«Государственный капитализм»: зачем «Фестивальной дирекции» 86,5 млн рублей

Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград»
Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград»
Все новости по теме: Правительство области

В феврале региональное министерство по культуре и туризму учредило «Фестивальную дирекцию» — автономную некоммерческую организацию, которая должна отвечать за проведение крупных событийных мероприятий. Объём финансирования новой структуры в этом году составит 86,5 миллионов рублей. Из них 12 миллионов будут потрачены на содержание «Фестивальной дирекции», остальные деньги пойдут на поддержку местных фестивалей и праздников. Возглавила АНО московский продюсер, директор поэтессы Ах Астаховой Ольга Каверзина. В своё время она работала в компании production Gevorkyan’s и продюсировала проморолик Калининградской области, организовывала модный показ Гоши Рубчинского в бывшем ДКМ, концерт Веры Брежневой в «Янтарь-Холле». На пресс-конференции 8 апреля министр по культуре и туризму Андрей Ермак и Ольга Каверзина попытались объяснить, зачем нужна «Фестивальная дирекция» (и нужна ли).

Зачем придумали «Фестивальную дирекцию»?

По словам министра по культуре и туризму Андрея Ермака, «Фестивальная дирекция» была создана прежде всего для того, чтобы ведомство перестало выполнять функции ивент-агентства. Последние годы, утверждает Ермак, минкульттуризма выступало полноценным соорганизатором крупных мероприятий наряду с их промоутерами. Приходилось решать административные, финансовые и организационные проблемы. «Основная идея „Фестивальной дирекции“ была в том, чтобы снять с министерства не свойственные ему функции по организации и сопровождению мероприятий, — заявил глава минкульттуризма. — У сотрудников министерства нет квалификации, компетенции для того, чтобы эффективно оценивать мероприятия, которые финансируются из регионального бюджета».

Именно поэтому «Фестивальной дирекции» предстоит заниматься проверкой и оптимизацией смет на мероприятия и необходимых документов. Функция, по мнению Андрея Ермака, чрезвычайно важная, поскольку были случаи, когда промоутеры составляли документы в рамках собственных «представлений о прекрасном», после чего разбираться приходилось уже в рамках уголовного процесса. В качестве примера министр привёл скандал вокруг музыкального фестиваля «K!nRock». Ольга Каверзина заверила, что сотрудники дирекции обладают необходимыми для проверки смет компетенциями: «Это не составляет труда для людей, которые работают в ивент-индустрии и более-менее знают рынок. Если вы чем-то занимаетесь и делаете это профессионально, наверняка вы можете с точки зрения эксперта сказать, насколько это соответствует действительности. Я и мои коллеги можем точно понять, условно говоря, эти буклеты стоят 120 тысяч или 80», — заявила она.

Основной функцией дирекции Каверзина назвала оценку мероприятий. «Глобальная задача [„Фестивальной дирекции“] — это экспертная точка зрения, потому что у всех сотрудников, у меня в том числе, есть большой опыт организации мероприятий. <...> Я являюсь телевизионным продюсером и имею опыт работы в телеиндустрии. В этом смысле я могу быть полезна как некий эксперт», — считает Ольга Каверзина. Работает это примерно таким образом: промоутер презентует «Фестивальной дирекции» своё событие, дирекция оценивает необходимость такого мероприятия и принимает решение о размере финансовой помощи. «Если это будет суперклассный проект и он будет направлен на развитие региона, тогда, может быть, он получит часть финансирования», — пояснила Каверзина.

Также организаторы мероприятий могут обратиться в «Фестивальную дирекцию» за помощью в их подготовке: сотрудники новой структуры обещают дать совет по площадке, артистам и другим вопросам. Так уже, например, поступил глава Гусева — попросил дирекцию помочь с проведением Дня города. Кроме того, «Фестивальная дирекция» может самостоятельно проводить мероприятия, если, например, заработает на это необходимые средства.

А будет ли дирекция зарабатывать? Как она вообще финансируется?

«Фестивальная дирекция» существует на деньги налогоплательщиков. В этом году объём её финансирования составит 86,5 миллионов рублей. Из них 12 миллионов пойдут на содержание организации (офис разместился в здании кинотеатра «Заря») и зарплаты девяти её сотрудникам.

Специальной задачи на ведение коммерческой деятельности у «Фестивальной дирекции» нет, но у неё есть такая возможность. «Если [сотрудники дирекции] смогут найти партнёров на коммерческой основе, это не будет возбраняться. Наоборот, мы поддерживаем такую инициативу, — отметил Андрей Ермак, — Чем больше денег они заработают, тем больше смогут потратить на какие-то другие события, которые, может быть, они сами будут организовывать». При этом действия дирекции на сумму выше 1 миллиона рублей должны согласовываться с правлением дирекции, в которую входит Андрей Ермак и другие сотрудники минкульта.

Финансирование дирекции будет меняться исходя из количества мероприятий за год. «В этом году запланированы десять мероприятий. Может, в следующем году их будет пять и финансирование будет 50 миллионов или, например, 120. Сейчас сложно сказать», — заявил министр по культуре и туризму. Утверждать мероприятия, в финансировании которых будет участвовать региональное правительство в будущем году, планируется в августе. Отбором займётся экспертная комиссия, в состав которой войдут представители культурно-туристического ведомства, «Фестивальной дирекции», калининградских туроператоров и ивент-агентств. Презентация проектов, по словам Андрея Ермака, будет проходить в формате питчинга, распространённого в киноиндустрии. Алгоритм примерно такой: организатор мероприятия выходит на сцену (отбор планируется провести в кинотеатре «Заря»), рассказывает о своей идее, показывает презентацию, а экспертная комиссия оценивает проект с точки зрения туристической привлекательности и решает, стоит ли поддерживать его финансово, и если да, то в каком размере.

В этом году «Фестивальная дирекция» должна провести как минимум 10 мероприятий. Среди них — кинофестивали «Балтийские дебюты», «Край света. Запад», «Короче», триатлон Iron Star, фестиваль искусств «Балтийские сезоны», музыкальный фестиваль «К!nRock». Из завершенных работ на счету дирекции — Балтийский культурный форум и памятные мероприятия, посвящённые 30-летию вывода войск из Афганистана. Часть заданий для «Фестивальной дирекции» добавится по ходу работы. Так уже было с гастроужином в Москве, на котором презентовали туристический потенциал Калининградской области, — изначально мероприятие не было вписано в план работы. Кроме того, «Фестивальная дирекция» намерена курировать кинопроекты в регионе. Каким образом это будет происходить, Ольга Каверзина не уточнила, но отметила, что в этом году представители киноиндустрии подали 14 заявок на съемки в Калининградской области.

Какова была реакция на создание дирекции?

«Многие организаторы мероприятий сейчас воспринимают дирекцию в штыки», — говорит Андрей Ермак. Реакция промоутеров на появление новой структуры напомнила министру ситуацию с «Янтарь-Холлом», который стал работать не только как площадка для аренды, но и как организатор мероприятий. «Есть ряд коллег, которые называют это <...>государственным капитализмом и считают, что такие проекты, как „Янтарь-Холл“ и „Фестивальная дирекция“, ломают сложившиеся в регионе бизнес-отношения. <...> Они говорят, что „Янтарь-Холл“ имеет преимущества, которые сейчас имеет и „Фестивальная дирекция“. Я уже много раз комментировал, что это не так, — заявил Андрей Ермак, — У промоутеров есть свобода выбора — идти в „Янтарь-Холл“, Драмтеатр, Дворец спорта „Янтарный“ или на любую другую площадку. У „Янтарь-Холла“ такой возможности нет. Они могут что-то делать только на своей площадке. То же самое с „Фестивальной дирекцией“. У них есть техническое задание, в рамках которого они действуют. Они не могут сидеть, ни с того ни с сего сгенерировать какую-то идейку и сказать: „А давайте-ка мы её организуем на деньги налогоплательщиков!“ <...> Они в этом смысле связаны административными ограничениями и как таковыми конкурентами организаторам мероприятий не являются, но то, что они как люди, которые принимают решение по поводу денег калининградских налогоплательщиков, дают сейчас более объективную картину, вызывает много дискуссий».

Текст — Алина Белянина, фото — Виталий Невар, «Новый Калининград»




Комментарии

prealoader
prealoader