Елена Сафонова: «Для меня большое счастье, когда спектакль рождается непридуманным заранее»

Сцена из спектакля «Усатый анекдот».
Сцена из спектакля «Усатый анекдот».

В преддверии очередной премьеры в Калининградском областном драматическом театре специальный корреспондент «Афиши Нового Калининграда. Ru» Евгения Романова встретилась с одним из постановщиков спектакля «Усатый анекдот» — художником Еленой Сафоновой.

Ныне главный художник и режиссер Костромского театра им. А. Н. Островского Елена Сафонова известна калининградскому зрителю еще с середины девяностых — сначала как главный художник Тильзит-театра, в эпоху знаменитого «царствования» там Евгения Марчелли, а затем — как главный художник Калининградского областного драматического театра. Для своего режиссерского дебюта на калининградской сцене Елена Сафонова выбрала знаменитую историю Анны Болейн и Генриха VIII в. версии Григория Горина, и спектакль «Королевские игры» в калининградском музыкальном театре стал хитом сезона. В ближайший уик-энд в областной драме ожидается премьера — «Усатый анекдот» по пьесе Дмитрия Рябова и Юрия Чепурнова. Спектакль ставит Михаил Ляхов, Елена Сафонова занимается сценографией и костюмами.

— Елена, в нынешнем сезоне это уже ваша третья совместная работа с Михаилом Ляховым, до этого были «Королевские игры» в музтеатре и недавняя премьера в Костромском театре имени А. Н. Островского. Ваше сотрудничество развивается какими-то невероятными темпами, но первый вопрос все-таки — о премьере в Костроме.

— В костромском театре на основном репертуаре работают два постоянных режиссера, но каждый год мы стараемся приглашать режиссера со стороны, чтобы и труппе было повеселее, и нам полегче. Обычно приглашаем маститых, с именами и званиями, номинантов и лауреатов Золотой маски. В этом сезоне решили попробовать молодого режиссера со своим взглядом на современную драматургию. В костромском театре репертуар классический, современная драматургия там редкость. Мы взяли пьесу Юрия Полякова «Левая грудь Афродиты» — в репертуаре она называется «Медовый месяц» — и выбор пал на Михаила Ляхова, молодого, не очень пока известного по России режиссера. Я его знаю, прежде всего, как актера, режиссерские работы видела только в записи. Михаил приехал и придумал, а потом и сделал этот спектакль. Ему удалось найти общий язык с актерами, спектакль случился и занял свое место в репертуаре театра. Прошло уже четыре премьеры и, судя по отзывам, спектакль, что называется, пошел — билетов на следующие показы уже нет, что нас, конечно, радует. Театр не ошибся в выборе приглашенного режиссера, и мне приятно…

— Что вы тоже не ошиблись в выборе?

— Да, что человек, которого я знала как актера, оказался очень интересен и с другой стороны — как режиссер. А дальше все пошло само собой. Когда возникла идея постановки Михаила Ляхова в калининградской облдраме, он пригласил меня в качестве художника. Мне была интересна эта пьеса, которую ранее я ставила как режиссер.

— Что за пьеса?

— О войне 1812 года, к сожалению, очень мало пьес. В принципе — только «Гусарская баллада». Есть замечательный фильм, переплюнуть его едва ли возможно, все равно это будет сравнение. Пьеса молодых новосибирских авторов Дмитрия Рябова и Юрия Чепурнова «Усатый анекдот» вышла буквально перед Новым годом. Я за нее ухватилась в Костроме, Михаил предложил ее здесь, и пьеса была принята к постановке. Мой костромской спектакль совершенно другой, это водевиль по всем канонам жанра, с песнями и танцами. Михаил пьесу увидел иначе, достаточно жестко и при этом сдержанно. Для его режиссерского решения мне было интересно найти решения сценографические и костюмные.

— По вашим словам, костромской театр приглашает режиссеров, как правило, маститых, но при этом вы все-таки решились предложить Михаила Ляхова…

— Молодым режиссерам тоже надо давать работу. В Костроме у Михаила все получилось с труппой, она его приняла и пошла вместе с ним на эксперимент. Самое главное, что спектакль случился, потому что на самом деле именно это все определяет. Ты можешь быть каким угодно маститым, но спектакль у тебя может быть неудачным, и наоборот. Михаил очень талантливый человек, очень хочется, чтобы и здесь спектакль случился.

— Какие постановки Михаила Ляхова вы смотрели в записи, прежде чем принять решение пригласить его в Кострому?

— Записи трех спектаклей, из которых больше всего мне понравилась «Любовь» по Л. Петрушевской. Понравилось, как это было придумано, как работают актеры.

Сцена из спектакля «Королевские игры».— Первый ваш успешный тандем с Михаилом Ляховым состоялся в «Королевских играх»…

— Когда я ехала на постановку в Калининград, я знала, что в музыкальном театре есть Ляхов, и именно он сделает Генриха, знала, что есть Юля Домаш, и она сделает Анну Болейн. В процессе создания спектакля постоянно возникали какие-то технические проблемы, но при этом была удивительная атмосфера и актерская работа с полной отдачей. Я впервые долго не занималась ни сценографией, ни костюмами, потому что их не на что было делать — я занималась с актерами. И получила сумасшедшее удовольствие от этой работы. В общении с актерами я была абсолютно свободна, а они, в свою очередь, были контактны, открыты, пластичны, молоды, талантливы, несли свою энергетику в спектакль и делились ею со мной как с режиссером. Я потом очень долго отходила, было тяжело выходить из этого состояния совместного творения, уезжать от актеров. Я много ставлю, но «Королевские игры» считаю своим режиссерским счастьем.

— В «Королевских играх» какое-то совершенное единство и гармония ваших режиссерских и художнических решений — сценографических и костюмных. Когда вы работаете на спектакле одновременно как режиссер и как художник, вы фиксируете для себя каким-то образом, какое решение приходит первым — режиссерское или художническое?

— Обычно режиссерами становятся актеры и пытаются привнести в режиссуру свою актерскую природу. Я изначально художник и, в отличие от актеров, всегда была с другой стороны площадки. Когда мы ставили «Королевские игры», долгое время не было возможности заняться декорациями и костюмами, в результате чего произошел очень жесткий отбор. Я потом анализировала нашу работу, получилось очень любопытно: такое случается редко, в плановом театре это почти невозможно, поскольку он работает как завод. У нас же не было такого: вот реквизит, и мы его обживаем. Нет, мы каждую вещь находили сами, и долго с ней игрались. Для меня лично большое счастье, когда спектакль рождается не придуманным заранее. Есть такое понятие — приток информации. Ты должен точно почувствовать атмосферу спектакля. Дальше — ничего случайного не бывает — начинают притягиваться какие-то вещи, которые ты не планировал, а потом они становятся главными. Это в какой-то мере работа интуитивная, но она оправдана, когда ты ощущаешь себя в верном измерении этой драматургии и этого спектакля.

— К сожалению, на такие интуитивные поиски в современном репертуарном театре времени не выделяют. Сколько вы ставили «Королевские игры»?

— Почти месяц репетировали, и три дня у нас было на то, чтобы обжиться в декорациях и костюмах. Сроки, конечно, космически жесткие для такой драматургии, но когда все зациклены на спектакле так, как мы на «Королевских играх», можно сделать работу очень быстро. Кроме того, были и какие-то внешние объективные факторы, которые сработали на результат.

— Иными словами, в наличии все составляющие успешного спектакля?

— Да, наверное, но после этого мне страшновато начинать следующую работу. С Валерием Ивановичем Лысенко уже договорились, специально будет написана пьеса, я знаю, кто будет играть. Страшно, потому что все ждут от меня повторения успеха «Королевских игр». Мне надо охладить общий пыл и сказать: ребята, повторения не будет, давайте придумаем другую историю, однако, не менее талантливую.

— Валерий Иванович вашим спектаклем, кажется, планирует открыть следующий сезон?

— Театр откроется после ремонта в декабре, а в августе—сентябре у меня будет относительно свободное время, и мы будем делать спектакль.

— Как вам работается с труппой драмтеатра по возвращении?

— Получается, я вернулась почти через девять лет. Приятно, что здесь хорошо обо мне вспоминают. В труппе появилось много молодежи, она разная, интересная. Театр живет, и слава Богу!

— С Евгением Марчелли как-то общаетесь?

— Ну, он же теперь рядышком, Ярославль всего в 60 километрах от Костромы, в два раза ближе, чем от Калининграда до Советска. Наши театры общаются — мы ездим к нему на премьеры, они к нам приезжают.

Текст — Евгения Романова, фото — Денис Туголуков

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]