Васнецов, но не Виктор: в Калининграде показали будущий музей русской живописи

Рустам Алиев и Антон Алиханов. Фото — пресс-служба правительства Калининградской области.
Рустам Алиев и Антон Алиханов. Фото — пресс-служба правительства Калининградской области.

Генеральный директор АО «Молоко» и коллекционер предметов искусства Рустам Алиев планирует построить в Калининграде Музей русской живописи. Расположится он на месте «Рыбной деревни-2» и станет ещё одним звеном Музейного квартала. Стоимость строительства оценивается в 1,5 млрд рублей (финансирует сам Алиев). Срок завершения работ — 2022 год. «Новый Калининград» побывал на презентации объекта, внимательно рассмотрел картины из будущей экспозиции и эскизы музея, показанные советником губернатора по архитектуре Вячеславом Генне.

По словам Вячеслава Генне, здание займет четыре этажа общей площадью 12 700 квадратных метров. Состоять оно будет из двух основных блоков — музея и образовательного центра. Причем это деление будет заметно не только внутри здания, но и снаружи. Таково визуальное решение — музейная часть сделана с намёком на классическую архитектуру, образовательный центр — стеклянный и угловатый — явно тяготеет к модернизму.

Первый этаж музея обещают посвятить русскому академическому искусству. Собственно, его коллекционированием несколько лет и занимается Рустам Алиев. В собрании бизнесмена — работы Степана Колесникова, Льва Захарова, Григория Мясоедова, Афанасия Рокачевского, Ивана Хруцкого, Владимира Пчелина, Константина Крыжицкого, Арсения Мещерского, Николая Сверчкова, Алексея Боголюбова, Ефима Волкова. Есть несколько полотен Ивана Айвазовского, а ещё Константин Юон, Василий Верещагин, Илья Репин, Василий Перов, Рихард Зоммер, Константин Маковский, Леонид Пастернак (да, это отец писателя Бориса Пастернака), Апполинарий Васнецов (брат Виктора Васнецова). Дополнение к картинам — бронзовые скульптуры работы Евгения Лансере и Павла Трубецкого.

Также на первом этаже авторы проекта намерены обустроить антикварный, книжный и художественный магазины с видом на реку и зал, в котором можно проводить музыкальные мероприятия или, например, презентации выставок.

b41fe430f055b809b88250fbfcd6ed23.jpg

На втором этаже музея его создатели хотят разметить экспозицию, посвященную социалистическому реализму, на третьем — полотна современных художников. Там же обещают найти место для калининградских авторов и передвижных выставок.

Четвертый этаж планируется отдать под кабинеты сотрудников и фондохранилище. Как отмечает Вячеслав Генне, музей спланирован таким образом, что человек, попадая в первый зал, может пройти всю экспозицию, все 7 тысяч квадратных метров, ни разу не попав в одно и то же пространство.

В блоке с образовательным центром планируется сделать обучающие классы по самым разным дисциплинам: графика, скульптура, лепка, хореография и др. Как всё это будет устроено в здании, пока неясно — авторы проекта показали только симпатичные картинки из других музейных пространств, так называемые «вдохновляющие примеры». Кстати, из-за разницы в высоте потолков на один этаж музейной части будут приходиться сразу два этажа образовательного центра.

На его последнем этаже образовательного центра решено обустроить мультимедийный зал примерно на 400 посадочных мест. Заявляется, что это будет помещение с высокими потолками, внушительной сценой глубиной 6 метров и кабиной для синхронного перевода. В качестве примера аттракциона для мультимедийного зала Вячеслав Генне показал видео с танцующей на черном фоне балериной — девушка делает несколько па под музыку Чайковского и рассыпается на крошечные частицы. Балерина оказывается чем-то вроде объемной световой проекции.

«Последнее слово техники, для этого в музее создан целый зал, — рассказывает Вячеслав Генне, — Это пучки света, создающие эффект присутствия в полной темноте. Ресницы, цвет глаз — полное ощущение, что человек живой на сцене. Это специально прописанный контент, причем это технологии российские, made in Russia».

97cbe185d2cf3b3e09d7c3ad02782ce4.jpg

Всевозможным технологическим уловкам в частном музее Рустама Алиева планируют уделить большое внимание — то балерина из света затанцует, то картина Айвазовского оживёт, то специальная программа в телефоне проведёт по всей экспозиции и расскажет о любом предмете с выставки. «Мы хотим на этом объекте уделить максимальное внимание тем технологиям, которые заставят человека прийти, посмотреть, приобщиться к культуре. Это новые, современные музейные технологии», — говорит Генне.

На выставке-презентации будущего комплекса, которая прошла в Историко-художественном музее, современные технологии показали исключительно на видео. Вживую организаторы применили другие интерактивные технологии — фотофон с одной из картин коллекции Рустама Алиева. Изображение точь-в-точь дублировало работу Владимира Пчелина «Продавщица цветов в Париже», только на нем не хватало главной героини. Изобразить её должны были гости презентации. Никогда ещё фотостенды с отверстием для лица на набережных Черного моря не были так близки к «современным музейным технологиям».

Текст — Алина Белянина, фото — пресс-служба правительства Калининградской области.



Комментарии

prealoader
prealoader