Робокадило, которое отпугивает зло, антивиртуальный шлем, лабиринт для мыши, ползающие мясорубки, коллекционер запахов и астрономическая задача трёх тел. «Афиша Нового Калининграда.Ru» побывала в пространстве «Ворота» на встрече с екатеринбургской арт-группой «Куда бегут собаки», узнала о кинетических скульптурах, объектах и инсталляциях отечественного производства, а также выяснила, куда и зачем всё же бегут собаки.
Встреча с арт-группой состоялась в рамках выставки «Умри и обновись» (куратор Дмитрий Булатов, БФ ГЦСИ), которая сейчас проходит в гданьском центре современного искусства «Łaźnia». Выставка работает до 29 января, на ней представлены работы российских и зарубежных художников, в разной степени, отвечающие на вопрос: как связаны между собой современные наука и искусство. На выставке в Гданьске есть и одна работа «Собак» — это «1, 4…19», она посвящена реальным упущенным возможностям. Как это воплощено визуально, вы можете посмотреть на выставке в Гданьске или прочитать наш репортаж — кроме «иллюстратора» упущенных возможностей мы рассказываем ещё о нескольких забавных приспособлениях. Например, о штуковине, которая помогает бороться со злом.
Медиаискусство — вид искусства, произведения которого создаются и представляются с помощью современных
Зороастрийская легенда о душах умерших собак, которые бегут к мосту Чинват, чтобы превратиться в выдр и начать новую бесконечную жизнь — один из вариантов объяснения названия
История объединения началась с создания множества осмысленных существ. Несколько лет подряд группа делала выставки с примитивными технологическими объектами в екатеринбургском киноклубе. Каждый объект был сделан из чего попало и жил, пока не разрядится или не разобьётся при столкновении с чем-нибудь.
Первая серьёзная выставка объединения «Куда бегут собаки» прошла в екатеринбургском ГЦСИ, для неё художники изобрели жутко вонючие духи, которые вращались на пластинке проигрывателя, нагревались и источали неприятный запах. Идея объекта была в том, чтобы посетители выставки покинули помещение с помощью этого устройства. После этой инсталляции ребят стали приглашать в Москву.
Воплощение каждого технологического проекта требует больших финансовые затраты, которые чаще покрывают гранты, и долгой работы с технологами. Чертежами, схемами и сборкой объектов группа занимается сама. Часть деталей, которые нельзя купить, приходится заказывать на производствах. В особенно сложных ситуациях приглашают программистов.
Группа была неоднократным номинантом государственной премии «Инновация», лауреатом фонда «Династия» и международного фестиваля Ars Electronica. Художники создают множество диковинных устройств, например, схему для вязания, основанную на множестве Мандельброта; антивиртуальный шлем, через который человек может посмотреть на мир как рыба; увековечивают души съеденных бутербродов, запускают ползающие мясорубки, коллекционируют запахи и пытаются убить робота.
Триалог
Триалог — система из трёх роботизированных шаров, которые двигаются автономно и согласованно друг с другом, обмениваясь информацией о взаимном положении. Шары притягиваются и отталкиваются в зависимости от расстояния между ними и массы их тел. Предсказать траектории движения невозможно, так как возникает масса непрогнозируемых параметров, например, налипший снег или неровности поля. В этом случае создатель системы также выступает в роли физических погрешностей. Проект возник из желания убить робота, превратить его в ничто. Невозможность контроля возникает только в том случае, если роботы находятся в бесконечном вычислении своих взаимных положений.
Когда художникам удалось создать эту систему, они задокументировали движения роботов и поняли, что траектории напоминают работы Брейгеля. Звуком проекта стала композиция, созданная на основе нот, изображённых на триптихе Иеронима Босха «Сад радостей земных».
Сборщик
Работа «Сборщик» возникла в результате мыслей о том, что всё окончательно может прекратиться и мы окажемся в ситуации подводной лодки. Как художнику, занимающемуся технологическим искусством, действовать в этой ситуации? Наверное, он можешь попытаться сохранить
Задача сборщика — пытаться собирать запахи, чтобы в дальнейшем их использования. Это история постапокалипсиса, который то ли произошёл, то ли ещё произойдёт. Сборщик должен постоянно двигаться. Псевдошарманка оснащена монитором, который вырабатывает энергию для лаборатории. Когда сборщик крутит ручку шарманки, для наблюдателя это выглядит как просто создание музычки, в это время начинает работу лаборатория и происходит запись запахов и звуков.
Лица запаха
1, 4…19
«1, 4…19» — инсталляция, с помощью которой художники изучают формирование реальности. Составные части объекта: живая мышь, роботизированный лабиринт, камера и проекция. На каждом перекрёстке мышь выбирает один путь из множества, все остальные остаются нереализованными. Мы видим упущенные возможности живой мыши, которые реализуются виртуальными копиями. Виртуальные мыши ведут себя самостоятельно, они могут пойти в любую сторону, лечь спать или почесаться.
В момент, когда виртуальная мышь направляется навстречу реальной, компьютер ставит между ними стенку. Виртуальные мыши могут заполнить весь лабиринт. Мышь, оказавшись в тупике, перестает создавать виртуальные копии.Так, нереализованные возможности формируют траекторию движения мыши и ее жизненное пространство. События, происходящие с виртуальными мышами, являются и прошедшими, и будущими для реальной мыши. Для того, чтобы видеть объект в любой точке, необходимо создать такое пространство, которое будет состоять из абсолютно уникальных деталей. Каждая стенка в лабиринте имеет свой угол наклона.
Робокадило
Робокадило выполняет функции, связанные с двумя типами данных: собранные со счётчика Гейгера и в социальных сетях. Соответственно, если в виртуальном пространстве пользователя происходит
Текст — Анастасия Светогор, «Новый Калининград.Ru», иллюстрации — официальный блог арт-группы «Куда бегут собаки»