«Мама поседеет, папе пофиг»: «Крузенштерн» и «Седов» готовятся к кругосветке (фото)

«Мама поседеет, папе пофиг»: «Крузенштерн» и «Седов» готовятся к кругосветке (фото) «Мама поседеет, папе пофиг»: «Крузенштерн» и «Седов» готовятся к кругосветке (фото) «Мама поседеет, папе пофиг»: «Крузенштерн» и «Седов» готовятся к кругосветке (фото) «Мама поседеет, папе пофиг»: «Крузенштерн» и «Седов» готовятся к кругосветке (фото) «Мама поседеет, папе пофиг»: «Крузенштерн» и «Седов» готовятся к кругосветке (фото) «Мама поседеет, папе пофиг»: «Крузенштерн» и «Седов» готовятся к кругосветке (фото) «Мама поседеет, папе пофиг»: «Крузенштерн» и «Седов» готовятся к кругосветке (фото) «Мама поседеет, папе пофиг»: «Крузенштерн» и «Седов» готовятся к кругосветке (фото) «Мама поседеет, папе пофиг»: «Крузенштерн» и «Седов» готовятся к кругосветке (фото) «Мама поседеет, папе пофиг»: «Крузенштерн» и «Седов» готовятся к кругосветке (фото) «Мама поседеет, папе пофиг»: «Крузенштерн» и «Седов» готовятся к кругосветке (фото) «Мама поседеет, папе пофиг»: «Крузенштерн» и «Седов» готовятся к кругосветке (фото)
Все новости по теме: Крузенштерн и Седов

Барк «Седов» покинул Калининград и ошвартовался у Светловского судоремонтного завода 24 сентября. Там за пару месяцев корабль должны подготовить к кругосветной экспедиции, в которой «Седов» проведёт целый год. «Новый Калининград» рассказывает о маршруте, по которому пойдёт судно, и о парусниках, которые составят «Седову» компанию в долгожданном рейсе.

Рыбаки в крошечных резиновых лодках бросают удочки и спешно достают телефоны. На грунтовой дороге, тянущейся вдоль судоходного канала, тормозит автомобиль. Водитель выскакивает к воде и направляет камеру на огромный парусник — барк «Седов» идёт в Светлый. На местном заводе корабль должны подлатать к кругосветному рейсу — провести техобслуживание главного двигателя, ревизию танков питьевой воды, заменить пищеварные котлы на камбузе. В целом судно в отличном состоянии, уверяет капитан.

Экспедиция стартует 7 декабря. Посвящена она 200-летию открытия Антарктиды и 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Вместе с «Седовым» в рейс отправятся «Крузенштерн» и владивостокский фрегат «Паллада». «Крузенштерн» совершит трансантлантический переход и вернётся домой, «Паллада» пойдёт в кругосветку по собственному маршруту. Все три парусника встретятся на самом краю Южной Америки — в аргентинском порту Ушуайя, и оттуда вместе направятся к берегам Антарктиды. Члены экипажа «Седова» рассказывают, что, когда в открытом море с треском и хрустом распускаются белые паруса, глаза слезятся не только у девчонок-курсанток. А тут давать команду «парусный аврал» будут сразу трём кораблям.

На счету «Седова» уже есть одно кругосветное плавание. Весной 2012 года корабль вышел из порта Санкт-Петербурга и только следующим летом вернулся на набережную лейтенанта Шмидта. За это время самый большой в мире учебный парусник успел пересечь пять океанов, посетить 24 страны и 32 порта, а примкнувшая к экспедиции группа «Мумий Тролль» написала на борту песни для альбома «SOS матросу». Плавание посвятили памятным датам в истории русских географических открытий и 1150-летию зарождения российской государственности.

Участие в рейсе принимал и сегодняшний капитан «Седова» Виктор Николин. Тогда он был старшим помощником. На барке Николин служит уже 15 лет. Пришёл сюда в 2004 году, променяв должность старшего помощника капитана на корабле снабжения на работу третьим помощником. В свой второй рейс на «Седове» Виктор Николин отправился уже старшим штурманом, в 2007-ом был назначен старшим помощником, а в 2014-м стал капитаном. В личной карьере Николина это третье кругосветное плавание. Первое случилось в 1996 году на универсальном транспорте снабжения.

«В жизни курсантов предстоящая кругосветная экспедиция будет, наверное, самым тяжёлым рейсом, — считает Виктор Николин. — Это будет их первое настолько долгое плавание. Хоть курсанты у нас будут меняться посередине рейса во Владивостоке, но полгода им придётся отработать. А условий тяжелее, чем на парусном судне, на современном флоте нет. Здесь всё делается вручную, никакой механизации управления. Если курсант научится управлять кораблём здесь, на всех остальных судах ему будет очень просто». По словам капитана, уже после первой недели на корабле легко понять, кто из курсантов станет моряком, а кто откажется от этой затеи, и дело совсем не в том, одолеет ли вас морская болезнь. «Великого лорда Нельсона укачивало всю его морскую жизнь, это не главный признак. Либо горят глаза, либо потух взгляд, тут уже всё понятно. <...> После первого рейса курсант сам поймёт, его это жизненный путь или нет. Трудно индивидуалистам, на корабле нельзя остаться одному даже в гальюне. Экипаж должен быть одной семьёй, каждый должен чувствовать локоть друга. Лучше, чем здесь, это нигде не привить», — говорит Виктор Николин. Тем временем на палубе третьекурсники БГА, помогающие перешвартовать «Седов», хорохорятся, что их морская болезнь не берёт, правда, сильно клонит в сон при качке, а вот находиться в открытом море совсем не страшно, разве что мама за время рейса поседеет, а «папе, в принципе, пофиг».

В экспедицию на «Седове» отправятся 110 курсантов из Калининграда, Архангельска, Астрахани, Мурманска, Владивостока и Санкт-Петербурга, а ещё 60 членов постоянного экипажа — костяк, сложившийся ещё в Мурманске. Плавание «Седова» станет самым долгим среди трёх кораблей — маршрут расписан на год. Если пунктиром: Калининград, Лас Пальмас, Ушуайя, Кейптаун, Мумбаи, Нагасаки, Владивосток, Сан-Франциско, Акапулько, Нью-Йорк, Рейкъявик, Калининград. Трансатлантический рейс «Крузенштерна» займёт около 9 месяцев, «Паллада» успеет обогнуть планету примерно за 7 месяцев. У владивостокского фрегата — самого молодого («Палладе» всего 30 лет, в то время как «Крузенштерну» — 93, а «Седову» — 98) и самого быстрого в этой тройке — тоже есть опыт кругосветных рейсов. Таких в истории парусника было два — в 1992-м и 2007-2008 годах. Столько же и у «Крузенштерна». На этот раз кораблям предстоит преодолеть около 100 тысяч морских миль (это, если говорить сухопутным языком, больше 160 тысяч километров). За время экспедиции практику на трёх кораблях пройдут около 700 курсантов.

Текст — Алина Белянина, фото — Виталий Невар, «Новый Калининград»


Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]