просветительских и издательских программ БФ ГЦСИ, рассказали «Афише Нового Калининграда.Ru», почему важно увидеть выставку «Заметки о начале короткого 20-го века» и чем примечательны работы, которые вошли в экспозицию.

В начале марта в Балтийском филиале ГЦСИ немецкие кураторы Андреа Домесле и Франк Экхардт открыли выставку «Заметки о начале короткого 20-го века», в которой о Первой мировой войне рассказывают современные художники стран, затронутых событиями прошлого века. Это крупный «путешествующий» проект — выставка, которая развивается и трансформируется, дополняясь в каждом городе новыми работами. Кураторы презентую «Заметки о начале короткого 20-го века» в разных городах, фактически повторяя этапы Первой Мировой войны: от «ура патриотизма», восторга, пафоса до краха, предчувствия конца, революции. В экспозиции представлены работы художников из Австрии, Польши, США, России, Германии, Швейцарии, Чехии, Бельгии, Боснии и Герцеговины и Молдавии.

История выставки началась в 2014 году. В год столетнего юбилея начала войны она была показана в Германии, Австрии и Чехии. Идею о «коротком двадцатом веке» предложил историк Эрик Хобсбаум, британский историк, известный работами о «долгом XIX веке» и «коротком XX веке», теоретик и критик национализма, который ограничил 20-й век 1914–1991 годами, объясняя это тем, что вековые периоды далеко не всегда совпадают с историческими датами.

Screenshot_2.png
Ирина Чеснокова

 — Когда мы думаем о войне, чаще всего представляем батальные сцены, оружие, какие-то артефакты, исторические объекты — совершенно типичную экспозицию в историческом музее. Герои, страдания человека на войне. Но война — это не только автоматы, смерть, это ещё и те изменения в общественном сознании, в философии, в художественном сознании. Если бы вы попали на эту выставку, не зная названия, темы, потребовалось бы время, чтобы понять, о чём она. Выставка «Заметки о начале короткого 20-го века» не иллюстративна, не нарративна. Она требует определённого погружения.

В истории, условно говоря, существует два подхода к прошлому. С одной стороны, прошлое определяет наше настоящее, с другой стороны — наше настоящее определяет отношение к прошлому. Эта выставка отражает вторую позицию: прошло сто лет, и мы сами формируем прошлое исходя из того, в какой ситуации находимся сейчас. На этой выставке Первая Мировая война воспринимается не как архивная. Да, при подготовке и на самой выставке использованы архивные, исторические документы, но подаются они таким образом, что являются для нас актуальными.

13406992_1234285266582054_4049583813984140241_n.jpg
Зинаида Шершун

— Есть историографические исследования, есть история как наука, есть определённые факты, которые на этой выставке подвергаются сомнениям, насколько эти факты достоверны, насколько они хрупки, насколько они манипулируемы. Двадцать три художника, двадцать три работы, в которых затронут какой-то маленький аспект, который обычно не входит в анналы истории. Каждый художник отыскал незначительный момент, будь то выстрел — секундный исторический звук, пуля, и посмотрел на него в разных контекстах.


21 Martin Chramosta.jpg

«Кладбище мамонта»

2017 год, место-ориентированная инсталляция
Мартин Храмост, Швейцария
По мнению Мартина Храмоста, художника и перформера из Базеля, Первая мировая война — исторический монстр, мамонт, происходящее тогда сегодня всё больше представляет скрытую угрозу для современного мультиполярного мира. Поводом для создания инсталляции «Кладбище мамонта» стала картина «Слоновье кладбище» австрийского экспрессиониста Бертольда Штреерувица, который во время войны изображал животных. О находках, таких как, например, бивень мамонта, которые могут пробудить болезненные воспоминания, рассуждает биолог Карл Эрнст Риттер в книге «Млекопитающие в Пруссии». «А ледники всё таят и таят, мамонты всё появляются и появляются», — говорит художник. Перенося эту историю на политический, социальных контекст, мы понимаем, что многое из прошлого актуализируется.

Ирина Чеснокова: — Вы заходите и видите в центре зала мумию мамонта. Она вполне угадываема, читаема, она не камуфлирована и не стилизована: бивни и маленькая мумия животного. Может быть, мамонт — это самая неожиданная вещь на выставке о Первой мировой войне. Возникает вопрос — почему именно мамонт? Этот объект смотрится дико. Наверное, так должна восприниматься и война в наше современное время, когда есть другие инструменты, механизмы для решения проблем. Ты смотришь на мамонта и понимаешь, что этого не может быть, это абсурдно. 


23 ETAGE Group.jpg

All Quiet

2017 год, звуковая инсталляция
Группа ETAGE (Стефан Бомбаци, Даниэла Дитман), Германия
Основа инсталляции «All Quiet» художественной группы Etage из Германии — грязный диско-шар, крутящийся над завалами, свист пуль, дробь пулемёта, звуки трубы, стуков, барабанной дроби из фильма «На Западном фронте без перемен», сведённые в один трек. В нацистской Германии кинолента, основанная на одноимённом романе Ремарка, была запрещёна к показу. В основе сюжета — история «потерянного поколения» — юношей, которые выжили на войне, но не могут найти своё место в жизни.

Ирина Чеснокова: — Когда вы видите диско-шар — остатки праздника, мирной жизни, слышите эти звуки, смотрите на всю эту строительную неразбериху — возникает ощущение руин, развала, войны, дискомфорта, депрессии. Такая инсталляция действует на простые чувства. Здесь не нужно понимать, нужно чувствовать. Несмотря на хаос, всё продумано довольно детально. Зал, в котором размещена инсталляция «All Quiet», — это наш будущий видеозал. Неслучайно, что работы, которые связаны с кинематографом, размещены там. 


20 Nin Brudermann.jpg

«Битва титанов»

2017 год, инсталляция
Нин Брудерман, США
Инсталляция «Битва титанов» — нескольких объектов: колесо рулетки, карты, рисунок игрального стола. Эта работа основана на семейной истории австралийско-американской художницы Нин Брудерман. Брат её прадеда Рудольф фон Брудерман был австрийским генералом, возглавлявшим Третью автро-венгерскую армию во время Галицийской битвы — одно из крупнейших сражений Первой мировой войны, в результате которого русские войска заняли почти всю восточную Галицию, почти всю Буковину и осадили Перемышль. В 1924 году между главой Генштаба вооружённых сил австро-венгерской армии Францем Конрадом фон Хоцендорфом, Брудерманом и другими высокопоставленными лицами шла переписка о том, кто виноват в разгроме в ходе Галицийской битвы. Записки остались необнародованными. Художница Нин Брудерман переигрывает события прошлого века в виде «Рулетки Совета Безопасности». Среди игральных карт — сценарии суммы всех страхов, ежедневный дайджест угроз и прогноз катастрофы.

Зинаида Шершун: — С одной стороны, чёрно-красное — это трагичное сочетание цветов, с другой — это цвет казино, игры. Эта работа имеет личные, семейные коннотации — история прадеда Рудольфа фон Брудермана, австрийского генерала. Нин Брудерман пытается показать, что войны создаются людьми искусственно, через какие-то механизмы власти, влияния, манипуляции. В целом это может происходить за одним столом.

6f547a9ff18353927a4710152e29db21.jpg

«Железный человек»

2014 год, скульптурная инсталляция
Сан Донато, Россия
Группа калининградских художников «Сан Донато» представила антивоенный скульптурный объект «Железного солдата» — деревянную скульптуру, изображавшую воинов-героев в годы I мировой войны. Скульптурную инсталляцию дополняют плакат и звук. Известным транскультурным символом обозначается предложение зрителям вбить гвоздь в ступни ног, выступающих над постаментом. В отличие от исторических деревянных скульптур, которые устанавливались на площадях города с призывом вбить гвоздь в деревянную фигуру, жертвуя деньги на военные нужды германской армии, художники предлагают забить гвоздь во имя искусства.

Ирина Чеснокова: — В первый раз она была показана в Дрездене. Группа «Сан Донато» работает с социальным контекстом, а он наиболее выражен в публичных пространствах. Это такой паблик-арт. В Дрездене она стояла на улице. Этот фрагмент скульптуры выглядит аутентично, ты не понимаешь, из какого она времени. На предыдущих выставках она была окутана белой тканью, как перед традиционным торжественным открытием, остаётся только сдёрнуть её, но этого не происходит. Потому что этот жест — начало истории, поддержка войны. Художники говорят: «Мы не хотим открывать „Ящик Пандоры“». Эта скульптура интерактивна, гости могут вбить гвоздь, вкладывая в этот жест свой смысл. Это необязательно поддержка войны, может, вбивание гвоздя — желание навсегда покончить с этой историей.


9 Yuri Vassiliev.jpg

«Две сестры»

2017 год, лентикулярная печать
Юрий Васильев, Россия
Стереографическое изображение «Две сестры» художника Юрия Васильева объединяет картину «Женский торс» Казимира Малевича — образ безупречного женского облика и фотографию сестры милосердия Первый мировой войны. Супрематический портрет обретает человеческие черты, в то время как фотографических портрет становится безликим, абстрактным. Точка сборки двух изображений — красный крест, который отсылает к иконографии. Название работы позаимствовано у Казимира Малевича, одноимённая картина была написана в 1930 году.

Зинаида Шершун: — Юрий Васильев говорит о новом типе человека. Он соединяет супрематический торс женщины, написанный Малевичем, с фотографией сестры милосердия. Для него эти два образа не дуалистичны, это не противоборство добра и зла. Он подчеркивает это в названии работы. Объединив человеческий и новочеловеческий образы, художник хочет, чтобы зритель перестал бояться нового человека — убрать страх перед новым искусством. Каждый зритель должен найти ту точку, с которой ему комфортно смотреть на эту работу, ведь на одно и то же можно смотреть по-разному.

Выставка открыта до 8 апреля. Время работы: вторник — пятница, с 17:00 до 20:00; суббота, с 12:00 до 17:00. Вход 100 рублей; для лиц младше 18 лет, студентов и пенсионеров — 50 рублей.

Текст — Анастасия Светогор, «Новый Калининград.Ru». Фотографии — Трофим Попов, Артём Килькин, предоставлены Балтийским филиалом ГЦСИ.  

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]