Новое фондохранилище с постоянной экспозицией площадью 800 квадратных метров, вновь собранный гигантский скелет кашалота, привезенные глубоководный аппарат «Мир» и заместитель министра культуры РФ — «Афиша Нового Калининграда.Ru» побывала на торжественном открытии нового комплекса Музея Мирового океана, который называется «Глубина».
Ключевое слово — это все же прилагательное «торжественный». Кажется, что важностью момента (открытие федерального объекта культуры) прониклись абсолютно все: и чересчур тревожные и расторопные гардеробщицы, и манекен на входе, изображающий то ли
Открытие комплекса посетили, кажется, все высокопоставленные лица Калининградской области, почтил мероприятие своим присутствием и заместитель министра культуры РФ Григорий Пирумов. Тон вечеру задала великолепно срежессированная речь директора Музея Мирового океана Светланы Сивковой — краткий, но мощный посыл следующий: мы долго строили, построили, всем спасибо за помощь и финансирование, но на этом объекте мы останавливаться не собираемся. Все последующие выступления на ее фоне казались
Но фокус в том, что если говорить о современности, то в данном случае она присутствует лишь на уровне формы — есть условный прямоугольник, с одной стороны из «стекла и бетона», с другой — из клинкерного кирпича, есть довольно внушительная (800 квадратных метров) по местным меркам площадь этого помещения, есть новые музейные витрины, есть множество плазменных панелей и тачскринов. То есть с интерактивностью все по определению хорошо, есть десятки интересных и достойных экспонатов, но содержание комплекса, а точнее то, каким языком об этом содержании рассказывают, остается
Семантически слово «глубина» очень хорошее, но ко многому обязывающее. Экспозиционный зал нового комплекса, видимо, при дневном и естественном освещении будет похож на аквариум (и хорошо, если именно на аквариум, а не на парник), вечером включается дополнительная ультрафиолетовая подсветка. Есть просто очень большой зал, наполненный тематическими экспонатами, но от того, каким образом эти экспонаты распределены между двумя этажами, остается ощущение, что экспозиционеры просто не смогли побороть доставшееся им пространство, должность музейного дизайнера (штучная на территории постсоветского пространства профессия) оказалась упразднена.
Два центральных объекта «Глубины» — это глубоководный обитаемый аппарат
Собственно, скелет кашалота замечательно смотрелся в старом музейном павильоне, потому что тот способ экспонирования был максимально реалистичным: ты заходишь, смотришь, а над тобой возвышается белая костяная глыба, под глыбой описательная табличка и насыпан гравий. В новом же комплексе масштаб этого скелета, подвешенного к потолку в компании с муляжом акулы, теряется: есть ощущение, что
Визуально идея самой глубины как нельзя лучше была выражена еще в старой экспозиции музея, посвященной изучению морского дна и расположенной несколько лет назад на нижних этажах
И напоследок. В 1995 году Патриком Зюскиндом был написан рассказ, который назывался «Тяга к глубине». Если коротко, то это история о молодой художнице, которая после открытия первой выставки прочла одну рецензию о своих работах. Критик был к этим работам благосклонен, но вскользь заметил, что «им недостает глубины». Всю оставшуюся жизнь художница посвятила поискам этой самой глубины, в конце концов бросила работать, покончила жизнь самоубийством, и тот самый рецензент написал некролог. Часть того некролога, кажется, довольно уместно процитировать. «Одной государственной поддержки и частной инициативы явно недостаточно там, где речь идет, в первую очередь, об опеке в человеческой сфере и о разумном творческом содействии в художественном секторе. Правда, тут следует сказать, что зародыш такого трагического конца в данном случае был, скорее всего, заложен
Эта цитата, как
Текст — Александра Артамонова, фото — Виталий Невар