Третья жизнь: в Калининграде отреставрировали арку Лёбенихтского госпиталя (фото)

Третья жизнь: в Калининграде отреставрировали арку Лёбенихтского госпиталя (фото) Третья жизнь: в Калининграде отреставрировали арку Лёбенихтского госпиталя (фото) Третья жизнь: в Калининграде отреставрировали арку Лёбенихтского госпиталя (фото) Третья жизнь: в Калининграде отреставрировали арку Лёбенихтского госпиталя (фото) Третья жизнь: в Калининграде отреставрировали арку Лёбенихтского госпиталя (фото) Третья жизнь: в Калининграде отреставрировали арку Лёбенихтского госпиталя (фото) Третья жизнь: в Калининграде отреставрировали арку Лёбенихтского госпиталя (фото) Третья жизнь: в Калининграде отреставрировали арку Лёбенихтского госпиталя (фото) Третья жизнь: в Калининграде отреставрировали арку Лёбенихтского госпиталя (фото) Третья жизнь: в Калининграде отреставрировали арку Лёбенихтского госпиталя (фото) Третья жизнь: в Калининграде отреставрировали арку Лёбенихтского госпиталя (фото) Третья жизнь: в Калининграде отреставрировали арку Лёбенихтского госпиталя (фото) Третья жизнь: в Калининграде отреставрировали арку Лёбенихтского госпиталя (фото)

В Калининграде завершилась реставрация арки Лёбенихтского госпиталя — единственного в городе элемента рококо, сохранившегося со времён Кёнигсберга. Арка 1771 года повидала и пережила многое — переезд, войну, налепленную на неё советскую звезду, врастающие корни берёз — и постепенно стала превращаться, по выражению главы Службы охраны памятников Евгения Маслова, в «бомжа с бородой». «Новый Калининград» рассказывает, как у беспризорной арки появился хозяин, как проходило её восстановление и что за временную капсулу оставили в ней для потомков.

Зимой прошлого года местные власти заинтересовались стройкой на улице Черепичной на территории бывшего Лёбенихтского госпиталя. Сразу за исторической аркой возле стихийных гаражей на заброшенном здании появилась надстройка из газосиликата. Служба охраны памятников решила добиваться сноса самовольной постройки, но вскоре передумала. Новый собственник полуразрушенного здания Алексей Снегур заявил, что не знал о его охранном статусе, и согласился провести работы не только по его реконструкции, но и по реставрации арки, которая из бесхозного объекта превратилась в муниципальный. «„От любви до ненависти — один шаг“. Оказывается, бывает и наоборот», — писал потом Евгений Маслов об этой истории.

Арка — самый старый объект Лёбенихтского госпиталя. Дело в том, что раньше он находился в районе нынешнего перекрёстка Московского проспекта и улицы Октябрьской, но в начале ХХ века госпиталь снесли, чтобы одновременно с расширением порта заложить более широкие набережные, и построили заново в Закхайме. От ансамбля XVIII века сохранился только портал в стиле рококо — его разобрали и перевезли к новым корпусам на нынешней улице Черепичной. «Особая ценность этих скромных ворот состоит в том, что сейчас они представляют собой единственный сохранившийся элемент из всего того богатства форм рококо, которые имелись в городе на фасадах и помещениях», — писал архитектор Бальдур Кёстер в книге «Кёнигсберг. Сегодняшний Калининград. Архитектура немецкого времени».

Ремонт арки начался в сентябре прошлого года. Восстановить её задумали вместе с прусским орлом на бетонном шаре и крестоцветами по бокам, которые остались только на фотографиях. «Арка была в ужасном состоянии. Ещё пару лет, и она, наверное, рассыпалась бы. Внешне ещё держалась, но внутри всё было в корнях деревьев, — рассказывает реставратор Максим Гарицкий. — В своё время волонтёры проводили акцию, спиливали растущие на арке деревья, но это только усугубило ситуацию. Вся эта ботаника, если её подрезать, начинает активно расти в другом месте. Так она нанесла ещё больше урона — всё стало разъезжаться, трескаться. Мы демонтировали кирпич за кирпичом, убирали все корни, протравливали их кислотой, потом песчаным раствором восстанавливали расшивку».

Помимо корней деревьев Максим Гарицкий и строители доставали из арки советские и немецкие пули. «Ощущение, что в этом месте вели перекрёстный огонь», — предполагает реставратор. Во времена СССР часть арки залатали цементным раствором, поверх которого установили красную звезду. «Я снял несколько, так скажем, культурных слоёв. По остаткам краски и очертаний понятно, что здесь была советская красная звезда, зелёный венок вокруг неё, жёлтые лучи. А под этим всем — картуш с надписью на латыни. Буквы угадывались, хоть и были забиты цементным раствором. Я выгравировал каждую заново», — вспоминает Максим Гарицкий. По его словам, перевод надписи на картуше звучит так: «Это пристанище бедности и нужды. Памятник благочестию маркграфа Альбрехта Бранденбургского. После пожара 1764 года тщательно разобран из пепла и с милосердием и щедростью Фридриха II Великого полностью восстановлен. Это свято для потомков! Это безупречно! Удача придёт!».

По немногочисленным сохранившимся фотографиям Максим Гарицкий воссоздавал скульптуру чёрного орла. Этот символ Прусского королевства венчал арку при немцах, но глава Службы охраны памятников Евгений Маслов заявил, что воссозданная скульптура — это «факультативное пожелание собственника» и «скорее музейный экспонат», а для её установления нужны дополнительные согласования. Пока что орёл стоит во дворике того самого здания, бывшего самостроя, с которого и началось бурление вокруг Лёбенихтского госпиталя (там теперь будет офис строительной компании Алексея Снегура). «Новый орёл сделан из песчаника и покрыт специальной краской, но это имитация чугунного литья. Из чугуна, я так думаю, не получилось бы сделать его таким рельефным, он был бы более гладким, замыленным, а мне хотелось, чтобы перья торчали — настоящий ощетинившийся прусский орёл», — говорит мастер.

На непарадной стороне арки можно заметить отколотый угол — он оставлен таким намеренно. По словам Максима Гарицкого, когда портал находился в районе сегодняшнего Московского проспекта, он примыкал к фронтону здания, и чтобы вписать арку в это пространство, стесали её угол. «Я всё же реставратор, а не новодел, если так было исторически, пусть так и остаётся, но всё же несколько пасхалок я оставил», — рассказывает Гарицкий. Снизу сложно разглядеть, но карнизы арки по бокам теперь венчают маленькие головы дракона и ящерицы — это придумка реставратора. Где-то на арке есть специальная печать Максима Гарицкого, которую он незаметно оставляет на своих работах. А самое главное — в одну из панелей арки вшита капсула с посланием потомкам. «Это стеклянный сосуд с письмом. Написано, чтобы люди не разрушали, берегли то, что делалось большими усилиями и трудом. Если в будущем кто-то найдёт эту надпись, значит, арка была разрушена, — говорит реставратор. — А сейчас начинается её третья жизнь. Первая — на Московском проспекте, вторая — на Черепичной, третья — здесь же после долгих лет забытья».

Текст: Алина Белянина. Фото: Виталий Невар / Новый Калининград


Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]