«Будущий российский Монако»: как устроен музей почтовых открыток в Калининграде

«Будущий российский Монако»: как устроен музей почтовых открыток в Калининграде «Будущий российский Монако»: как устроен музей почтовых открыток в Калининграде «Будущий российский Монако»: как устроен музей почтовых открыток в Калининграде «Будущий российский Монако»: как устроен музей почтовых открыток в Калининграде «Будущий российский Монако»: как устроен музей почтовых открыток в Калининграде «Будущий российский Монако»: как устроен музей почтовых открыток в Калининграде «Будущий российский Монако»: как устроен музей почтовых открыток в Калининграде «Будущий российский Монако»: как устроен музей почтовых открыток в Калининграде «Будущий российский Монако»: как устроен музей почтовых открыток в Калининграде «Будущий российский Монако»: как устроен музей почтовых открыток в Калининграде «Будущий российский Монако»: как устроен музей почтовых открыток в Калининграде «Будущий российский Монако»: как устроен музей почтовых открыток в Калининграде «Будущий российский Монако»: как устроен музей почтовых открыток в Калининграде «Будущий российский Монако»: как устроен музей почтовых открыток в Калининграде «Будущий российский Монако»: как устроен музей почтовых открыток в Калининграде «Будущий российский Монако»: как устроен музей почтовых открыток в Калининграде «Будущий российский Монако»: как устроен музей почтовых открыток в Калининграде «Будущий российский Монако»: как устроен музей почтовых открыток в Калининграде

В Доме смотрителя Высокого моста начал работу музей почтовых открыток. Его создатель — глава марципановой фабрики Pomatti Михаил Попов. С памятниками архитектуры он работает не первый раз — в 2017 году предприниматель открыл музей марципана в Бранденбургских воротах. «Новый Калининград» поговорил с Михаилом Поповым о том, как устроена новая туристическая точка, почему Калининград — «будущий российский Монако» и насколько важно не путать бизнес с культом денег.

В конце XIX века в Кёнигсберге перестраивали Высокий мост, соединявший остров Ломзе с районом Форштадт. Подъёмные механизмы разместили на одной из опор моста. Это оказалось неудобным для его обслуживания, поэтому в 1899 году рядом построили небольшое здание для гидравлических аккумуляторов, насосов и моторов. Неоготический дом с башенкой больше напоминал крошечный замок, нежели техническое сооружение. Он благополучно пережил Вторую мировую войну, но большую часть своей советской и российской биографии оставался пустующим, хотя, например, в 2010-е годы там располагалась студия дизайна. «Домик смотрителя Высокого моста — это архитектурная жемчужина, в которую давно хотелось вдохнуть жизнь, открыть его для людей. Я удивлён, что никто не сделал этого до меня», — говорит основатель музея почтовых открыток, глава марципановой фабрики Pomatti Михаил Попов.

Несколько лет назад он увлёкся коллекционированием почтовых открыток, связанных с историей Кёнигсберга. Сначала приобрёл несколько штук для музея марципана, который открывал в Бранденбургских воротах, — многие марципановые фабрики выпускали открытки под собственным брендом. «Я был полным профаном, не понимал ценности открыток. Просто покупал те, что мне нравились, на аукционах, блошиных рынках, с рук, — вспоминает Михаил Попов. — Мне были важны картинка и текст. С моей точки зрения, „погашенная“ открытка сильнее, чем „непогашенная“. Со временем появились знания, что является ценным, а что нет. Появился спортивный интерес, я начал гнаться за возрастом открытки, за марками, которые на неё наклеены, за определённой редкостью. Коллекция ширилась, и мы начали думать над творческим проектом, связанным с почтовыми открытками».

Идея разместить коллекцию открыток в Доме смотрителя Высокого моста родилась в 2018 году, но арендовать пустующее здание получилось не сразу — оно находилось в долгосрочной аренде у других пользователей. Переговоры с ними затянулись почти на два года. «В октябре 2020 года мы стали полноправными арендаторами здания. В Росимуществе (домиком владеет именно эта структура — прим. „Нового Калининграда“) очень удивились, когда узнали, что мы договорились с бывшим пользователем. Больше никаких вопросов у них не было, они были только рады, что у домика появится хороший хозяин», — рассказывает Михаил Попов. Здание досталось ему отсыревшим, с лопнувшим отоплением. Сотрудники вспоминают, что в цоколе было «воды по колено». На вопрос о том, сколько денег пришлось вложить в ремонт, Попов отвечает так: «Домик смотрителя — это небольшое пространство, которое может потянуть любой предприниматель среднего уровня. Конечно, любой объект культурного наследия просит денег, но сейчас туристический трафик так растёт, что мы решили рискнуть».


В конце марта 2021 года Дом смотрителя Высокого моста, превратившийся в музей почтовых открыток, заработал для посетителей. В его коллекции около 650 открыток, самая старая из них датирована 1871 годом. Сейчас команда музея работает над каталогом, где каждая карточка будет отсканирована с обеих сторон и переведена на русский язык. Пока что об истории открыток можно узнать только от музейного экскурсовода (сотрудники расскажут обо всём бесплатно). В планах — организовать мастер-классы по рисованию и посткроссинг. «Можно будет приобрести открытку, созданную калининградскими художниками, или реплику старой, заполнить её, тут же положить в почтовый ящик, и она полетит, куда вы её отправите», — поясняет Михаил Попов. На входе в музей — небольшая сувенирная лавка, где можно купить постеры с видами Кёнигсберга-Калининграда, календарики с аналогичным сюжетом, а ещё марципан и горячий кофе.

«Я много раз читал комментарии обеспокоенной общественности: „Какой музей может создать производитель марципана?“. Ребят, ну надо же понимать, что над идеей работает целая команда. Меня такие вещи не трогают. У нас стоит здание никому не нужное, но как только приходит человек, который хочет навести порядок, сразу: „А какого черта не я?“ — говорит предприниматель. — Многие называют музей марципана в Бранденбургских воротах магазином. Во-первых, он тоже бесплатный. Во-вторых, если брать соотношение площадей, то там больше 100 квадратных метров — это экспозиция, и девять — магазин, однако наша обеспокоенная общественность умудряется называть это магазином. Да, мастер-классы в музее почтовых открыток будут платными, но они будут стоить ровно столько, сколько нужно заплатить специалисту, который будет их проводить. Никакой коммерческой составляющей здесь нет. Мы отрабатываем разные варианты, чтобы домик жил. Вход в музей бесплатный. Захотел — купил кофе, захотел — открытку, не захотел — не купил. Ну убрал бы я отсюда сувенирную лавку и был бы музей со входом за 150 рублей, в чём разница? Для меня — ни в чём. Наоборот, люди, приходящие сюда, хотят что-то купить, выпить кофе в этих стенах, и мы создаём для этого комфортные условия».

Сейчас идёт работа над проектом по ремонту фасада Дома смотрителя Высокого моста. Необходимо укрепить стену, почистить кирпич, обновить крышу. Есть идея нарисовать на задней стене, покрытой серой штукатуркой, чёрно-белый мурал в виде почтовой открытки. «А ещё мы хотим создать фирменную почтовую марку, готовы полностью её оплатить. Тираж стоит порядка 4,5 миллионов рублей. Она будет абсолютно уникальной. Представьте, вы приходите сюда, и можете отправить открытку с фирменной маркой в любой город. Хотим добавить музею вот такие уникальные фишки, штришки», — рассказывает Михаил Попов.

По его словам, вложения в музей почтовой открытки могут окупиться, но не через один десяток лет. «Не путайте предпринимательство с культом денег. У нас нет культа денег. Мы нормально зарабатываем. Я родился в Калининграде, обожаю свой город и считаю, что его потенциал огромен. Можете считать меня идиотом, но для меня Калининград — это будущий российский Монако. Когда сюда приезжают мои немецкие партнёры по бизнесу, они удивляются, как город постоянно меняется в лучшую сторону. Это же кайф. Я сейчас получаю степень Executive MBA в МГИМО, и так приятно слышать от серьёзных предпринимателей, с которыми я учусь, что они были в Калининграде и город их так впечатлил. И мне хочется тоже участвовать в улучшении города. Для меня и моей семьи это важно. Я не знаю, что будет с точки зрения возврата инвестиций, но когда мы боролись за домик, мама говорила мне: „Миш, надо попробовать его заполучить. Хотя бы для души“».

Текст: Алина Белянина. Фото: Виталий Невар / Новый Калининград

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]