30 сентября на сцене Калининградского областного драматического театра завершился Восьмой фестиваль искусств «Балтийские сезоны». Искусство, мастерство, умение – все эти слова не только применимы к фестивалю, но и передают нам смысл отчасти непонятного, и уж точно нерусского, хотя и ставшего привычным слова «Арт». Зрители, посетившие спектакль закрытия «Балтийских сезонов» в прошлую пятницу нашли для себя еще одно значение заграничного заимствования.
«Арт» - это пьеса французской актрисы театра и кино, драматурга Ясмины Реза, написанная ею в 1994 году и принесшая автору мировое признание. Премия Мольера, премия Лоуренса Оливье, международная премия «За лучшую комедию года» и, наконец, одноименный спектакль, поставленный режиссером Патрисом Кербратом и оформленный сценографом Эдуаром Логом, который с триумфом проехал по всему миру.
Три друга, Марк (Игорь Костолевский), Серж (Михаил Янушкевич) и Иван (Михаил Филиппов), знакомы уже добрых пятнадцать лет. Марк работает инженером, Серж – дерматолог, а Иван продает канцтовары в фирме будущего тестя. Периодически они встречаются и вместе проводят время, но все это время между ними ни разу не возникало серьезных разногласий. До тех пор, пока Серж, ценитель современного искусства, не купил странную картину: на белом полотне стоимостью в сорок тысяч долларов изображены грязно-белые полосы.
Марк, первым увидевший столь странное и баснословно дорогое творение малоизвестного художника, был крайне категоричен: «Дерьмо!». Поначалу он даже не хотел верить Сержу, но когда понял, что тот действительно увлечен своим новым творением, заподозрил, что у друга не все в порядке с головой.
Своими подозрениями Марк поделился с Иваном, и тот отправился в гости к Сержу. Убедившись в том, что друг в полном порядке, Иван решил поддержать Сержа и таким образом погасить разгорающуюся ссору, но результат оказался прямо противоположным.
Картина стала краеугольным камнем взаимоотношений мужчин, вскрыв разногласия, недовольство и раздражение друг другом.
Марк - прирожденный лидер, сноб, привыкший, к главенству себя и своего мнения над окружающими, не допускающий и тени сомнения в собственной правоте. Он просто не может представить, что Серж давно вышел из-под его влияния и может иметь собственную точку зрения. Вместе они обвиняют Ивана в бесхребетности и в какой-то момент находят, что именно желание последнего во что бы то ни стало сгладить конфликт и является его главной причиной. Впрочем, это лишь промежуточный результат.
С тем, что Серж все-таки обладает правом быть независимым и самостоятельно принимать решения Марк смирился только после того, как нарисовал (с позволения Сержа) на картине лыжника. Хозяин полотна при этом остался невозмутимо спокойным, не только потому, что знал – фломастер легко смываем, но и оттого, что смог, наконец, показать Марку свою независимость.
Сильнее всех в этой ссоре пострадал герой Михаила Филиппова. Пытаясь помирить Сержа и Марка, Иван забывает даже о подготовке к собственной свадьбе (но когда вспоминает о ней, выплескивает на слушателей потрясающие монологи, сами по себе являющиеся отдельными миниатюрами). Легкоранимый, вынужденный обращаться за помощью к психоаналитику в повседневной жизни, в дружбе Иван находил гораздо больше, чем остальные участники. Встречи с друзьями были его единственной возможностью забыть о собственных неудачах или, по крайней мере, вместе со всеми посмеяться над ними, и, пусть даже на короткое время, обрести душевное равновесие.
И, хотя все заканчивается практически хеппи-эндом, внутри остается чувство определенной грусти и тревожности за будущее этого необычного трио. Несмотря на наступившее всеобщее примирение, кажется, что конец дружбы уже не за горами.
Текст - Денис Туголуков, фото - Станислав Ломакин специально для «Нового Калининграда.Ru»
© 2003-2025