«Денег не было, работы шли»: как воссоздавали Янтарную комнату (фото)

«Денег не было, работы шли»: как воссоздавали Янтарную комнату (фото) «Денег не было, работы шли»: как воссоздавали Янтарную комнату (фото) «Денег не было, работы шли»: как воссоздавали Янтарную комнату (фото) «Денег не было, работы шли»: как воссоздавали Янтарную комнату (фото) «Денег не было, работы шли»: как воссоздавали Янтарную комнату (фото) «Денег не было, работы шли»: как воссоздавали Янтарную комнату (фото) «Денег не было, работы шли»: как воссоздавали Янтарную комнату (фото) «Денег не было, работы шли»: как воссоздавали Янтарную комнату (фото) «Денег не было, работы шли»: как воссоздавали Янтарную комнату (фото) «Денег не было, работы шли»: как воссоздавали Янтарную комнату (фото)

Утраченную во время Великой Отечественной войны Янтарную комнату найти так и не удалось, но туристы могут посетить её копию в Екатерининском дворце в Пушкине. К 20-летию воссоздания приурочена выставка «Янтарная комната. Версия 2.0», которая будет работать в Музее янтаря до 18 июня. 0+

«В 1979 году Совет министров РСФСР принял решение о воссоздании Янтарной комнаты. Была выпущена официальная бумага, но кто конкретно будет заниматься работами, как они будут финансироваться, откуда будут брать янтарь — всё это не было определено, — рассказывает куратор выставки Марина Кузнецова. — Помимо янтарного набора комната содержала огромное количество деталей — это и деревянные панели, и паркет, и плафон, но самую большую сложность всё же представлял янтарный набор. На тот момент никто не понимал, как всё это можно сделать. И, наверное, если бы не реставратор Александр Журавлёв, поверивший в возможность воссоздания Янтарной комнаты, ничего бы не получилось».

В распоряжении художников тогда был альбом «Янтарный кабинет Екатерининского дворца города Пушкина» с фотографиями 1935-1940 годов. Именно по ним предстояло восстановить отделанное панелями из янтаря помещение. «Первое время художники занимались поиском материала, фотографий, по которым пытались определить необходимую глубину резьбы, высоту профилей. Это была сложная научная задача. К ней привлекали специальные исследовательские институты. Уже позже в Екатерининском дворце обнаружились детали профиля оригинальной Янтарной комнаты. Как оказалось, отклонение по высоте в сравнении с копией составило всего один миллиметр — настолько точно по фотографиям удалось понять параметры», — поясняет Марина Кузнецова.

По словам заместителя Музея янтаря по научной работе Татьяны Суворовой, при воссоздании комнаты учреждение сыграло роль лаборатории, в которой отрабатывались старинные приёмы работы с янтарём. «На копиях произведений из собраний крупнейших музеев страны, реконструкциях по документальным материалам несохранившихся янтарных изделий возрождались утраченные к ХХ веку способы художественной обработки балтийского самоцвета. Например, использование янтаря как линзы. В 1691 году Христиан Поршин даже предложил использовать янтарь в качестве стёкол для очков. И это свойство „солнечного камня“ использовали при декорировании, например, шкатулок. Когда вставляешь в шкатулку с прозрачными стенками линзу и смотришь через неё, то видишь внутри преображённое пространство, другую реальность, — отмечает Татьяна Суворова. — При создании оригинальной Янтарной комнаты, возможно, применялось колорирование янтаря. До сих пор не утихают споры на эту тему. При воссоздании Янтарной комнаты художники определённо использовали колорирование, которое по цвету повторяло подлинные старинные янтарные изделия XVIII века из коллекции Екатерининского дворца. Этот процесс давал не только цветовой эффект, но и убирал внутри янтарных пластин напряжение. От природы янтарь насыщен мелкими пустотками, трещинками. Для того, чтобы сделать его однородным, а, значит, физически более стойким, янтарь колорировали, то есть проваривали в определённых средах и температурах. Точный рецепт знают только художники».

Поначалу в состав мастерской но воссозданию Янтарной комнаты вошли три специалиста — Александр Журавлёв, Альберт Ванин и Александр Крылов. Со временем список художников менялся, Александр Крылов оказался единственным, кто прошёл путь от начала до конца. «В 1989 году закончилось финансирование Янтарной комнаты. Денег не было, работы шли неравномерно, художники пытались как-то выживать и начали создавать собственные изделия на продажу. Тогда помощь оказал барон Эдуард Фальц-Фейн из Лихтенштейна — потомок обрусевших немцев Фальц-Фейнов по отцу и представитель одной из древнейших российских дворянских фамилий — Епанчиных — по матери, — рассказывает куратор выставки Марина Кузнецова. — Он прислал мастерам посылку с импортными инструментами, которых у них не было — свёрла, лобзики, фрезы. К 1996 году работы были выполнены примерно на 40%, а в 1999 году немецкий концерн „Рургаз“ решил выделить 3,5 млн долларов российскому правительству на восстановление Янтарной комнаты. Процесс начал двигаться быстрее. В целом, финансирование Янтарной комнаты составило около 12 млн долларов».

Янтарь для нового кабинета все эти годы поставлял Калининградский комбинат, но, как вспоминает Татьяна Суворова, за несколько лет до завершения работ на таможне конфисковали крупную партию окаменевшей смолы — её тоже отправили на воссоздание кабинета. 31 мая 2003 года Янтарная комната наконец-то приняла первых посетителей. Работы по её воссозданию длились 24 года.

Записала Алина Белянина. Фото: Юлия Власова, «Новый Калининград»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]