Мэр Неринги: ради грандиозных планов мы не вырубим ни одного дерева

Дарюс Ясайтис (в центре) на Дне корюшки в посёлке Матросово, фото — Денис Туголуков
Дарюс Ясайтис (в центре) на Дне корюшки в посёлке Матросово, фото — Денис Туголуков
Все новости по теме: Куршская коса

Осенью прошлого года известный блогер Илья Варламов в своем проекте «граница» показал диаметрально противоположные пути развития туристического потенциала поселков Куршской косы с русской и литовской стороны. В своем выступлении на международном форуме индустрии гостеприимства WestHoReCaForum мэр Неринги Дарюс Ясайтис  рассказал о текущем состоянии туристической инфраструктуры и планах на ближайшие годы. И показал картинки проектов, которые будут воплощены в реальности, а не на бумаге. «Афиша Нового Калининграда» публикует основные тезисы выступления мэра Неринги. Самый важный, на наш взгляд, — о сохранении природы и наследия, несмотря на все амбициозные планы.

С чего начинался туризм на Неринге

 — Неринга стала курортом отчасти благодаря Кенигсбергу и его купцам, которые возили из Клайпеды (Мемеля) продукты. Однажды они не успели доплыть до места назначения и встали на якорь, а утром вытащили якорь — а на нём большой кусок янтаря. Купцы поняли, что в этих местах янтаря много, и получили у властей разрешение на его добычу. Нужно понимать, что до этого в Неринге было очень бедное население: здесь жили разве что только рыбаки. Но после начала промышленной добычи собственники янтарнодобывающих предприятий стали строить себе шикарные дома в Юодкранте. И благодаря этому в конце ХIХ — начале ХХ века поселок превратился в респектабельный городок. Кстати, сюда приезжали и скульпторы, и художники. И я напомню, что экспрессионизм зародился именно на берегах Балтийского моря, в Неринге.

неринга.jpgнида.jpg

После Второй мировой войны Нида и другие посёлки на литовской половине косы (Юодкранте, Прейла и Пярвалка) были объединены в город Неринга для упрощения административного управления посёлками, которые, будучи расположены на расстоянии нескольких километров друг от друга, никогда не образовывали единый город. При Советской власти в Ниде построены дома отдыха «Guboja» (архитектор А. Завиша), «Žuvėdra», «Nerija», милиция и сберкасса (архитектор Й. Панавас), здание Нерингского исполкома (архитектор Г. Тушкус), заведение «Ešerinė» (архитектор В. Гуогис), кинотеатр «Agilа», молодёжная турбаза. Посёлок был расширен в сторону Больших дюн по проекту архитектора Р. Краняускаса. В 1970-х годах Нида и остальные посёлки литовской половины косы стали закрытым курортом для советской партийной номенклатуры. Благодаря строгим ограничениям на застройку, запрету на промышленную деятельность и субсидиям Нида и прилегающие территории остались чистыми и незагрязнёнными.



В 1961 году Неринга вновь получает статус города, и тут начинают появляться объекты советской туристической инфраструктуры, которые сохранились до сегодняшнего дня. В СССР это был один из самых известных курортов. Чиновники всех союзных республик отдыхали в Неринге и имели свои дома отдыха. Сейчас они сохранились. В Ниде была дача председателя Совета министров СССР Алексея Косыгина, и именно поэтому в Ниде построен аэропорт.

Одна из важных проблем современной Неринги — это транспорт и количество мест для туристов

 — Каждый год в Нерингу приезжает более 500 тысяч туристов. При этом основной пик (примерно 80%) приходится на два летних месяца. Нам очень легко посчитать прибывающих сюда туристов, потому что есть только одна дорога, которая начинается и заканчивается контрольным пунктом. Эти 80% — очень большая нагрузка на природу и инфраструктуру поселков. Кроме этого, у нас есть проблема с заходом в Клайпеду круизных лайнеров, пассажиры которых обязательно хотят посмотреть Куршскую косу. В 2016 году у нас была настоящая катастрофа, когда в Ниду одновременно приехало 53 автобуса только с круизных лайнеров. Поэтому на следующий день я запретил въезжать в Ниду автобусам. Про меня сразу написали, что мэр Неринги хочет уничтожить литовский туризм. Но ничего другого сделать было нельзя. Мы можем пока что принять одновременно только десять автобусов. И очень надеемся, что, когда появится терминал в Пионерском, эта напряженность спадет. Будем придумывать совместные маршруты, распределять туристические потоки — иначе никак.


Что касается количества мест для туристов. Сейчас наши дома отдыха одномоментно могут принять 3 тысячи туристов, примерно столько же может принять частный сектор. Получается, что в курортных поселениях Неринги мы можем разместить шесть тысяч туристов на одну ночь. В наших планах выйти на цифру в 14 000 тысяч туристов. Ровно такое количество отдыхающих размещалось в гостиницах, домах отдыха и частном секторе в советское время. Кстати, благодаря этому природное наследие современной части Куршской косы сохранялось.

Ещё одна важная проблема, которая встает перед нами в связи с ростом туристического потока, — большое количество личного автомобильного транспорта. В СССР всех перевозили на автобусах, поэтому урон экологии наносился гораздо меньший. Скажу сразу, что эту проблему не решает повышение платы за въезд на косу, поток машин просто не уменьшается.

Решение первое: создание водных маршрутов

 — Мы стараемся, чтобы как можно больше туристов приезжали в Нерингу по воде: увеличиваем число водных маршрутов. Только в прошлом сезоне мы запустили два направления. Все суда заняты пассажирами. Да, пока что это мало снимает нагрузку с дорог. Но мы надеемся, что водные маршруты будут становиться популярнее и в итоге помогут перенаправить туристические потоки. Сейчас нам объективно не хватает кораблей. К тому же мы пока не можем принимать большие пассажирские суда, но у нас готов проект реконструкции порта в Ниде. Есть детальный план и предпроектное предложение. Есть планы выполнить реконструкцию порта в Юодкранте. А в этом году завершатся работы по ремонту причала в Прейле.

Рисунок1.jpgРисунок2.jpgРисунок9.jpg
На фото план реконструкии порта в Юодкранте, Прейле и Ниде

Есть проект и по реконструкции административного здания марины в Ниде. После ее завершения в нем появится полноценный таможенный и пограничный пост. Сейчас из-за того, что такого поста нет, могут приходить в марину суда из России, согласно договору, на которых не больше 12 пассажиров и членов экипажа. Как только этот пункт заработает, откроем водный маршрут Нида-Рыбачий. Думаю, он будет очень популярен у туристов обеих стран. Таможенники и пограничные службы России и Литвы готовы содействовать, как они заверяли, в оформлении в ускоренном режиме краткосрочных виз. Нашим поселениям нет смысла делить деньги туристов. Нужно сделать все возможное, чтобы люди тратили деньги и у нас, и у вас.

Решение второе: отказ от использования автомобилей в Ниде

 — Запретить въезд в Ниду на автомобиле — один из вариантов решения этой проблемы. Но пока мы этого не можем сделать, потому что не сможем предоставить всем гостям альтернативу передвижения, например, по воде. Но мы далеко продвинулись в этом направлении: строим много станций заправок для электромобилей, по Ниде ездят небольшие автобусы на электродвигателях.


Сейчас готовится техническая документация на капитальный ремонт дороги в Ниде. Мы хотим после завершения всех работ получить хорошую дорогу до Клайпеды. Ремонт рассчитан на три года. Понимаю, что это создаст большие проблемы для туристов, потому что дорога ведь единственная, но ничего не поделать.

Сейчас также очень медленно (из-за сложностей согласования строительства по территории леса) делается технический проект реконструкции велосипедной дорожки, идущей вдоль косы. Но в будущем эта дорожка будет частью одного велосипедного маршрута с российской частью Куршской косы. Сейчас мы уже начали работу по совместному проекту.

Решение третье: улучшение инфраструктуры индустрии гостеприимства государством

— В планах полная реконструкция культурного центра в Ниде, в котором проходят все наши мероприятия. И разрешение на это уже получено. Другой проект, на который уже даже получены деньги, — это приведение в порядок горы Урбас, на которой стоит маяк. На горе появятся новые маршруты и малые архитектурные форы. Мы хотим превратить эту территорию в центр детского и семейного отдыха.

Рисунок3.jpg

План реконструкции Дома культуры в центре Ниды

Гора Урбас — одна из самых высоких гор (дюн) в Ниде. Она возвышается на 51 метр над уровнем моря. Название горы происходит от слова urbas (яма, дыра), поскольку раньше на её вершине была впадина. В 1870 — 1874 годах гора Урбас была со всех сторон засажена горными соснами. На вершине красуется старый маяк Ниды, а рядом расположена площадка обозрения. Это прекрасное место для традиционных мероприятий. Летними вечерами тут проходят просмотры кино.



Есть еще один очень интересный проект для центра Ниды — это создание музея янтаря мирового уровня. Но пока это проект, который обсуждается. Наконец-то сдвинулся вопрос по поводу Центра морской терапии. Сейчас появилось предложение от одного из ведущих европейских архитекторов. Проект, который нам предложили, очень «зелёный» и хорошо вписывается в существующий ландшафт. По проектному предложению, должна появиться гостиница на 240 номеров и spa-центр. Уверен, что отдыхающие оценят появление этого центра и будут пользоваться им и не в сезон. В Неринге очень популярный большой теннис: только в Ниде двенадцать профессиональных кортов. Есть планы нарастить эту спортивную инфраструктуру, в том числе и за счет появления кортов в помещениях.

Рисунок4.jpgРисунок5.jpgРисунок1864.jpg
На фото проект Центра морской терапии

У нас не принято использования труда волонтеров, потому что, согласно национальному законодательству, любой труд должен быть оплачен. Но у нас есть традиции субботников: в году есть один день, когда вся страна выходит на субботник — и наши поселения активно принимают участие в подобных мероприятиях.

Ради туристов и тех наших молодоженов, которые хотят провести свою свадебную регистрацию на побережье, нам пришлось изменить закон. Раньше пары, подав заявление в ЗАГС, не могли попросить регистратора прийти на дюны и там оформить брак. Но сейчас это изменено. Сейчас многие пары приезжают и регистрируются на побережье. Это очень хороший бизнес, дающий дополнительные поступления в бюджет.

Решение четвёртое: о частных инвестициях в развитие туризма в Неринге

Если говорить о частных инвестициях, например, в строительство, то разрешения выдаются только на возведение небольших жилых домов, вид которых не портит облик наших деревушек. Сейчас частные инвесторы получили разрешение на реконструкцию и строительство комплекса «Нидос банга» — там появится бассейн и spa.

Еще один проект, но довольно спорный, — снос рыбхоза, расположенного в центре Ниды. На его месте инвесторы к 2021 году хотят построить гостиницу Radisson. Подпись разрешения на строительство уже стоит, и к этому моменту инвесторы шли четырнадцать лет. В итоге мы получим пятизвездочный отель, который своей архитектурой будет похож на Radisson в Гданьске.

золотые дюны1.jpgзолотые дюны.jpgзолотые дюны 3.jpg  
На фото проект реконструкции Клайпедского рыбного колхоза в Ниде

Ожидает своего ремонта и комплекс «Золотые дюны», который не работает уже пять лет. Но уже готов проект реконструкции, и к 2021 году мы получим обновленный объект. Таким образом мы выйдем на планируемые 14 тысяч мест размещения для туристов. Эти проекты помогут решить проблему сезонности в загрузке отелей и здравниц. Нам не будет стыдно приглашать гостей, которым будет где разместиться и, что важно, которым будет что посмотреть. Время до 2021 года — это финишная прямая. А сам финиш — это Неринга, превращенная в пятизвездочный курорт.

Замечу, что ради этих грандиозных планов мы планируем не вырубить ни одного дерева. Наш приоритет — реконструкция старых зданий и заброшенных территорий и сохранение природного богатства. В этом вопросе мы тесно сотрудничаем с российской стороной, потому что и литовская и российская части Куршской косы — памятник природы под охраной Юнеско. Да, это не всегда просто, учитывая национальные законодательства, но мы все должны руководствоваться международными правилами.

Текст — Александра Артамонова, фото — предоставлено организаторами, архив редакции

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]