Староста Голдапского повята: муниципалитеты в Польше сильно недофинансируются

Анджей Цьолек. Фото предоставлено управлением делами повята Голдапского
Анджей Цьолек. Фото предоставлено управлением делами повята Голдапского
Все новости по теме: Польша

При посещении приграничных районов Польши калининградцы успевают не только закупиться в магазинах, но и обратить внимание на неплохое состояние дорог, памятников культуры, социальной инфраструктуры населенных пунктов. Одним из факторов, обеспечивающих стабильное развитие польских территорий, является сильная система местного самоуправления. «Новый Калининград.Ru» встретился со старостой Голдапского повята (района), Анджеем Цьолеком и узнал о его зарплате, полномочиях и скромном бюджете муниципалитета.

 — Каким образом вы стали старостой повята Голдапского? Вы были назначены маршалком Вармино-Мазурского воеводства или победили на муниципальных выборах?

 — В Польше выборы старосты проходят в два этапа. Сначала ты становишься депутатом по своему избирательному округу, а потом на первом заседании избранные депутаты решают, кто будет главой на ближайший срок. Всего в Совете повята 15 депутатов. При этом сам Совет решает, каким путем будет избираться глава. По закону возможны три варианта. Выбирать главу можно не только из числа депутатов, но и по конкурсу или простым назначением. В Голдапском повяте прижилась схема с выбором старосты из числа депутатов.

 — Обязан ли кандидат в депутаты повята, а потом и избранный староста быть партийным?

 — Кандидат в депутаты может состоять в той или иной партии, а может и не состоять. Но на местном уровне, как показывает многолетняя практика, более эффективными оказываются так называемые избирательные объединения. 

 — Какими полномочиями наделен староста, за что он отвечает?

— Очень много полномочий, которые касаются непосредственно жителей повята. Это, прежде всего, образование, здравоохранение, социальная политика. 

В 1999 году в Польше была проведена административная реформа, в результате  которой территория страны была разделена на гмины (города, сельские поселения), повяты (районы) и воеводства.

В частности, это функционирование районной больницы, это школы, относящиеся к ступени профессионального образования; плюс дороги, транспортная инфраструктура района. Что касается социальной помощи — это пособия, меры поддержки семьям, а также семьям, воспитывающим приемных детей. Персонально за это несет ответственность староста.

В моем ведении также контроль за выдачей прав, регистрацией машин, геодезические работы, разрешение на строительство, проектирование. Глава района также отвечает за безопасность, а значит — осуществляет надзор за работой пожарных, полиции, санитарных служб, ветеринарии. Среди полномочий работа служба занятости и, соответственно, пособия безработным, другие способы борьбы с безработицей.

 — Сколько человек работают в администрации повята?

— Всего 42 чиновника. В бюджетной сфере вместе с работниками повята числится около 435 человек.

— Какова заработная плата старосты?

— Ежегодно все чиновники подают декларации. Но стоит отличать задекларированные доходы от зарплаты. Последняя составляет около 10 тысяч злотых до выплаты налогов, чистыми на руки — 7300 злотых.

 — За счет чего формируется бюджет повята?

 — Это только субсидии и дотации из вышестоящих государственных структур. Нашему повяту, в котором сейчас проживает 27 тысяч человек, выделили 24 млн злотых в год. Это данность на протяжении последних шести лет. Ни больше ни меньше. Каких-либо еще источников пополнения бюджета, кроме госдотаций, например, через налоги, не существует. Все налоги остаются либо в городе, либо в сельском поселении.

 — Перед кем отчитывается староста, кто его контролирует?

 — В Польше есть такой интересный институт контроля, как региональная контрольная палата-изба. Она занимается контролем всех муниципальных расходов. Они могут проверить любую статью расходов, любой проект на соответствие финансовому праву. Штаб-квартира палаты Вармино-Мазурского воеводства находится в Ольштыне. Есть высшая палата-изба в Варшаве. При этом на каждом уровне у тех или иных служб, будь то строительство, транспорт, геодезия, есть своя иерархия, независимая от главы района. Он может абсолютно не знать этих людей. Они подчиняются министерству соответствующему.

 — Если существует проблема или ситуация, в которой пересекаются интересы гмины-города и повята-района, то каким образом происходит взаимодействие различных уровней власти?

 — Если главы муниципалитетов видят, что интересы жителей соприкасаются, то между ними заключается письменный договор. Сначала предварительные подробные переговоры, а потом документ, в котором прописано, кто и за что, в том числе по расходом бюджетным, отвечает.

 — Какие проблемы наиболее остро стоят сейчас перед муниципальными властями? На что жалуются жители?

 — На посту старосты я уже второй срок. Занял его в 2010 году. Как только пришел, столкнулся с огромной проблемой — это долги районной больницы. При бюджете в 24 млн злотых на тот год его долг составил половину этой суммы, в 12 млн злотых. Каждый год этот долг увеличивался на 1,6 млн злотых. Администрация платила 700 тысяч злотых кредита. Ежегодно администрация больницы умудрялась увеличить долг на 900 тысяч злотых. Я понимал, что рост этой задолженности может в конце концов стоить поста старосты, поэтому пошел на непопулярные меры и начал оптимизировать все статьи расходов. Проанализировал их и удивился. Деньги как будто уходили в песок. В итоге многое удалось выправить, и к концу первого срока бюджет больницы стал бездефицитным, она перестала приносить новые долги бюджету.

За первый срок в бюджет повята удалось дополнительно привлечь 42 млн злотых. Ставка была сделана на различные государственные и международные грантовые проекты, предполагающих небольшое местное софинансирование. Добавив немного из бюджета, мы получили гораздо больше через проекты в здравоохранении, медицине. Повят участвовал во всех конкурсах, в которых было только возможно. Это, конечно, и те, которые объявляли министерства, и трансграничные, и Евросоюза.

 — За счет каких сфер экономики, источников финансирования будет развивается повят в ближайшее время?

— Глубоко убежден, что в данный момент повяты в Польше сильно недофинансируются. Поэтому и дальше для своего буду искать возможности по привлечению инвестиций, дополнительного финансирования тех или иных программ. Сейчас удается что-то делать, но в целом философию финансирования надо менять. Трудно строить какие-либо стратегические схемы и планы, когда так ограничен муниципалитет в деньгах. О том, что мы не сидим сложа руки, свидетельствует место повята в общенациональном рейтинге развития территорий. В 2010-м Голдапский повят находился на 28-м месте, спустя год он поднялся на 17-е. Лучший результат — это второе место в этом исследовании. Последние несколько лет повят занимает прочное третье место. Всего в нем 100 повятов, в которых проживает не более 60 тысяч жителей. Отмечу, что главный критерий — это динамичное развитие территорий.



Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]