Танцующий Достоевский: в Калининграде завершились «Балтийские сезоны»


Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград»

Фестиваль искусств «Балтийские сезоны» завершился спектаклем «Кафе Идиот» по мотивам знаменитого романа Фёдора Достоевского. На сцене артисты театра «Балет Москва» не только выполняли танцевальные па, но и бегали по стенам, парили в воздухе и смело ходили по стульям, опорой которым служили лишь стиснутые руки «князей Мышкиных» и «купцов Рогожиных». Сложносочинённый хореографический текст попыталась разгадать и «Афиша Нового Калининграда».

До непосредственного начала спектакля зрители наблюдают своего рода визуальную увертюру к нему — в воздухе пустой сцены, безропотно поддаваясь ветру вентиляторов, парит лоскут полупрозрачной белой ткани. То ли свадебная фата Настасьи Филипповны, которую она, как известно, так и не надела, то ли её призрак. Уже через пару минут зазвучит музыка, парящую ткань схватит хрупкая девушка и станет резко размахивать ей, словно «сдающимся» белым флагом.

Но на перемирие надеяться не приходится — сцену заполняет пламя людей в кроваво-красных платьях, фраках и цилиндрах, копирующих наряды XIX века. Чуть позже все эти элементы одежды «растворятся» во мрачном хронотопе спектакля, а герои «Идиота» предстанут в одном лишь исподнем, не имеющим привязки к конкретной эпохе.

По бокам чёрная густота сцены ограничена дверьми, ведущими будто бы из ниоткуда и в никуда. Из них может вывалиться в эпилептическом припадке князь Мышкин, могут выскочить сразу несколько Рогожиных на страстное свидание с Настасьей Филипповной — здесь всё происходит рвано, словно в беспокойном сне.

01.jpg 02.jpg 03.jpg 04.jpg 05.jpg 06.jpg 07.jpg 08.jpg 09.jpg 10.jpg А.jpg Б.jpg В.jpg Г.jpg

Впрочем, создатели спектакля не заискивают и честно признаются, что не ставили перед собой задачу пересказать роман. «Кафе Идиот» — это практически бессюжетный одноактный балет, отказавшийся от последовательного нарратива в пользу абстракции. Это спектакль не о том, что сделал князь Мышкин и в какой последовательности. Скорее это концентрация чувств и переживаний героев инфернальной истории, придуманной Достоевским, хореографическая интерпретация несмолкаемой боли в висках и пульсирующей крови.

Здесь каждая из женщин — и гордая Аглая, и ядовитая Настасья Филипповна, каждый из мужчин — одержимый Рогожин и кроткий князь Мышкин. Роли не закреплены за артистами, они «кочуют» от одного к другому в прерывистых и изощрённых хитросплетениях современного танца под нервную музыку Ника Берча, иногда отвлекаясь на хиты 60-х вроде «If you go away».

Возможно, балетная фантасмагория «Кафе Идиот» стала разочарованием для тех, кто не успел прочитать афиши и анонсы и пришёл смотреть спектакль по нетленному роману Достоевского. Однако отсылок к Фёдору Михайловичу в названии постановки ничуть не больше, чем, кстати, аллюзий к знаменитой немецкой танцовщице Пине Бауш и её легендарному спектаклю «Кафе Мюллер», главный герой которого сопровождает слепую женщину, заменяя ей глаза. К сожалению, персонажам «Кафе Идиот» стать «глазами» друг друга не удалось. И даже наоборот. Та самая полоска белой ткани, что одиноко танцевала в воздухе перед началом спектакля, оказывается не фатой и не белым флагом. Она набрасывается Настасьей Филипповной, этим «чистейшим божьим наказанием», на лицо то ли Рогожина, то ли Мышкина, ослепляя купца неистовой страстью, застилая глаза и без того беспомощного, плохо ориентирующегося в этом странном мире князя.

11 12.jpg 13.jpg 14.jpg 16.jpg 17.jpg 18.jpg 19.jpg 20.jpg Д.jpg Е.jpg Ё.jpg Ж.jpg И.jpg

Текст — Алина Белянина, фото — Виталий Невар, «Новый Калининград»

Комментарии к новости