Ирина Чеснокова и Зинаида Шершун, специалисты отдела художественных,
В начале марта в Балтийском филиале ГЦСИ немецкие кураторы Андреа Домесле и Франк Экхардт открыли выставку «Заметки о начале короткого
История выставки началась в 2014 году. В год столетнего юбилея начала войны она была показана в Германии, Австрии и Чехии. Идею о «коротком двадцатом веке» предложил историк Эрик Хобсбаум, британский историк, известный работами о «долгом XIX веке» и «коротком XX веке», теоретик и критик национализма, который ограничил
Ирина Чеснокова
— Когда мы думаем о войне, чаще всего представляем батальные сцены, оружие,
В истории, условно говоря, существует два подхода к прошлому. С одной стороны, прошлое определяет наше настоящее, с другой стороны — наше настоящее определяет отношение к прошлому. Эта выставка отражает вторую позицию: прошло сто лет, и мы сами формируем прошлое исходя из того, в какой ситуации находимся сейчас. На этой выставке Первая Мировая война воспринимается не как архивная. Да, при подготовке и на самой выставке использованы архивные, исторические документы, но подаются они таким образом, что являются для нас актуальными.
Зинаида Шершун
— Есть историографические исследования, есть история как наука, есть определённые факты, которые на этой выставке подвергаются сомнениям, насколько эти факты достоверны, насколько они хрупки, насколько они манипулируемы. Двадцать три художника, двадцать три работы, в которых затронут
«Кладбище мамонта»
2017 год, место-ориентированная инсталляция
Мартин Храмост, Швейцария
По мнению Мартина Храмоста, художника и перформера из Базеля, Первая мировая война — исторический монстр, мамонт, происходящее тогда сегодня всё больше представляет скрытую угрозу для современного мультиполярного мира. Поводом для создания инсталляции «Кладбище мамонта» стала картина «Слоновье кладбище» австрийского экспрессиониста Бертольда Штреерувица, который во время войны изображал животных. О находках, таких как, например, бивень мамонта, которые могут пробудить болезненные воспоминания, рассуждает биолог Карл Эрнст Риттер в книге «Млекопитающие в Пруссии». «А ледники всё таят и таят, мамонты всё появляются и появляются», — говорит художник. Перенося эту историю на политический, социальных контекст, мы понимаем, что многое из прошлого актуализируется.
Ирина Чеснокова: — Вы заходите и видите в центре зала мумию мамонта. Она вполне угадываема, читаема, она не камуфлирована и не стилизована: бивни и маленькая мумия животного. Может быть, мамонт — это самая неожиданная вещь на выставке о Первой мировой войне. Возникает вопрос — почему именно мамонт? Этот объект смотрится дико. Наверное, так должна восприниматься и война в наше современное время, когда есть другие инструменты, механизмы для решения проблем. Ты смотришь на мамонта и понимаешь, что этого не может быть, это абсурдно.
All Quiet
2017 год, звуковая инсталляция
Группа ETAGE (Стефан Бомбаци, Даниэла Дитман), Германия
Основа инсталляции «All Quiet» художественной группы Etage из Германии — грязный
«Битва титанов»
2017 год, инсталляция
Нин Брудерман, США
Инсталляция «Битва титанов» — нескольких объектов: колесо рулетки, карты, рисунок игрального стола. Эта работа основана на семейной истории
Зинаида Шершун: — С одной стороны,
«Железный человек»
2014 год, скульптурная инсталляция
Сан Донато, Россия
Группа калининградских художников «Сан Донато» представила антивоенный скульптурный объект «Железного солдата» — деревянную скульптуру, изображавшую
Ирина Чеснокова: — В первый раз она была показана в Дрездене. Группа «Сан Донато» работает с социальным контекстом, а он наиболее выражен в публичных пространствах. Это такой
«Две сестры»
2017 год, лентикулярная печать
Юрий Васильев, Россия
Стереографическое изображение «Две сестры» художника Юрия Васильева объединяет картину «Женский торс» Казимира Малевича — образ безупречного женского облика и фотографию сестры милосердия Первый мировой войны. Супрематический портрет обретает человеческие черты, в то время как фотографических портрет становится безликим, абстрактным. Точка сборки двух изображений — красный крест, который отсылает к иконографии. Название работы позаимствовано у Казимира Малевича, одноимённая картина была написана в 1930 году.
Зинаида Шершун: — Юрий Васильев говорит о новом типе человека. Он соединяет супрематический торс женщины, написанный Малевичем, с фотографией сестры милосердия. Для него эти два образа не дуалистичны, это не противоборство добра и зла. Он подчеркивает это в названии работы. Объединив человеческий и новочеловеческий образы, художник хочет, чтобы зритель перестал бояться нового человека — убрать страх перед новым искусством. Каждый зритель должен найти ту точку, с которой ему комфортно смотреть на эту работу, ведь на одно и то же можно смотреть
Выставка открыта до 8 апреля. Время работы: вторник — пятница, с 17:00 до 20:00; суббота, с 12:00 до 17:00. Вход 100 рублей; для лиц младше 18 лет, студентов и пенсионеров — 50 рублей.
Текст — Анастасия Светогор, «Новый Калининград.Ru». Фотографии — Трофим Попов, Артём Килькин, предоставлены Балтийским филиалом ГЦСИ.