Попались на удочку: как прошла премьера спектакля «Рыбалка с Чеховым»

Попались на удочку: как прошла премьера спектакля «Рыбалка с Чеховым» Попались на удочку: как прошла премьера спектакля «Рыбалка с Чеховым» Попались на удочку: как прошла премьера спектакля «Рыбалка с Чеховым» Попались на удочку: как прошла премьера спектакля «Рыбалка с Чеховым» Попались на удочку: как прошла премьера спектакля «Рыбалка с Чеховым» Попались на удочку: как прошла премьера спектакля «Рыбалка с Чеховым» Попались на удочку: как прошла премьера спектакля «Рыбалка с Чеховым» Попались на удочку: как прошла премьера спектакля «Рыбалка с Чеховым» Попались на удочку: как прошла премьера спектакля «Рыбалка с Чеховым» Попались на удочку: как прошла премьера спектакля «Рыбалка с Чеховым» Попались на удочку: как прошла премьера спектакля «Рыбалка с Чеховым» Попались на удочку: как прошла премьера спектакля «Рыбалка с Чеховым» Попались на удочку: как прошла премьера спектакля «Рыбалка с Чеховым» Попались на удочку: как прошла премьера спектакля «Рыбалка с Чеховым» Попались на удочку: как прошла премьера спектакля «Рыбалка с Чеховым» Попались на удочку: как прошла премьера спектакля «Рыбалка с Чеховым» Попались на удочку: как прошла премьера спектакля «Рыбалка с Чеховым» Попались на удочку: как прошла премьера спектакля «Рыбалка с Чеховым»

«Афиша Нового Калининграда.Ru» отправилась в Калининградский музыкальный театр на премьеру спектакля «Рыбалка с Чеховым» — полуторачасовую историю по четырем хрестоматийным рассказам, которые всем известны еще по школьной программе. И теперь рассказывает о том, почему инсценировка как будто бы «тематических» рассказов точно должна понравиться школьниками, но вряд ли тем, кто постарше.

Большую часть своего времени герои спектакля проводят на берегу реки: река течет неспешно, иногда в ней попадается кое-какая рыба, сами берега в меру заросли камышом, на пригорке стоит одинокое облетевшее дерево, из веток которого дачники сделали уже не одну удочку. Рядом с деревом — неизменная скамеечка, которая, если будет нужно, в один момент станет и берегом, и семейным обеденным столом, и диванчиком, на котором высекут двоечника-гимназиста. Шуршит искусственная осока, плещется водичка, по небу плывут белые картонные облака.

На берег выходит некто, похожий на того, кого принято в литературе XIX века называть «дремучим деревенским мужиком»: какой-то кафтан из мешковины, шапка, лохматая борода. Мужик споласкивает руки в воде, слушает щебетание птиц, только пристраивается порыбачить, как слышит заливистый смех: к реке спускаются «Иван Иваныч Лапкин, молодой человек приятной наружности, и Анна Семеновна Замблицкая, молодая девушка со вздернутым носиком». Мужик делает недовольное лицо и прячется в кустах. Молодые люди закидывают удочки, пока у Анны Семеновны клюет, Иван Иванович признается Анне Семеновне в любви: та рада, они целуются, и все хорошо, пока из воды не вылезает притаившийся мальчишка, который начинает требовать от влюбленных рубль, иначе все расскажет маме.

Это инсценировка рассказа «Злой мальчик»: всего рассказов в «Рыбалке с Чеховым» четыре. Кроме того, о котором уже рассказано, еще и «Случай с классиком», «Дочь Альбиона» и «Злоумышленник». По версии режиссера Михаила Ляхова, каждый из них каким-то образом связан с темой рыбной ловли: прямо и очевидно — с «Дочерью Альбиона», или косвенно, как, например, в «Случае с классиком». Тут уже зритель может сам догадаться, что тот самый гимназист, который провалил экзамен по греческому, как раз-таки все лето провел на реке, вместо того чтобы учить древние числительные и фонетику. Уместнее и концептуальнее всего в этой подборке «тематических рассказов» как ни странно выглядит самый хрестоматийный «Злоумышленник». Перед каждой новой юмористической сценкой к реке с надеждой все же порыбачить спускается тот самый мужик с бородой, но всякий раз ему мешают: то ревущий двоечник-гимназист, то помещики с англичанкой, то судебные следователи, которые вдруг учиняют допрос насчет отвинченной с рельсов гайки. Мужик мнется, молчит в бороду, потом признается, что гайка ему была нужна для того, чтобы сделать грузило. Круг сомкнулся. Судя по всему, рыбалка еще никого не довела до добра.

«Рыбалка с Чеховым» получилась милой, местами очень обаятельной, местами даже смешной полуторачасовой историей, которая наполненная разжеванным классическим текстом, необязательной бутафорией (ах, эти искусственные камыши, эти платьица, эти шляпки и бороды) и больше, к сожалению, ничем. Для кого едва ли не по слогам прочитаны эти четыре рассказа и, главное, зачем? Сам режиссер рассказал, что всего у Чехова около трехсот рассказов, все они заслуживают внимания, но не могут войти в один спектакль, поэтому появилась идея сделать цикл постановок, объединенных какой-то одной темой. Первой темой стала рыбалка. Дальше, следуя задумке Ляхова, таким же образом будут представлены серии об охоте и путешествиях с Чеховым. Наверняка еще можно будет сделать серии и о любви, и о, прости господи, социальном неравенстве, мещанстве, болезнях и врачах: корпус произведений классика позволяет состряпать тематические блоки. Какими они получатся — посмотрим. Первый получился для «младшего и среднего школьного возраста». Что довольно неплохо — можно ходить всем классом в Музыкальный театр вместо уроков литературы. И сочинения потом писать не нужно.

Текст — Александра Артамонова, фото — Виталий Невар

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]