Жители западной окраины Калининграда давно наблюдают любопытную картину, а точнее — картины. Дело в том, что местный художник организовал галерею прямо на заборе собственного дома. «Афиша Нового Калининграда» решила познакомиться с автором и отправилась к нему в гости.
Найти дом художника, устроившего выставку картин на заборе собственного дома, довольно просто. Ориентиром служит небольшая толкучка из людей и машин на пересечении улиц Катина и Менделеева — проезжающие мимо водители притормаживают, пешеходы останавливаются.
А вот, собственно, и он — высокий мужчина с седыми кудрями Пьера Ришара.
«Первую ночь после спора я не спал: думал, что же можно такого придумать с этим деревом, с ума сходил. А потом, пока глаза боялись, руки стали делать», — рассказывает мужчина. Сначала появились деревянные инсталляции: Романенко выпиливал незамысловатые геометрические фигуры из купленного на пилораме дерева, соединял куски темных пород со светлыми, текстурные фрагменты с гладкими. Получались объёмные картины, где в роли мазков краски выступали деревянные «пазлы».
Это уже потом новоиспеченный художник отправился за красками в магазин. Правда, не в художественный, а в строительный — обычными половыми красками на дереве рисовать надежней, нежели акварелью.
С тех пор Романенко рисует каждый день. По его собственному признанию, он мог бы писать картины круглосуточно. «Если бы не курил, 24 часа в сутки рисовал бы. Но штука в том, что в процессе работы я постоянно курю. Это плохо для здоровья, приходится делать передышку, переставать рисовать», — шутит подполковник в отставке. Почти за два года нового хобби он успел не только научиться правильно держать в руках кисточку, но и получить предложения об участии в выставках. «Мне очень нравится подобрать на улице простую деревяшку, купить краску за 70 рублей и доказать, что из этого можно сделать красивую вещь. Но многим, конечно, нужны „понты“: „А вы выставлялись? А где выставлялись? В Германии? Хорошо“», — рассказывает автор галереи под открытым небом.
Художником Романенко себя называть не спешит, свои картины определяет скорее как «рисунки», а ещё чаще повторяет, что пишет не сам, а всего лишь помогает рисовать дереву.
«На днях покупательница забирала одну работу. Говорит: „Ой, а здесь трещинка“. Но ведь это живое дерево, природа, значит, ему так надо, ему нужна эта трещинка, — говорит он, — У меня есть одна картина, она сейчас на выставке. История её создания такова. Моя милая жена работает врачом в БСМП. Это очень тяжелая, страшная работа. Прослужив столько лет в армии, я могу сказать: „Боже упаси, я лучше пойду повоюю ещё, чем видеть это всё“. Однажды у нас случился конфликт. Ну как конфликт, их всего было всего пару за всю жизнь, да и конфликтом назвать толком нельзя. Так вот, жена уехала на дежурство, а я быстро нарисовал похожего на себя человека с ранением на теле. Дырка, кровь и так далее. Вы знаете, эта картина висела на улице и каждый день меняла свою форму. Берёза, на которой она была написана, — это дерево, очень подверженное деформации. От природных условий берёза сегодня шире, завтра уже, послезавтра длиннее. И периодически рана выгибалась дугой, потом опять становилась ровной, потом опять выгибалась. Это дерево, это живое существо».
Когда написанная на дереве картина вдруг начинает, как говорят в церкви, «мироточить», её автор никуда не убирает смолу: «В таких случаях я ничего не реставрирую. Природа сама решает, как лучше, я не смею перечить».
Валерий Романенко успел нарисовать немалое количество картин на самые разные сюжеты. Пройдя вдоль того самого забора, на котором развешаны его работы, можно увидеть фантазийные закаты, тесные улочки выдуманных городов, натюрморты из квадратных яблок, намёки на иконопись, одуванчик, белая «шапка» которого остроумно сделана из простой резинки
Сейчас все работы Валерий создаёт в мастерской на втором этаже дома, но начинал рисовать он прямо на улице, во дворе, чтобы не запачкать полы или мебель. Однако долго это не продлилось — жена не смогла смотреть, как супруг по 20 часов в сутки находится на морозе, и настояла на том, чтобы он переехал в дом вместе со всеми красками и кисточками.
Теперь под мастерскую переоборудована небольшая комната. Рабочий стол там удобно располагается у окна, над столом — приколоченные к стене полки из необработанного дерева, куча банок, кистей, других необходимых для творчества «примочек». Ещё выше на стене — тоже столы, точнее, инсталляции на их тему — прибитые к стене деревянные «подносы» с самыми разными житейскими мелочами. Вот стол, за которым будто бы намеревается обедать деловой мужчина. На нём кожаный бумажник, смятые банкноты, чашка для кофе и разбросанные визитки. Вот стол
Написанные в мастерской картины иногда оседают дома и становятся неотъемлемой частью жилища художника, иногда сразу отправляются к покупателю, а чаще пополняют галерею на заборе. По словам Валерия Романенко, его импровизированной выставке уже больше года, и за это время было всего несколько «покушений» на картины. «Люди не такие плохие, как вы думаете. Все работы висят круглые сутки. Они закреплены, но их можно снять, если постараться. Хотя, честно сказать, была пара попыток вандализма. Наверное,
Цену своим работам автор не назначает. «Я не раздаю рисунки
За плечами Валерия Романенко — пять лет военного училища, двадцать лет службы в спецназе, после — управление ресторанным бизнесом, строительным, работа в сфере финансов. «Мне сложно устроиться на работу по