Как правильно подготовиться к велосезону: рассказывает участница велоклуба

Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»
Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»

В ближайшее воскресенье, 26 марта, сразу несколько велообъединений готовятся открывать сезон. Калининградский велотуристический клуб «Кениг Байсикл Тим», в частности, приглашает всех желающих на 70-километровый пробег. В преддверии массовых выездов «Афиша Нового Калининграда.Ru» поговорила с членом совета клуба и одним из его активных участников Ольгой Тяпиной о том, как следует «вкатываться» в сезон, насколько внимательно нужно относиться к своим ощущениям на его старте и о чем следует помнить, выезжая на улицу.

 — Ольга, с чего вообще нужно начинать сезон? Может быть, с повторения правил дорожного движения?

 — Лучше всего начинать сезон с хорошей физподготовки и в этом смысле не завершать его, даже консервируя велосипед на зиму: зарядка, тренажёры — любые нагрузки полезны. А перед выездом на дороги общего пользования, конечно же, важно освежить в памяти правила для всех транспортных средств и уточнить насчёт новой редакции. Кстати, одно из основных правил для всех водителей — исправное состояние транспортного средства. Велосипедист не исключение: перед тем, как оседлать любимый велик после зимовки, необходимо проверить его состояние.

 — Как оценить техническое состояние своего велосипеда, на что обратить внимание? Есть ли какие-то рекомендации по «расконсервированию»?

 — Общие рекомендации есть скорее для «консервирования». Но если вдруг вы этого не сделали и достаёте велосипед с неостеклённого балкона или из подвала, имеет смысл перевернуть или подвесить его и проверить ходовую часть: покрутить педали вхолостую и посмотреть, как всё это крутится — втулки, каретка, передние и задние звёздочки; проверить, в каком состоянии цепь, по возможности попереключать передачи. Если крутить трудно, есть скрипы или ржавчина, детали нужно как минимум почистить и смазать. А лучше отвезти на техосмотр в велосервис или даже к доморощенному велослесарю — в Калининграде сейчас немало хороших мастеров. Подкачать колёса. Перед посадкой покрутить руль, выжать тормоза.


 — Насколько обязательно сегодня иметь на велосипеде световые приборы?

 — При свете дня таких требований нет, а вот в тёмное время это бескомпромиссное требование ПДД. Если вы попадётесь на проезжей части в темноте и без света дорожному полицейскому, в лучшем случае отделаетесь устным предупреждением, но протокол тоже очень вероятен. Хотя вообще-то велосипедисту передняя и задняя фары значительно нужнее, чем полиции или автоводителям. Если ты заметен на дороге, у тебя просто больше шансов доехать живым и здоровым до пункта назначения. Даже на тротуаре (а на нём теперь допустимо ехать) можно столкнуться с другим «бессветным» велосипедистом или пешеходом. А вот светоотражатели по правилам для велосипедиста желательны, а для пешехода (в том числе для ведущего велосипед) за городом обязательны. Лишними они не будут даже днём.

 — С каких дистанций стоит начать подготовку к сезону, чтобы не перегрузить себя? Как вернуть утраченную за зиму выносливость и где лучше это сделать?

 — С поездки вокруг дома. Или с велотренажёра. Если серьёзно, то это индивидуально, но даже перед поездкой на 15–30 километров имеет смысл заранее прокатиться по двору — протестировать удобство посадки, ощущения в коленях, сноровку при управлении велосипедом. У нас в городе хотя и со скрипом, но появляются новые метры велопешеходных и велодорожек — лучше всего тренироваться на них или на окольных тропках; начинать можно с любой комфортной дистанции, даже если это 3 км до булочной. Очень важно понимать: если ты едешь пару километров, ничто и нигде не должно заболеть. Если боль всё же появилась, надо остановиться и прикинуть, в чём причина: если в технической части, можно переключиться на более лёгкую скоростную передачу, отрегулировать посадку, посоветоваться с более опытными велосипедистами; если же в физиологии, то прислушаться к своим ощущениям, дать организму восстановиться и при случае обсудить это с врачом, тренером или опытным велотоварищем.

Правильная посадка — когда нога в самом низком положении ступни почти-почти выпрямляется, а рукам на руле комфортно, и есть возможность как чуть опереться на них, так и ослабить хват. А передачу следует выбирать настолько лёгкую, как будто крутишь немного вхолостую. Колени одобрят.

 — Что делать, если попа болит?

 — Попа болит неспроста. Боль после непривычно дальней дистанции — не то чтобы норма, но оправданна — такая нагрузка на кости малого таза для человеческой особи нетрадиционна, тут важнее, за какое время боль прекратилась. Если же боль сопровождает поездку с самого начала, надо понять её характер, искать и устранять причину: неудобное седло, если оно слишком узкое, наоборот, широкое или твёрдое, неподходящий угол наклона, неподходящая посадка. Неудобная одежда тоже может натирать или передавливать, поэтому лучше всего сразу приобрести бесшовные шорты с «памперсом» — поролоновой вставкой, уменьшающей трение и давление на зону контакта с седлом. Если неловко, велошортики можно никому показывать и носить под брутальными синими трениками. Комфорт попы в седле важен без шуток. Хотя и с шутками тоже важен.


 — Насколько опасны перегрузки в начале сезона?

 — Перегрузки суставов, костей и связок опасны всегда. Ну, а усталость и мышечный дискомфорт тем быстрее проходят, чем чаще и дозированнее тренировки. Они опасны разве что психологически — демотивируют.

 — Важно ли соблюдать регулярность?

 — Регулярность для любых нагрузок важна всегда, и для велотуризма — тоже. Даже 5–10 километров пару раз в неделю для начинающего велотуриста — неплохой вариант тренировки. Я знаю спортивных людей, которые без ущерба для здоровья изредка, пару раз в год, ездят дистанции за сотню км. Но для них физкультура — постоянная часть жизни. Как во всех тренировках, для велотуриста действует принцип: «лучше чаще и понемногу, чем редко и на износ».

 — Стоит ли изменять свой рацион питания, начиная велосезон?

 — Только для того, чтобы совершать велопоездки, не нужно. Голодать или переедать категорически не стоит. В поездках на большие дистанции пищевые привычки обычно меняются сами собой: полезно часто пить воду, лучше минеральную и подслащённую, перекусывать небольшими порциями и часто. Кстати, как средство похудения велотуризм не очень эффективен.

 — Как следует одеваться на первые выезды?

 — Ярко и комбинированно: стоит надеть спортивную одежду из полимерных тканей, лучше термо, для езды, чтобы не вспотеть, а также взять с собой что-то тёплое и непродуваемое-непромокаемое по погоде на время остановок — чтобы не замёрзнуть и не простыть. Уши, шею и руки по весне лучше прикрыть от ветра. Колени утеплить. А ещё велошлем и потайные велошорты с памперсом. И, перефразируя классика, лучше быть живым клоуном, чем неживым, но стильным и элегантным.

 — О чем нужно обязательно помнить, выезжая на оживленную улицу?

 — Наверное, о том, что жизнь одна, а случайностей много. Проезжая часть — зона повышенной опасности и не место для рассеяности. Если на дороге страшно и непонятно, как себя вести — лучше сразу перемещаться на велодорожку или даже на тротуар. А на оживлённом тротуаре важно помнить, что мы в гостях: пешеход в своей зоне движется по своей особой траектории и не обязан ни пропускать нас, ни ожидать сзади.

 — Есть ли «лайфхаки», позволяющие обеспечить дополнительную безопасность?

 — Да! Внимательность и бдительность, яркая жилетка, велошлем, адекватное поведение с упреждающими жестами, взаимное уважение, хорошая реакция. И ещё умение сохранять самообладание, здравое мышление даже при опасных и неприятных ситуациях. И развитое чувство самосохранения. Дорога — не то место, где эмоции безопасны, а риск допустим. Ну, кроме неприличных ругательств, если не очень громко.

 — Чем ни в коем случае нельзя/не рекомендуется заниматься, выезжая на улицу на велосипеде?

 — ПДД запрещают велосипедисту ехать, не держась хотя бы одной рукой за руль, ехать по встречке, совершать левый поворот с многополосной или орельсованной проезжей части, ехать по пешеходному переходу, по автомагистрали, садиться за руль нетрезвым. А ещё нельзя рисковать, лихачить, быть невнимательным, непредсказуемым, отвлекаться взглядом от веловождения. Нельзя быть незаметным на дороге. Не рекомендуется есть за рулём велосипеда, ездить без шлема, превышать максимально допустимую скорость, хамить, надевать злобное и раздражённое выражение лица и поддаваться унынию. Особенно по весне!

Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]