В Калининграде прошла презентация
— Оксана Ивановна, музейные программы благотворительного фонда Владимира Потанина существуют с 2003 года. За всё это время вами были поддержаны более двухсот музейных проектов из сорока регионов страны. Можно ли за всю историю существования программы проследить некую тенденцию: как меняются из года в год заявки, поступающие на конкурс, как меняются интересы музеев?
— Динамика, конечно, есть. Мы можем наблюдать ее хотя бы по тому, что заявки, поступающие на конкурс, из года в год разные. Когда мы только начинали заниматься программой в
А благодаря программе «Меняющийся музей в меняющемся мире» в самых разных музеях по всей стране выросла целая команда проектировщиков — людей, которые могут не только придумывать, но и реализовывать музейные экспозиции и оригинальные решения для музейных пространств. И многие вещи, которые мы специально продвигали внутри программы (например, наличие партнерской составляющей проекта), прижились. Кроме того, мы замечаем, как тот или иной проект начинает активно вовлекать в музей местное сообщество, и это не может не радовать.
— Если говорить о
— Всего из Калининграда и области на конкурс поступили 29 заявки, и экспертное жюри отметило их высокий уровень. Конечно, каждый проект от каждого города самобытный. Калининград не исключение. Это самобытный город с самобытными проектами, которые, в свою очередь, имеют большой потенциал развития не только среди местных жителей, но и среди туристов.
Вот мы говорим о проекте «Открытка из Кёнигсберга: антропология быта». Но ведь он не только об истории и открытках, он, прежде всего, о людях, которые эти открытки отправляли. И все калининградские проекты не навязывают
Калининградские проекты объединяют между собой и прошлое, и настоящее, что кажется мне очень важным, причем важным не только с точки зрения привлечения туристов. Туризм — это всего лишь следствие. Понятно, что любой музей хочет привлечь больше посетителей, но это желание не может и не должно быть задачей. Основная задача любого музея — это, прежде всего, хранение прошлого, а с другой стороны — работа на будущее. А туристы… Туристы помогут это поддержать.
Я всегда говорю о том, что проект не может появиться на пустом месте. Он не может появиться только потому, что
— Фонд и программа и его Музейная программа стали работать в тот временной период, когда музейное сообщество в России (не хотелось бы говорить о столицах, ситуация с регионами более показательна) еще не отошло от шокового и травматичного опыта
— Мне кажется, что такие кризисные ситуации, как середина девяностых, — это не только период потери финансов и
Если мы посмотрим на результаты деятельности Фонда сейчас, то увидим, что многие музеи настолько втянулись в проектную деятельность, что стали центрами музейного развития с новыми технологиями подхода к своей деятельности. Смотрите, музеи в силу самых разных причин довольно часто переезжают — это уже довольно традиционная история. И у нас есть ряд примеров, которые показывают, что даже из такого переезда при проектном финансировании можно извлечь максимум пользы. Например, пермский краеведческий музей выиграл свой первый грант в тот момент, когда находился в стадии переезда из прежнего здания в дом Мешкова. И до сих пор сотрудники музея вспоминают, что тот грант дал им не только финансы. Грант дал им понять, что их деятельность нужна, важна и помогает думать о том, каким может стать старый музей на новом месте. Хотя ситуация и была трудной и тяжелой. А если говорить о реакции, то здесь все очень предсказуемо. Основная функция музея — это хранить.
Музей по определению должен быть консервативным, ему нужно сохранить то, что у него есть, и передать это дальше. Но при всем этом музей все больше и больше открывается миру.
Да, это сложный и тяжелый процесс, любые изменения, связанные с людьми и психологией, — это не дело одного дня. Но мы видим, как все постепенно меняется на наших глазах. Например, мы видим открытые музейные фонды, в которые можно прийти и посмотреть, как там все устроено.
— А что в вашем понимании значит фраза «современный музей»? Довольно много говорится об интерактивности, но хочу заметить, что порой в региональных музеях форма (допустим, те же самые планшеты в качестве навигаторов и так далее) подменяет содержание, и само наличие в экспозиции современных гаджетов не решает проблемы консервативного подхода к экспонируемым материалам и к самим идеям выставки.
— Если мы говорим о музее как об общечеловеческом понятии, то это то пространство, которое сочетает в себе две функции: функцию хранения и не менее важную функцию работы, направленной на развитие и изменение, то есть на будущее. И конечно,прежде всего, это открытый музей, заинтересованный в сотрудничестве с местным сообществом. И не важно, в большом или маленьком городе он находится.
Открытость может проявляться разными способами. Музей может создать на своем сайте
И, конечно, это музей, в котором интересно людям самого разного возраста. При том, что интересно им может быть по самым разным причинам, например они могут найти ответы на интересующие в данный момент жизни вопросы. Музей не навязывает свои ответы, как это было раньше, а предлагает найти их сообща.
Показательная ситуация еще и в том, что существенно меняется отношение к тому, пойти или не пойти в музей. С чем мы сталкивались раньше: в музей ходили три раза в жизни. Первый раз в школе на экскурсию привели, и человеку не понравилось, второй раз уже ставший взрослым бывший школьник привел своих детей, а в третий раз он уже привел своих внуков. Сейчас музей стал гораздо динамичнее и удобнее благодаря разным мелочам. Практически в любом современном музее есть
Текст — Александра Артамонова, фото — Денис Туголуков