В Калининграде поставили спектакль на стихи Иосифа Бродского, приуроченный к
Если следовать аннотации, то «В тонких прутьях Кёнигсберг» — это
Нет главного режиссера, но есть продюсер — им выступает Евгения Романова. Есть музыкант — альтист Ларион Дьяков (и музыка здесь выступает ничем иным, как приятным, подстраивающимся под чтеца фоном, незаметной декорацией, но ни в коем случае не соавтором сценического произведения). Есть артист Калининградского областного драматического театра Алексей Грызунов, который выступает ни в коем случае (и это хорошо) не в роли поэта, а, скажем, в роли чтеца избранного корпуса произведений Бродского. Еще есть кровать с панцирной сеткой — единственный элемент сценографии и очень явственный символ казенщины, бедного советского быта, больниц, лазаретов, лагерей (здесь не важно прилагательное «пионерских», а важно слово «лагерь» в принципе, для обозначения системы, которая в свое время давила на поэта). Пожалуй, с описанием главных действующих лиц покончено.
В название этюда вынесена строчка «В тонких прутьях Кёнигсберг» из стихотворения «Старому зодчему в Риме». Длится этюд час, и за это время практически без остановок звучат стихи Бродского, начиная с «Рождественского романса» и заканчивая «В ганзейской гостинице „Якорь“», а в промежутке — еще десяток известных, если уже не хрестоматийных текстов из разных сборников (чаще всего звучали из «Части речи») и три с «местной тематикой» — так или иначе посвящённые Калининграду или его окрестностям, что ж, дань гению места, тем более в юбилей, отдать необходимо. Никакой особенной драматургии, сюжетной линии здесь не прослеживается — просто чтение стихов в классической, профессиональной, актерской подаче, то, что зритель охарактеризует непритязательным: «слушать приятно». Скорее всего, так же этот исполнитель будет читать и стихи Пушкина, и Лермонтова, и других русских поэтов. Но тут появляется другой вопрос, на который каждый для себя ответит сам: как нужно или, точнее, как уместно сегодня читать Бродского?
Чтение сопровождается нехитрыми манипуляциями с кроватью. Она выступает помощником, удобным и порой необходимым дополнением к повествованию, а порой — довольно предсказуемым и не совсем уместным. Вот актер читает стихотворение «Ты забыла деревню, затерянную в болотах», на словах «Да пустое место, где мы любили» он что делает? Совершенно верно — показывает рукой на панцирную сетку. Дешевый прием. Но есть и несколько неожиданных находок, которые, скорее всего, пришли уже по ходу репетиций неосознанно,
По словам продюсера спектакля «В тонких прутьях Кёнигсберг», Евгении Романовой, постановка, возможно, будет еще меняться, и увидеть ее зрители смогут не только в «Воротах», где версия еще «обкатывается», но и на других театральных площадках города. Но пока что, несмотря на все шероховатости, выполнена главная для участников задача — показать и сделать посредством чтения небольшой корпус произведений поэта вполне понятным аудитории. Во всяком случае, на показе в зале, кроме тех, кто слышал эти стихи впервые, были и те, кто шепотом повторяли за актером знакомые строки.
Текст — Александра Артамонова, фото — Денис Туголуков, «Новый Калининград.Ru»