Сергей Любкин: «В кафе и ресторанах посетителей в разы больше, чем в галереях»

Сергей Любкин.
Сергей Любкин.
В одном из калининградских ресторанов в минувшую субботу презентовали художественно-гастрономический проект «Арт-меню», призванный поддержать молодых, не ангажированных художников Калининграда и области. Идея возникла совершенно спонтанно — на нашумевшем форуме «Культурная революция», который прошел в ноябре прошлого года и дал старт не одному проекту. Инициативу подхватили руководитель Творческой мастерской «Альтернатива» Сергей Любкин и известный калининградский художник Ольга Дмитриева. При поддержке местных рестораторов воплощение не заставило себя долго ждать. О проекте «Арт-меню», о том, как живется в Калининграде молодым художникам и их старшим товарищам, а также о том, как им помогает «Альтернатива», Ольга Дмитриева и Сергей Любкин рассказали в интервью специальному корреспонденту «Афиши Нового Калининграда.Ru» Евгении Романовой.

— Так, все-таки, кому принадлежит авторство «Арт-меню»?

Ольга Дмитриева: Идея родилась в ноябре прошлого года, когда состоялось нечто вроде собрания творческой интеллигенции по поводу проблем развития региональной культуры. Собрались писатели, художники — и было несколько чиновников мэрии Калининграда. В качестве реплики на мое выступление мне предложили эту идею — размещать работы художников в кафе и ресторанах города.

— Под собранием вы подразумеваете форум «Культурная революция»?

Ольга Дмитриева: Громко сказано — «Культурная революция», но, считаю, что в нашем случае она все же удалась (смеется). Уже в декабре мы встретились в «Альтернативе» с менеджерами и владельцами ресторанов, которые познакомились ближе с Сергеем Любкиным и молодыми художниками.

Сергей Любкин: Среди пришедших тогда на встречу было много владельцев знаковых ресторанов города, в том числе и Сергей Филонов — руководитель компании «Азбука ресторатора» и организатор Гастрономического фестиваля. Он очень активно подключился и, по сути, стал одним из главных «двигателей» проекта «Арт-меню». Сергей создал открытую группу проекта в Фейсбуке*, там сейчас уже 165 участников. Интерес к проекту стали проявлять другие рестораны, «волна пошла».

В этом проекте взаимно удовлетворяются интересы двух сторон — и художников, и рестораторов. У художников всегда есть желание показать свое творчество и рассказать о нем, а выставочных площадей в Калининграде не так много, и работы пылятся на полках и не находят своего зрителя. В то же время, в кафе и ресторанах посетителей в разы больше, чем в галереях, — тех, кто хотя бы увидит работы. Конечно, хотелось, чтобы не только смотрели, но и приобретали, — хотя бы в качестве компенсации затрат на холсты, краски, кисти и т. д. С другой стороны, бесспорно, выставка художника в интерьере кафе или ресторана повышает статус заведения. Например, официанты перестают быть молчаливыми подносчиками блюд — и на ваш вопрос могут рассказать о художнике и его работах. Поднимается уровень общей культуры, и для достижения этой цели кафе и рестораны в рамках проекта «Арт-меню» становятся важными площадками.

Думаю, «Арт-меню» будет иметь какое-то развитие, и мы начнем вывешивать работы и в других общественных местах — это могут быть больницы, парикмахерские, офисы и т. д. Человек, который будет повсюду сталкиваться с авторским искусством, постепенно привыкнет к этому, начнет себя ощущать в определенном культурном пространстве и станет к искусству по-другому относиться. Наша с Ольгой задача — для каждого ресторана подобрать коллекцию работ, поскольку стиль и интерьер заведения предопределяют некую направленность.

— Сергей, вы создали Творческую мастерскую «Альтернатива» около шести лет назад — ради чего?

Сергей Любкин: Поначалу была идея собрать клуб художников-единомышленников, которые по различным причинам не входят ни в какие творческие союзы и объединения. У нас в городе существует два Союза художников, в которых состоят, как правило, художники-профессионалы, у них есть уже какое-то имя, мастерские, заказы. А у молодого подросшего поколения не всегда есть возможность о себе каким-то образом заявить. Я сам не ожидал такого эффекта: в «Альтернативу» сразу пошли художники, фотографы, музыканты, поэты, у которых просто не было места, где собираться и проводить какие-то свои мероприятия, встречи. С этого все и началось.

У нас нет членских взносов. Любой творческий человек может прийти со своей концепцией, своим проектом и сказать: я хочу сделать нечто такое. Мы оговариваем время, сроки, формат мероприятия. Конечно, смотрим, чтобы не было пропаганды наркотиков, секса, насилия, национализма и экстремизма. Наша задача, все-таки, творческая, у нас нет политических целей. Я считаю, если будет расти уровень культуры, люди будут интересоваться творчеством и через это себя реализовывать, — этого вполне достаточно, чтобы наша общекультурная городская среда развивалась.

В Калининграде существует большая проблема для молодых художников где-то выставиться на стартовом этапе. Если он приходит в художественную галерею, ему задают, как правило, два вопроса: где вы учились и есть ли у вас выставочный опыт?

— А что, существует какой-то список учебных заведений, обучение в которых является «входным билетом»?

Сергей Любкин: Не то чтобы список, но в любом случае ему задают вопрос: а что вы закончили — и вообще-то вы рисовать умеете? Если бы в нашу Художественную галерею пришли Поль Гоген или Ван Гог, им навряд ли удалось бы там выставиться (смеется). Главная задача «Альтернативы» как раз и заключается в том, чтобы мотивировать художника для дальнейшего творчества.

дмитриева 2 1.jpg

Ольга Дмитриева: Когда я познакомилась в «Альтернативе» с молодыми художниками, меня в них привлекло, прежде всего, наличие энтузиазма и искренности. Эти качества многие профессионалы, к сожалению, рано или поздно утрачивают. Когда профессия состоит в том, что ты этой искренностью должен зарабатывать себе на хлеб, очень часто искренность теряется — и это чувствуется в творчестве.

Например, одна из проблем, с которой я столкнулась непосредственно, — ни в одном из местных учебных заведений невозможно ознакомиться с различными техниками графики. Узнав о том, что у меня есть офортный станок, Сережа приложил максимум усилий для установки этого станка в «Альтернативе», приведения его в рабочее состояние. Молодые ребята проявляют к этому интерес, я с удовольствием их консультирую, как печатать на этом станке, показываю разные техники, в том числе свои работы, сделанные на нем же в свое время. Обычно у каждого графика такой станок стоит в мастерской, куда доступ посторонним закрыт. «Альтернатива» — единственное доступное место в городе, где молодой художник может научиться работать на офортном станке.

Другая большая проблема — нет рабочих площадей, где могли бы работать художники. У меня тоже нет своей мастерской.

— Но «Альтернатива» — одна на весь город. Выход-то есть из сложившейся ситуации?

Ольга Дмитриева: Есть такая организация «Транзит», ее возглавляет Юлия Бардун. Месяц назад они возили группу калининградских бизнесменов в скандинавские страны, показывали, что можно сделать из различных заброшенных помещений для развития каких-то креативных индустрий, как можно совместить бизнес и интересы творческих людей и что может выйти из такого симбиоза. Результат, действительно, может получиться очень интересный, и мы его уже наблюдаем и в нашей стране, но пока только в столицах. Очень надеюсь, что благодаря реализуемому «Транзитом» проекту «Развитие творческих индустрий в Калининградской области» кто-то заинтересуется и сделает у нас что-то подобное.

— Наверное, стоит добавить, что совсем недавно, в начале марта, в рамках этого проекта прошел очень интересный семинар-лаборатория под названием «Творческие индустрии в публичном пространстве города: новая жизнь индустриальных зон в Калининграде». Однако, вернемся к «Альтернативе». Сережа, если оглянуться назад на прожитые шесть лет, какие наиболее яркие, скажем так, «веховые» для мастерской проекты и события вы бы отметили?

Сергей Любкин: В основном наши проекты рождаются из инициатив самих художников, актеров, поэтов, музыкантов, фотографов. Я не хочу сказать, что эта среда сплошь андеграундная, но это, как правило, непрофессиональные художники. Хотя у меня выставляются и профессионалы…

— Позвольте вклиниться с вопросом, коли уж заговорили о профессионализме: что в вашем понятии означает «профессиональный художник» — это тот, кто окончил специальное учебное заведение, или тот, кто своим творчеством зарабатывает себе на жизнь?

Сергей Любкин: И то, и другое. Когда к нам приходит молодой художник и приносит свои работы, мы предоставляем ему возможность выставиться в первый раз. Они впервые видят свои работы уже оформленные, в выставочном пространстве — пусть и не в таком пафосном месте, как Художественная галерея. Это придает уверенности в себе, в своих силах. Летом мы предлагаем художнику поехать на пленэр, пообщаться с коллегами из Польши, Германии, Литвы. Потом идут отчетные выставки. Так в «Альтернативе» происходит движение — и из этого рождаются проекты.

У нас есть Катерина Черевко, замечательный художник и очень креативный человек, которая постоянно рождает какие-то интересные вещи. В прошлом году она, проявив колоссальную энергию и фантазию, организовала четырехдневный фестиваль «Поехали!», посвященный юбилею полета Юрия Гагарина в космос. Фестиваль проходил на нескольких площадках города — помимо «Альтернативы», в библиотеке Чехова, во «Фридландских воротах». Никто не вкладывал никаких средств, это была полностью инициатива самих художников.

К нам приезжают художники и фотографы из Москвы и Санкт-Петербурга, соседних стран, проводят здесь семинары и мастер-классы. В конце осени прошлого года мы делали свою выставку в небольшой галерее в Ольштыне. Наши художники там понравились, в том числе и преподавателям кафедры живописи и графики местного университета.

дмитриева.jpg— По каким критериям вы отбираете работы для первой выставки художника? Как принимаете решение «беру или не беру», кто вам в этом помогает — или вы решаете единолично?

Сергей Любкин: Мне со стороны часто передают такое мнение, что, мол, в «Альтернативе» невысокий уровень работ, поэтому невысок и статус выставочной площадки. Меня это нисколько не задевает, поскольку в этом и состоит наша «фишка». У нас особая цель, но я бы не сказал, что мы выставляем каких-то неумех. Человек принес работы, он трудился, он искренен. Я прекрасно вижу, что, может быть, некоторые работы пока еще слабоваты, есть где-то провалы в композиции или по цвету. Но если в работах есть идеи, есть некий драйв, потенциал, я их выставляю, несмотря на огрехи. Очень важно начинающему художнику услышать не только мое мнение, но и мнение посетителей выставки, друзей, коллег, чтобы сделать какие-то выводы. После этого художник относится к своему творчеству уже более ответственно, потому что каждая выставка в творчестве любого художника — некий этап. Искусство социально, оно направлено на людей, ни один художник не рисует сам для себя, ему всегда необходима ответная реакция. И для меня важно выставлять в «Альтернативе» работы разные, экспериментальные. Например, в области есть очень много интересных художников — и я с большим удовольствием их всегда выставляю, для меня это важно, может быть, даже в какой-то мере приоритетно, поскольку у калининградцев возможностей побольше.

— Помимо художников, под вашей крышей нашли приют также различные творческие объединения и группы…

Сергей Любкин: Да, у нас хорошие отношения с молодыми поэтами, которые сначала назывались «Сквозняки», теперь — группа «Эффект Доп(п)лера». Ребята выступают на различных площадках, но я всегда рад, когда они приходят ко мне. Здесь они достаточно комфортно себя чувствуют. Виталий Глухов, который уехал в Санкт-Петербург, со своей «Лабораторией перформанса» проводил у нас свои экспериментальные спектакли. Приютили музыкантов — группу «Акустический рок-запад». По ночам в «Альтерантиве» работают художники, у которых нет других возможностей. Например, есть двое художников, братья Медведевы — они работают в больших форматах (два метра на полтора), понятно, что работать в жилой квартире они не могут. Кроме того, мы занимаемся обучением. Сергей Чертов ведет курсы академического рисунка, я веду основы фотографирования. Приглашаем художников старшего поколения для проведения мастер-классов.

— Какие проекты «Альтернатива» планирует осуществить в ближайшем будущем?

Сергей Любкин: Будем придерживаться сложившегося формата деятельности. Ближайший крупный проект, в котором мы примем участие, — Музейная ночь-2012. Организаторы на меня уже вышли, будем осваивать пространство  Художественной галереи. Ну, и конечно, проект «Арт-меню», где работы хватит не на один год.

Ольга Дмитриева: Я уверена, что этот проект будет развиваться и обретет свою виртуальную жизнь на специальном сайте, где мы планируем размещать работы.

Текст — Евгения Романова, фотографии предоставлены собеседниками

* Facebook — Социальная сеть признана в России экстремистской Тверским судом города Москвы. Запрещена и заблокирована в РФ

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]