Bukaka на реалити-шоу: кто и зачем делает из школьников киберспортсменов

Все новости по теме: Интернет

Летом 2016 года киберспорт стал официальным видом спорта в России. Еще через пять месяцев в Калининграде появилась первая в стране киберарена «База», где стали не только проводить небольшие турниры, но и запустили в августе 2017 года реалити-шоу, ставшее, по сути, инкубатором, в котором из калининградских школьников выращивали киберспортсменов. Корреспондент «Нового Калининграда» выяснил, кто стоит за проектом, как воспитывают профессиональных геймеров, и побывал на финальной игре, где школьники боролись за главный приз — полмиллиона рублей.

Когда пять подростков в черных футболках поднимаются на сцену киберарены «База», публика начинает аплодировать. Свет гаснет, на большом экране крутится ролик о команде Future Team. Участники коллектива стоят на крыльце своей школы, камера ведет зрителя внутрь и останавливается на стенде со школьными призами. «Нашего кубка еще нет, но мы уже освободили для него место», — шутит один из участников команды.

Future Team — это пять учеников школы № 56 из Калининграда. Их противники из Ancient Power (лицей-интернат ШИЛИ), кажется, заскучали — их ролик почти на две минуты короче. Игроки, как и в классическом спорте, жмут друг другу руки. «Команде соперников мы хотели сказать, чтобы они Dota не удаляли, когда мы их выиграем», — подтрунивает над соперниками капитан Future Team Андрей Федоров, известный публике как Bukaka.

Федорову 16 лет, в Dota он играет с 12-ти. Родители не особо приветствуют его увлечение, полагая, что «это несерьезно» и если бы не компьютерные игры, то он был бы отличником. Для Федорова Dota действительно когда-то была развлечением, но сейчас он полон решимости стать профессиональным киберспортсменом.

Dota 2 — одна из самых популярных многопользовательских онлайн игр в мире. В одном поединке участвуют две команды по пять человек, а каждый игрок управляет одним персонажем. Сражаясь, герой получает опыт для повышения своего уровня, зарабатывает золото, покупает и собирает предметы, которые усиливают его или дают дополнительные способности. Команды располагаются по линиям, на которых происходит борьба с персонажами противников и отрядами крипов (ботов), те каждые полминуты появляются на базах команд. Цель игры — уничтожить главное здание на вражеской базе.

1003.jpg1001.jpg1004.jpg1006.jpg1002.jpg

Первый раунд гранд-финала длится около 45 минут — победу празднует Future Team. Во время перерыва капитан Ancient Power сетует на глупые ошибки и обещает «порвать» соперников на оставшихся картах. Тренеры подзывают своих подопечных, чтобы указать на оплошности и уточнить план на следующий виртуальный бой. Матч продолжается до трех побед. Сильнейший получает 500 тысяч рублей, проигравший — грамоты и сочувствие.

Дорого. Прибыли нет

Реалити-шоу с несколько пафосным названием «Киберспорт. Путь к мечте!» придумал бизнесмен и глава регионального подразделения Федерации компьютерного спорта России Роман Алымов. Он же стал и главным продюсером проекта. Почти все подчиненные обращаются к нему исключительно по имени-отчеству: Роман Юрьевич. Респектабельного бизнесмена в нем выдает строгий костюм, дорогая обувь и золотой перстень на пальце. Впрочем, сам Роман Юрьевич старается быть своим для окружающей его молодежи. За спиной у коммерсанта кожаный рюкзак, а на мобильник натянут чехол с изображением символа Бэтмена — летучей мыши.

У Алымова есть юридическая контора и «еще бизнес», о котором говорить с «Новым Калининградом» предприниматель не захотел. Как бы то ни было, у Алымова хватило средств на открытие первой в России киберарены «База». «База» расположилась в промзоне на улице Летной, недалеко от бывшего мясокомбината. Это отдельное двухуровневое помещение с игровой сценой, компьютерными залами, баром и магазином, где продается различная атрибутика для геймеров. Во время турниров игры транслируются на большом экране, комментируют турниры здесь, как правило, профессиональные комментаторы.

«Мне интересна была эта тема, но я понимал, что за это никто не возьмется, поэтому взялся я», — объясняет Алымов, почему он заинтересовался киберспортом. Коммерсанта поразила история с киберспортсменом Аланом Енилеевым, который был в числе тех, кто нес олимпийский флаг на открытии игр в Сочи. Это доказывает, считает он, что государству киберспорт был небезразличен уже тогда, за пару лет до его включения в реестр официальных видов спорта.

Предприниматель считает, что у киберспорта в России (именно как вида спорта, а не индустрии развлечений) большие перспективы, и он собирается приложить к его развитию руку. «[Проект] „Путь к мечте!“ направлен на развитие киберспорта в принципе. Важно показать, как должна создаваться структура команды. Раньше основная проблема состояла в том, что команды создавались на турниры, а потом разваливались. Это не очень правильно с точки зрения спорта. Если мы говорим о именно спорте, то команда должна тренироваться, команда должна развиваться», — объясняет свой замысел Алымов.

Из этих предпосылок бизнесмен и исходил, задумывая проект. На вопрос, сколько в него было вложено денег, Алымов отвечает: «Дорого. Прибыли никакой не приносит». Несмотря на то, что его затея пока лишь приносит убытки, предприниматель уверен — киберспорт реально интегрировать даже в калининградский бизнес и работать с местными брендами.

По задумке организаторы шоу в первую очередь отталкивались не от команд, которых на момент анонсирования проекта еще не было, а от людей, готовых взять на себя функции менеджеров и тренеров. Причем среди участников далеко не все были киберспортсменами. Создать свою команду вызвались коммерсанты, стримеры, игрок-любитель, юрист и даже иллюзионист. На каждый выпуск авторы реалити-шоу приглашали ментора, который раздавал задания и советы начинающим менеджерам и тренерам, а потом отмечал наиболее сильных персонажей.

Реалити-шоу как инкубатор

Одним из тех, кого Роман Алымов позвал в качестве эксперта на реалити-шоу, оказался профессиональный баскетболист из ЦСКА и поклонник Dota 2 Иван Лазарев. Спортсмен рассказывал игрокам о режиме питания и тренировках. Лазарев указывал, что у него не все получилось так, как он хотел.

«Я мог бы им объяснить, что такое команда, потому что командная игра в Dota 2 значит очень многое. С моим опытом я мог бы объяснить уйму нюансов работы в команде, которые они просто не знают. Я считаю, что слабое место современных молодых игроков в том, что это поколение выращено в интернете. Они слабо представляют себе, что такое ответственность, что значит отвечать за свои слова и за все эти шутки про мамок, сами понимаете. В команде кто-то более адекватен, а кто-то менее, ты не должен дизморалить, — заявил баскетболист в интервью „Киберспорт@mail.ru“. — У нас в спорте, когда ты накосячишь — все отжимаются, как в армии, поэтому у нас дисциплина, ты знаешь, что можешь положиться на этого человека, и он прикроет тебе спину в нужный момент. В Dota 2 есть с этим проблема».

Проект Алымова по сути представляет собой инкубатор, где из школьников в формате реалити-шоу выращивали начинающих киберспортсменов — по аналогии со школами по футболу, баскетболу и другим видам спорта. «Разница в том, что футбол и баскетбол родители поощряют, а вот киберспорт рассматривают как хобби и времяпрепровождение отнюдь не полезное», — говорит волонтер шоу с функциями продюсера Илья Абросимов.

Создатель шоу Роман Алымов при этом убежден, что если школьник находится под опекой тренера, то он меньше играет и развлекается, а начинает воспринимать игры как спорт или даже работу. «Наша цель — воспитывать из школьников киберспортсменов и их наставников, чтобы они сколотили команду, которая бы смогла выполнять функции спортивной организации», — подчеркивает коммерсант.

Правда, уже на ранних этапах у участников возникли некоторые сложности с пониманием того, что такое киберспорт и что от них требуется. Изначально предполагалось, что участники будут самостоятельно генерировать больше разнообразного контента, а организаторы будут лишь делать акценты на самом главном в отчетных выпусках каждые две недели. «Но в процессе работы оказалось, что сообщество к этому не готово, поэтому и рамки формата поменялись „на коленке“», — рассказывает Абросимов.

Большинство команд были сформированы из учеников 9–11 классов. Наставники коллективов старались отслеживать режим сна игроков, контролировать их питание и интересовались их школьными успехами. Это было необходимо для того, чтобы коллектив был мотивирован и мог полностью выложиться на игровой площадке. Согласно правилам проекта раз в неделю проводилась трехчасовая тренировка в буткемпе — стеклянном звуконепроницаемом кубе на втором этаже киберарены «База». «Тренировки были отчетными, чтобы посмотреть, что команды не филонят, велись онлайн-трансляции», — рассказывает о буднях подростков Абросимов.

Завершиться проект должен розыгрышем 500 тысяч рублей. Эти деньги, разумеется, никто делить среди членов команды не собирается. Приз идет на дальнейшее развитие команды. Это и покупка новой формы и необходимых девайсов, развитие сообщества коллектива в социальных сетях и оплата услуг тренера, а также стипендия самим игрокам.

1008.jpg1007.jpg1010.jpg1009.jpg1012.jpg

«Большинство тренеров на протяжении всего проекта работали бесплатно, но чтобы повышать свой уровень, нужно платить. Плюс спортивная стипендия самим школьникам, по аналогии с той, что существует в университетах», — объясняет Алымов. Те же коллективы, которые не попали в гранд-финал, довольно неплохо наиграны и этими составами они могут заявиться на школьную лигу. «Про команды, которые не прошли в гранд-финал, никто не забудет. Они потенциальные участники школьной лиги, возможно, кто-то из игроков попадет в сборную Калининградской области», — предполагает продюсер проекта.

Следующий сезон реалити-шоу «Киберспорт. Путь к мечте!» Роман Алымов хочет провести уже в Москве и привлечь для трансляции не только социальные сети, но и телевидение.

Дисквалификация лучших

На протяжении более трех месяцев менеджеры и директоры команд вплотную работали со школьниками: разрабатывали названия, логотипы, искали спонсоров. Эксперты в свою очередь объясняли участникам, как рекрутировать игроков и правильно подойти к названию команды, чтобы потом можно было его продать.

Приезжал в Калининград и киберспортивный психолог. Он рассказывал участникам реалити шоу, как работать с игроками. «Потому что школьники — это такие несостоявшиеся в моральном плане ребята. Их постоянно шатает из стороны в сторону. То хочу, это не хочу. То есть мотивация, то ее нет. Объясняли, как с этим проблемами работать, как ставить цели», — рассказывает о ходе проекта Абросимов.

В итоге проект спустя какое-то время покинули несколько наставников с коллективами. «У кого-то были проблемы с командой, в других случаях ребята перехотели играть; кто-то оказался демотивирован и в конечном счете сам отказался играть. Осталось 8 наставников и восемь команд. А одна команда лишилась наставника, когда он уехал в Советск на заработки», — говорит продюсер.

Не обошелся проект и без скандала. За несколько дней до финальной игры была дисквалифицирована одна из сильнейших команд, которая не проиграла вообще ни одного матча — Young Way. Дело в том, что согласно регламенту проекта заявиться на турнир по Dota 2 в рамках реалити-шоу могли команды, сформированные на базе какой-то определенной школы. Смешанные составы не допускались еще и потому, что в следующем году эти команды должны были при благоприятных раскладах участвовать в школьной лиге Калининградской области по киберспорту.

Игроки на момент создания Young Way учились в одной школе, но в мае 2017 года трое из них выпустились и, соответственно, перестали считаться командой из одного учебного заведения. Не желая покидать реалити-шоу, они утаили этот факт как от организаторов, так и от директора команды. «Проект задерживался и затягивался, планы некоторых игроков изменились, и они покинули школу, в которой все вместе учились в начале проекта. Не желая покидать проект, они предпочли мне об этом не сообщать. В результате я узнала об этой проблеме только сейчас», — написала в группе Young Way во «Вконтакте» директор коллектива Юлия Захарова. Она указывала, что проект должен был закончиться еще в августе.

Future team.jpg

Организаторы проекта при этом отмечают, что, кроме дисквалификации с турнира, никаких других санкций на игроков и наставников наложено не было и Young Way ожидают в декабре на соревнованиях, где место учебы не является определяющим.

Несмотря на протесты, Young Way исключили из турнира, а ее место заняла ранее уступившая ей же Future Team.

Гранд-финал

Финальную игру турнира назначили на воскресенье, 26 ноября. Уже с самого утра (хотя стартует матч только в 15:00) здесь крутился тренер Future Team Виталий Великий. Великий — это его фамилия, но всего зовут его «Молодым». По словам Виталия, приехать на несколько часов раньше его заставило отсутствие мотивации у своих подопечных.

Великому 24 года, на жизнь он зарабатывает продвижением сети массажных салонов. В киберспорт Виталий попал, как он говорит, «нелепо» — просто как-то заглянул с друзьями в компьютерный клуб. Друзья ушли, а он остался. Молодой человек поначалу не очень понимал, что такое Dota, но часы и дни, проведенные у монитора, позволили ему усовершенствовать свою игру.

Как-то преднамеренно поиском игроков для команды он не занимался и в принципе не планировал никого тренировать. Но все изменилось, когда два будущих члена его коллектива обратились к нему с просьбой возглавить их команду. Великий согласился. «Попробовать себя в роли наставника и тренера было круто», — вспоминает он.

Его команда сначала называлась громко и амбициозно «Школа избранных». Представляя коллектив, Великий обещал сделать из игроков «лучших киберспортсменов». Впрочем, менторы скептически отнеслись к этому пафосу. «Он оправдывает свою фамилию — Великий. Громкие слова, громкие фразы», — заметил один из экспертов. Спустя три месяца Великий будет наблюдать за своей командой в финале.

Невзирая на серьезный подход к тренировкам и изучению теории, «Школу избранных» (а позднее Future Team») ждал спад. Это случилось после того, как Виталию на некоторое время пришлось уехать в другой город. Однако после его возвращения игрокам удалось выйти на прежний уровень. «У меня есть теория жизни. От отца. Он занимал высокие должности и говорил, что батраком можно быть всю жизнь, а чтобы чему-то научиться, нужно много работать и получить образование. Я парней направляю не только в киберспорте, но и в жизни», — веско заявил в разговоре с «Новым Калининградом» Виталий Великий и отправился подбадривать команду перед поединком.

Среди болельщиков, расположившихся у сцены, чувствуется перевес в сторону фаворитов — Future Team. Кто-то даже принес с собой небольшую растяжку с названием этой команды.

Первая и вторая карта проходят под диктовку Future Team. Оба поединка заканчиваются с явным преимуществом в пользу фаворита. Теперь каждый следующий бой может стать последним для команды из Ancient Power. Тайм-аут идет на пользу команде школьников из ШИЛИ, на 35-й минуте они уничтожают две стороны соперника и, кажется, близки к победе. Еще через несколько минут комментатор замечает, что Ancient Power непривычно выглядят в роли лидера. В итоге третья карта остается за ними, что возрождает интригу.

1013.jpg1016.jpg1011.jpg1015.jpg1017.jpg

Победа в раунде придает Ancient Power уверенности, но надолго ее не хватает. Четвертая карта под контролем Future Team. К концу сражения становится ясно, что Ancient Power сравнять счет уже не удастся. «Это файт был не по зубам ребятам из Ancient Power. Последний выход королей. Dusty Moon умирает, все без бай-бэка. Crazy Pimp убивает 2_Nite!» — почти на крик срывается комментатор. Гранд-финал «ВКонтакте» посмотрели почти 40 тысяч раз.

Школьники из Future Team вскакивают с мест и поздравляют друг друга с выигрышем. «Ощущения смешанные, потому что противник, с которым мы хотели сыграть, был дисквалифицирован. Этот соперник не очень сильный», — говорит после матча капитан Андрей Федоров, он же Bukaka. Еще через полчаса школьники получают кубок и чек на полмиллиона рублей. На часах уже половина одиннадцатого вечера. Зрители и игроки разъезжаются по домам.

«Мы не собираемся расходиться и разбегаться. В Калининграде много турниров, в которых мы планируем участвовать, — делится планами Федоров. И добавляет: «Чувствую, приеду домой, родители мне еще наваляют. Завтра ведь в школу».

Текст Олег Зурман, фото — Денис Туголуков, «Новый Калининград», предоставлено организаторами турнира.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]