Добро пожаловать в никуда: калининградка о работе учителем на Шри-Ланке

Анастасия и её ученицы. Фото предоставлено собеседником.
Анастасия и её ученицы. Фото предоставлено собеседником.

Анастасия нашла работу за границей через интернет, прошла онлайн-собеседование, оформила документы и отправилась преподавать английский язык в школу на Шри-Ланке. Через месяц в городе Коломбо девушке предложили устроиться преподавателем в университет. «Афиша Нового Калининграда.Ru» узнала, почему ланкийцы любят русский язык, как попасть на ланч к монахам и к чему готовиться, если решил поработать в Южной Азии.

О своей настоящей работе я узнала только тогда, когда приехала на Шри-Ланку

Знакомые мне скинули вакансию преподавателя русского языка как иностранного в Гданьске по программе AIESEC, я откликнулась, оказалось, должность уже закрыта. Девушка, ответственная за эту вакансию, посоветовала мне попробовать найти что-нибудь другое. Я зарегистрировалась на сайте проектов и однажды вечером добавилась в несколько проектов. После начала проходить онлайн-собеседования. На сайте при регистрации я заполнила анкету, оставила свои контакты для согласования времени интервью. Обычно после беседы проходит несколько дней, и только потом тебе сообщают результат, мне же почти сразу говорили, что принимают, причём во все проекты. Я начала смотреть, что мне подходит по времени, по деньгам, и выбрала Шри-Ланку.

Главное — задавать как можно больше вопросов своему куратору. Интересоваться, где ты будешь жить, работать, как будет проходить твоё пребывание в другой стране. При этом быть внимательным и любопытным. Они обычно спрашивают: почему вы считаете, что подходите этому проекту, что вас интересует в жизни, и тому подобное.

Моё интервью было коротким, я не была дотошной: спросила, где буду жить, поинтересовалась, где будет моя работа. Сейчас себя за это корю, потому что условия, в которых я жила, куда я приехала, что я делала, сильно отличались от того, к чему готовили меня с самого начала.

Проект, на который я подавала заявку, назывался «Преподавание английского языка для студентов специальности „Информационные технологии“». В итоге я учила детей 9–10 лет английскому языку полчаса в день. О своей настоящей работе я узнала только тогда, когда приехала на Шри-Ланку. Английский на Шри-Ланке — язык межэтнического общения, но все говорят на сингальском или тамильском, английский знает 10% населения. То есть ты приходишь к детям, которые не особо знают иностранный язык, и на английском преподаёшь им английский — это называется прямой метод преподавания.

IMG_8465.JPG

На Шри-Ланке в аэропорту меня встретил мой куратор, он был неразговорчив. У меня возникли проблемы с получением визы, и я была готова отказаться от всей этой идеи, но мне было просто жалко времени, которое я потратила, чтобы заработать денег на эту поездку. Из аэропорта меня привезли в дом в какой-то глуши. Там не было даже электричества — ничего не было. К тому же ужасный беспорядок, будто там недавно была какая-то большая вечеринка. На следующий день я пошла на работу. В школе, как оказалось, никто не знал о том, что я должна приехать. Мне сказали, что я буду заниматься с детьми и у меня будет один урок в день. Школа — в другой деревне, чтобы туда попасть, нужно ехать час на двух автобусах. Пару дней я жила одна в большом доме, в деревне, где все знали, кто я, что я делаю. Потом так же, по программе, приехал мальчик из Голландии, который позвонил своим кураторам и попросил навести в доме порядок. Дело было даже не в грязи, а в том, что там абсолютно не работала кухня, ванная комната и так далее. Постепенно стали приезжать ещё ребята — всё более-менее наладилось.

Добро пожаловать в никуда

Каждый день я приезжала в школу к девяти утра, вела урок и уезжала обратно. Я преподавала в школе для девочек. Там всё совсем не так, как у нас. Классы — это длинные помещения, разделённые тонкими стенами, там нет дверей, звукоизоляции. В одном классе — сорок человек. Запомнить имена учеников почти нереально: сорок маленьких ланкийских девочек, среди которых три пары близняшек. В школах шумно, нужно говорить громко, поэтому через четыре дня я сорвала голос. Как только дети видят тебя, они бегут к тебе, трогают за лицо, за волосы. Просят тебя написать имя, адрес электронной почты, телефон. Английский на Шри-Ланке учат с трёх лет, по идее, они должны хорошо знать его, но нет. Они знают его на уровне «My name is».

Школьники не знают, что такое дисциплина — ты для них не учитель, а игрушка. Первую неделю я использовала метод «говори тихо, и тебя будут слушать». На третью он всё-таки сработал. Не могу сказать, что я принесла этим детям пользу как учитель английского языка, обычно мы занимались какой-то самодеятельностью — разучивали песни, рисовали. По учебнику они могли пройти не больше одной страницы в день — это занимало четыре минуты урока, а вперёд программы идти нельзя.

Каждый день я возвращалась в Batakettara — это не город и даже не посёлок. Когда приезжал новый человек, ему говорили: «Welcome to the middle of nowhere». Это действительно нигде: если от Piliyandala ехать в другой город, там будет поворот на дорогу, и где-то на этой дороге стоит церковь Batakettara, а возле неё наш дом. Город, в котором я, предположительно, должна была жить, находился в сорока километрах от этого места.

После работы я приезжала домой и мне нечего было делать. Темнеет на Шри-Ланке в шесть вечера, после этого выходить одной девушке со светлой кожей и волосами в глубокой деревне Шри-Ланки нежелательно и даже опасно. Я приезжала с работы в полдень, и смысла выезжать куда-либо не было, потому что пока я доеду, пока вернусь — уже будет темно. Если ты куда-то хочешь попасть, больше всего времени потратишь на дорогу. На Шри-Ланке основной транспорт — это поезда, автобусы и тук-туки. Поезд ходит вдоль побережья и где-то посередине страны, ближе к северу, через крупные города. Автобусов и маршрутов много, даже можно найти сайт, где описаны маршруты автобусов разных номеров. Понятно, что про расписание речи не идёт.

Тук-туки есть везде, они гораздо дороже автобусов. Автобус стоит десять рупий, тук-тук — сто. На наши деньги — это очень мало, сто рупий — это примерно 38 рублей. Автобусы на Шри-Ланке похожи на забитые электрички в дни фестиваля фейерверков в Зеленоградске. Правда, у них нет чёткого расписания — когда набираются, тогда и едут. На крышах я никого не видела, но некоторые виснут на окнах. Чтобы автобус остановился, нужно дёрнуть за верёвочку, которая протянута через весь автобус, и тогда у водителя зазвенит колокольчик.

IMG_7439.JPG


Дороги там разные. В целом везде, где есть асфальт, вроде ничего. Двух-, трёх-, четырёхполосное движение — таких понятий нет, там просто все едут: по встречке, не по встречке. Удивительно, что мы не видели ни одной аварии. Ты едешь на тук-туке и прощаешься с жизнью. Кажется, он мчится со скоростью километров триста, поэтому нужно держаться за всё, за что только можно. Зато за 200 рупий в тук-туке ты можешь включить свою музыку.

В интернете я читала, что на Шри-Ланке можно торговаться везде. Это не так. Шриланкийцы ненавидят торговаться. Как-то раз мне нужно было куда-то срочно доехать, водитель попросил 300 рупий, я возмутилась, что всё время ездила за сто. За сто? — ну и пока. Так ланкийцы торгуются. Им всё равно: они называют свою цену и точка. Ещё там есть Uber. Иногда это удобно, Uber стоит почти столько же, сколько тук-тук. Но если ты живёшь в Batakettara и вызовешь Uber — он за тобой не поедет. Первую неделю я пользовалась Uber’ом, и он умудрился заблудиться. Было поздно, темно, у меня не было с собой денег, он высадил меня посреди тёмной улицы, где-то между Piliyandala и Batakettara, сказал, что не знает, куда ехать, высадил меня и уехал. Было одиннадцать, я просто пошла прямо по дороге — мне ничего не оставалось. В итоге подъехал какой-тотук-тук, начал до меня докапываться, я сказала, что мне нужно в Batakettara, он потребовал 500 рупий. Я сказала, что денег у меня нет — он уехал. Приехал следующий и довёз меня бесплатно.

Ланкийцы учат русский язык, потому что любят Чайковского

Мне было скучно, и я поехала в Коломбо — это самый крупный город на Шри-Ланке. Я гуляла по Коломбо, наткнулась на русский центр и решила зайти. После этого моя жизнь на Шри-Ланке изменилась. Там я спросила, преподают ли у них русский как иностранный, они сказали, что да, они как раз ищут преподавателя, только не в центр, а в университет. У меня было два опыта русских центров — в Барселоне и на Шри-Ланке — это небо и земля. В Барселоне — это просто здание с директором, там вроде бы есть классы, но посещает центр от силы четыре человека. На Шри-Ланке русский язык популярен, как бы это странно ни звучало, люди заинтересованы в его изучении. В нескольких государственных университетах есть специальность «Лингвистика русского языка», и в одном из таких университетов мне предложили работу.

Безымянный-7.jpg

В центре есть несколько групп, которые учат русский. Казалось бы, какая мотивация учить русский на Шри-Ланке? С одной стороны, это могут быть туристы, с другой — дети экспатов. Но были и те, кто хочет поехать учиться в Россию в медицинский. Один ланкиец каждый год ездит на неделю музыки Чайковского в Москву, и поэтому решил выучить русский, другой любит шахматы — русские шахматисты вдохновили его на изучение языка. Там есть люди, которые учат русский, потому что в восторге от русского балета. Русская балетная школа в Коломбо — это самый популярный кружок. Самое популярное произведение — «Мать» Горького, оно есть в школьной программе. Если бы я рассматривала как вариант переезд на Шри-Ланку, по факту я нашла себе там работу, а на Шри-Ланке преподаватель — самая высокооплачиваемая и уважаемая профессия.

Однажды наши соседи пригласили нас на ланч. Мы согласились, пришли на следующий день, они посадили нас во дворе, мы сидели и час ждали ланкийских монахов! Оказалось, если в семью приходят монахи — для семьи это большая честь, они готовятся к этому за месяц, красят дом, убирают, чинят всё. А казалось, нас просто пригласили на ланч. Монахи — это «священные» люди, женщинам нельзя с ними разговаривать, они ведут аскетичный образ жизни. Когда они заходят в дом, они за ночь плетут коврик из пальмовых листьев, монах снимает обувь, хозяин омывает его ноги. Вот они пришли, поели, мы на них посмотрели, они ушли, а потом пригласили к столу и нас.

Вместо салфеток в типичном ланкийском ресторане — кусочки газет

В основном ланкийцы едят руками. Ты, конечно, можешь попросить прибор, но, скорее всего, тебе принесут ложку. Однажды я пошла в магазин, чтобы купить одноразовые вилки, но там их не оказались, на стенде были одни пластиковые ложки. В основном вилки покупают кафе, в которые часто ходят туристы, а так — ешь ложкой. Ланкийцы оборачивают тарелки в пакеты и только потом кладут на них еду — это дополнительная гигиена. Вместо салфеток в типичном ланкийском ресторане — кусочки газет. Вся еда на Шри-Ланке — хоум-мэйд. Почти во все блюда они добавляют карри. Студенты, с которыми мы общались, берут еду с собой в университет, один мальчик нам показывал свой обед: это карри, завернутое в большой лист банановой пальмы. Посредине этого листа — гора риса без всего, сбоку — разные карри, например, какое-то яйцо, какие-то овощи, фрукты, рыба, ещё что-то. Ты освобождаешь место на банановом листе, кладёшь на рис разные добавки и начинаешь растирать его руками — получается пюре из риса, затем кладёшь в руку, делаешь пальцами что-то наподобие ложки и, помогая большим пальцем, отправляешь еду в рот.

Говорят, что на Шри- Ланке очень острая еда, и вообще у них есть только рис и карри — всё это неправда. Там огромное количество местной еды. Карри добавляют к курице, рыбе, овощам, далу, картошке, батату. Очень много выпечки: есть обычные ротти, которые чем-то похожи на блинчики. Есть ротти с добавками — овощные, яичные, сырные. Есть котту, при приготовление которого повар двумя огромными топорами рубит еду, заливает соусом, а потом её подает. Много всяких булочек, яичных пирожков. Хопперс — это блинчик, который выглядит как чашечка, его делают из рисовой муки, он получается очень тоненький.

IMG_8031.JPG

Одно и то же блюдо сильно отличается по вкусу в разных частях страны и даже выглядит по-другому. Это особенно заметно на юге страны, который более туристически ориентирован, и там встречаются привычные сочетания типа бекон-сыр или кокос-банан. На Шри-Ланке всё очень сладкое, острое или кислое — пресной еды нет. Я как-то сварила обычного картофеля, и мы дали попробовать местным, они спросили, не бумага ли это.

После Шри-Ланки мне предложили поехать в Нью-Дели на год

Непонятно, почему AIESEC причисляют к одному из бесплатных способов путешествовать по миру, ведь это не так. AIESEC — совсем не бюджетный проект: ты платишь взнос от 13 до 20 тысяч рублей в зависимости от типа проекта, оплачиваешь билет до места работы, дальше — как пойдёт. Есть несколько разделов проектов. Некоторые из них — неоплачиваемые стажировки, то есть ты едешь в другую страну волонтёром, в лучшем случае тебе предоставят жильё и питание. Например, «Global talent» — программа, работа по которой оплачивается. Там, как правило, не предоставляется жильё и питание. «Global volunteer» — краткосрочная программа, продолжительностью от двух недель, а «Global talent» — долгосрочная. Очень много стажировок по «Global talent» связаны с программированием, веб-девелопментом. Например, они могут искать испанского разработчика на C++. Я знаю C++, но я не испанский разработчик, поэтому не подхожу под эту вакансию.

На Шри-Ланке нужно быть аккуратнее с продавцами — просить их написать цену на бумажке, потому что одно и то же число может означать и четыре рупии, и пять сотен рупий. Когда мне нужно было добраться до аэропорта, я сперва спросила, сколько это будет стоить, водитель сказал — 120 рупий, а в конце путешествия оказалось, что 400. Но у меня не было больше денег, к счастью, водитель оказался нормальным, и даже дал мне сто рупий на воду. В аэропорту мне нужно было сидеть больше десяти часов, жутко хотелось кушать. Я пошла в ресторан для персонала, заказала себе кучу карри, моя карточка не прошла, говорю — ладно, тогда мне рис с овощами за 70 рупий. Это оказалась цена для персонала, для всех остальных — два раза дороже, а на сто рупий ничего в меню нет. Я уже собралась уходить, по пути меня остановила какая-то женщина, она купила мне еду. Вообще, ланкийцы боятся, когда из их страны уезжают с плохим впечатлением, они хорошо относятся к туристам и делают всё, чтобы не испортить впечатление о стране.

После Шри-Ланки мне предложили поехать в Нью-Дели на год. Я отказалась. Такой образ жизни не для меня — всё очень медленно, неорганизованно, недисциплинированно, непунктуально. Ланкийцы мало путешествуют за пределы своей страны, очень многие из них говорят, что им достаточно Шри-Ланки. Они боятся выезжать, боятся всего остального мира. У меня есть желание поехать на Шри-Ланку вновь. Я планирую поездку, потому что много там не видела и хотела бы туда вернуться, но никогда в жизни не поехала бы одна. Все эти путешествия по Индии, по Шри-Ланке с рюкзаком — ерунда. Только безбашенные люди так делают.

Текст — Анастасия Светогор, фотографии предоставлены собеседником.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]