"Сякухати и орган": репортаж "Афиши Нового Калининграда.Ru"

Зал филармонии. Фото из архива
Зал филармонии. Фото из архива "Нового Калининграда.Ru"
В минувший вторник в Калининграде стартовало масштабное событие музыкального мира. Большим концертом открылся седьмой Международный конкурс органистов им. Микаэла Таривердиева и фестиваля «Орган плюс». На концерте побывала и калининградская исполнительница Анастасия Кузнецова, которая поделилась впечатлениями от мероприятия с «Афишей Нового Калининграда.Ru».

В зале не было видно ни одного свободного места к началу мероприятия. Концерт действительно ждали. Я занимаюсь музыкой, и напишу о главном - о музыке. О музыкантах, их музыке и исполнении. После того, как основные слова были сказаны, 19 конкурсантов и члены жюри представлены, стартовал концерт. Сразу хочу отметить, что среди 19 молодых людей, была и музыкант из Калининграда. Городу есть чем гордиться!

«Хидэ-Хидэ» 

Первыми на сцену вышел коллектив «Хидэ-Хидэ» из Японии: фортепиано, японская лютня (сямисэн) и сякухати (японская бамбуковая флейта). Парни с инструментами (флейта и лютня) расположились по обе стороны от органа, на возвышении. Свет чуть приглушили. Секунда тишины, к губам подносят флейту, делают вдох… И в следующий момент по залу пошел глубокой мягкой волной невероятной красоты звук. Замерло время, замерли люди.

Первой композицией, которую исполнил коллектив, был вокализ Рахманинова. Подбор инструментов и исполнение дали второе дыхание классике, настолько живое и новое, что никаких сомнений относительно гениальности услышанного не осталось. Сякухати восхитил невероятно.

Второй композицией «Хидэ-Хидэ» исполнили, ставшую уже культовой, композицию Микаэла Таривердиева «Двое в кафе», из не менее культовой киноэпопеи «17 мгновений весны». В новом звучании музыка воспринимается невероятно легко и все так же глубоко, как и в её классическом варианте. Вокальную партию исполняла флейта, где-то её подхватывал орган. Потрясающие аранжировки, не оставляющие сомнений в том, что те, кто их делал, имеют глубокий «музыкальный пульс», настолько естественно все это звучит.

Я сразу провела аналогии манеры исполнения «Хидэ-Хидэ» с Рюити Сакамото, японским композитором, чью музыку можно услышать в саундтреках к ремейку «Грозового перевала» 1992 года и к фильму «Маленький Будда». Музыканты «Хидэ-Хидэ»  напомнили Сакамото манерой сочинения и исполнения, использованием аналогичных инструментов, и, что особенно важно, схожестью музыкального характера. Вероятно, тут сыграли свою роль и восточные корни. 

«Хидэ-Хидэ» доиграли программу, все так же держа зал «на мушке» от начала и до конца, и их сменила певица Термине Егиазарян (сопрано), если я не ошиблась, то я услышала в её исполнении школу бельканто. Мягкий запоминающийся тембр, плавные переходы между тональностями. Мне понравилось то, что певица не старалась «пробить барабанные перепонки», показывая пришедшим всю мощь своего вокала. Это действительно высокий уровень.

Термине Егиазарян выходила на сцену несколько раз, разбавляя удивительный концерт классикой с органным и фортепианным аккомпанементом. 

Я увидела тут плюс: коллективы с нестандартной программой и набором инструментов, а также небольшое отступление в классику в перерывах. Действительно многогранно.

Лауреат международных конкурсов Геворг Дабагян 

Армянский дудук – это волшебный инструмент. В этом убеждаются все, кто хотя бы раз слышал его живьём, в истинном звучании. Не скрою, я давний фанат этого инструмента.

Геворг Дабагян передал всю суть звучания от начала и до конца. Второй выход Геворга был в компании музыкантов из «Терем–квартета». Это был еще один отменный выстрел в пользу нового подхода к классической музыке. С русскими народными инструментами дудук звучит по-прежнему великолепно.

Ансамбль «Терем-квартет»

Потрясающий ансамбль, состоящий из русских народных инструментов, который впитал в себя множество стилей, заворожил зал нестандартностью, тонкостью и элегантностью исполнения. Прыгая в разные стороны: от драйва и рок-н-ролла, до утонченной классики, тут же перешагивая во что-то исконно русское, «Терем–квартета» заставлял искренне улыбаться. Честное слово, несколько раз хотелось пуститься в пляс.

«Терем-квартет» так качественно показал диссонансы в музыке, все её грани, которые, казалось бы, несовместимы, что не осталось никаких сомнений: в музыке действительно, возможно всё. Говорить тут о качестве исполнения бессмысленно. Это профессионализм без конца и края.

Японская органистка Хироко Иноуэ

Отмечу сразу, что далеко не впервые я её слышала. В Калининграде её очень любят - это музыкант высокого класса. Энергетика её исполнения спокойна и очень светла. Рекомендую сходить на её концерты либо в Калининградскую филармонию, либо в филармонию Светлогорска, где я её впервые и услышала в 2008-м.

Послесловие

Соединить классический орган, фортепиано и этнические инструменты в одном музыкальном пространстве было потрясающей идеей. Мне, как человеку с классическим музыкальным образованием, который всегда стремился к инновациям и новому звучанию, подобные музыкальные «слияния» крайне импонируют. Как и факт того, что местом проведения подобного концерта стало истинно классическое место - филармония! Это большой шаг к новому музыкальному Калининграду.

Отдельное спасибо хотелось бы сказать Вере Таривердиевой - президенту Благотворительного фонда Микаэла Таривердиева, которая организовала для калининградцев столь глубокий, новый и интересный концерт.

Текст - Анастасия Кузнецова для «Афиши Нового Калининграда.Ru», фото - "Новый Калининград.Ru"

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]