Регистрация радиостанции морского диапазона: руководство к действию

Если у вас есть катер или яхта, то, несомненно, средства связи, а именно, радиостанция – это одна из основных составляющих вашей безопасности на воде. «Акватория Нового Калининграда.Ru» расскажет вам о том, для чего необходима радиостанция на борту и поможет разобраться в аспектах ее регистрации. 

На сегодня в Калининградской области на любительских судах установлено всего две рации, зарегистрированных по всем правилам. Это, конечно, нонсенс для морского региона, но таких нонсенсов у нас хватает — слипов (сооружение для спуска на воду и подъема катера, яхты, лодки или гидроцикла — прим. «Нового Калининграда.Ru») в нашем регионе не намного больше, например.

В то же время, по некоторым прикидкам, сотни любителей пользуются морской радиосвязью полулегально. Причин этому несколько. Во-первых, заполнить правильно необходимые документы — задача не из простых, и, более того, ответственные органы находились в Москве, что тоже не упрощало задачи. Во-вторых, не всем под силу отдать 10–15 тысяч рублей за просто так — чтобы получить «бумажку»!

Все это, к сожалению, время от времени приводит к крайне печальным последствиям. Так как вышка Государственного морского спасательно-координационного центра расположена на большой высоте, то даже с ручной радиостанции, цены на которые начинаются от 3000 рублей в Европе и 6000 рублей в России, можно докричаться до спасателей аж за 50 километров — с любого места наших территориальных вод. Но люди боятся покупать радиостанции, так как не знают как их регистрировать и боятся, что какой-нибудь надзорный орган их отберет. Поэтому идут в море с мобильными телефонами, завернутыми в пакетики. И каждый год происходят трагедии, люди гибнут, не подав сигнала бедствия.

Граждане, ну не относитесь так к себе и к своим близким! Потратьте несколько тысяч и купите нормальную, влагозащищенную плавающую ручную рацию. На заливе и на море вас обязательно услышат. Пользуйтесь нелегально, никто у вас ее не отберет, прецедентов в нашем регионе не было. В Калининграде радиостанции морского диапазона можно приобрести, например, здесь, или, будучи за границей на отдыхе, зайдите в любой яхтенный магазин и купите.

Помимо подачи сигнала бедствия, рация крайне полезна если вы собираетесь на своем судне выходить в иностранные воды, да и в районе Балтийска будет гораздо удобнее ходить под парусами. Прослужит вам эта рация десять лет, и вы не раз порадуетесь, что она у вас есть.

Теперь, когда вы купили рацию, настало время перейти к документам. Чтобы стать на 100% честным и легальным, вам необходимо оформить две бумаги: сертификат радиооператора и судовую лицензию на радиостанцию.

Сертификат радиооператора


Хорошей книгой для начинающих может служить «Морская радиосвязь для прогулочных судов», которую можно найти в интернете, а для тех, кого эта книга увлечет, может показаться крайне интересной публикация «ГМССБ за три недели», адресованная уже не любителям, а профессионалам. В принципе, в сети на специализированных ресурсах литературы в избытке, и можно овладеть искусством радиотелефонии самостоятельно.Если вы думаете, что общаться по рации так же просто, как и по сотовому, то это большое заблуждение. Помимо правил ведения переговоров хорошо иметь представление о принципах работы Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ), получении прогнозов погоды и навигационных предупреждений, а если вы собираетесь выходить за пределы России, то и о морском английском.

Но сертификат радиоператора — это еще и документ, который требуется не только в наших водах, но и в водах Евросоюза, и за отсутствие которого там полагаются немалые штрафы. Наверное, нужно проявить себя как злостный хулиган, чтобы нарваться на штраф от обычно дружелюбной береговой охраны, но, тем не менее, шанс лишиться 1500 евро во Франции существует.

yachting_monthly.jpg


Для получения сертификата можно обратиться в Учебно-тренажерный центр при БГА РФ на ул. Мореходной, телефон: (4012) 647-204, пройти двухдневные курсы «Оператор-радиотелефонист» за 2000 рублей, и получить вот такой замечательный двуязычный сертификат:

certificate.jpg

Судовая лицензия

А вот тут дело займет гораздо больше времени и потребует больших расходов. Более того, вокруг процесса ходят разные слухи, которые кто-то опровергает, кто-то нет. Ну и в самих документах встречаются разные не очень понятные обычному человеку закорючки.

Во-первых, без лодки получить судовую лицензию нельзя. Но обычная надувная лодка, зарегистрованная в ГИМС вполне подойдет. Во-вторых, поговаривают, что на несертифицированные в РФ радиостанции (отсутствующие в списке на сайте) лицензию получить нельзя, но люди пробовали — и получали. В любом случае, попробовать можно: отправите заявку, получите счет, перед его оплатой можно уточнить, пройдет заявка или нет.

Процесс получения судовой лицензии состоит из двух частей: в начале вы должны получить заключение экспертизы в Главном радиочастотном центре (Москва), а затем с ним прийти в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), которая оформит вам за несколько дней лицензию (теперь ее по новым правилам называют разрешением, но в англоязычной версии документа она так и осталась license).

sheme.jpg



Вы можете попробовать самостоятельно постичь весь процесс подготовки бумаг, здесь вам помогут разделы «Морская служба» на сайте Государственной радиочастотной службы (ГРЧЦ) и раздел «Разрешительная деятельность» на сайте калининградского Роскомнадзора.

Получение экспертизы ГРЧЦ

Для начала вам необходимо подготовить следующие документы:

1. Сопроводительное письмо на имя заместителя директора ГРЧЦ Н. А. Якушина

2. Заполнить формы 1-ИД-1С и ПР-9

3. Копию судового билета и копию гражданского паспорта (нотариальное заверение не нужно)

Собрать все это в один файл формата PDF (можно отсканировать, вставить картинки в документ Microsoft Word и сохранить в формате PDF; можно найти офисный сканер, который сразу выдает отсканированные документы в PDF; а можно просто обратиться в любой документальный центр) и отправить этот файл электронным письмом на адрес, обязательно указав в теме письма единственное слово: «Заявка».

Файл у вас должен получиться, как показано в этом образце.

А потом пойти на почту, и отправить все эти бумаги письмом на адрес ГРЦЧ. Через несколько дней вы получите счет по электронной почте на 8–10 тысяч рублей (см. образец счета), который можно оплатить в любом отделении Сбербанка, и еще через неделю вы увидите долгожданное заключение в своем почтовом ящике. А потом вам еще долго будут приходить по почте счета-фактуры, письма о том, что взаимных задолженностей у вас нет, и другие не очень нужные физическому лицу бумаги.

radiostation2.jpg

Бланки форм и писем можно загрузить с сайта ГРЧЦ в разделе «Морская служба», открыв ссылку «Формы исходных данных». Теперь несколько рекомендаций по их заполнению:

1. Списывайте, не ломая голову, что такое форма корреспонденции, и что за форма такая СО и СР. Просто списывайте.

2. В форме 1-ИД-1С обратите внимание на пункт 11. Девятизначный номер — это номер MMSI, который нужен для радиостанций с цифровым избирательным вызовом (ЦИВ). Функция ЦИВ есть во всех современных стационарных радиостанциях, и бывает в некоторых моделях ручных. Буквенный или пятизначный позывные не нужны для радиооборудования прогулочных судов, поэтому их целесообразность сомнительна (лучше дайте имя своему судну — пусть по имени вызывают!), а их образование стоит дополнительных денег, прикинуть стоимость можно тут.

3. В разделе «Состав радиоборудования» в форме 1-ИД-1C списывайте, не ломайте голову, что за класс излучения G3E — все морское оборудование одинаково, разве что мощность разная. Вам только нужно вписать название своей радиостанции (если вы нашли ее на сайте, то вписывайте так, как она называется на сайте) и указать ее максимальную мощность 0,002 или 0,005 кВт для ручной станции и 0,025 кВт для стационарной.

4. В форме ПР-9 в пункте 31 укажите, что станция поддерживает ЦИВ или оставьте это поле пустым.

Собственно, на этом и все рекомендации.

Оформление лицензии

Итак, как только к вам пришло заключение экспертизы, в разделе «Разрешительная деятельность/Рекомендуемые формы» на сайте калининградского Роскомнадзора загружаете образец заявления на получение разрешения на судовую радиостанцию и реквизиты для уплаты госпошлины.

Заполняете его, как указано образце (здесь, как и во всей статье использованы образцы реальных заявок, из которых удалены персональные данные) и с заполненным документом, квиточком об оплате госпошлины в 2000 рублей, копией судового билета, гражданского паспорта (развороты с фотографией и с пропиской) и копией экспертизы ГРЧЦ отправляетесь в калининградский Роскомнадзор, где отдаете секретарю в приемной все эти документы.

Через несколько дней приходите и получайте судовую лицензию.

Победа! Но с легким чувством обиды. Ну разве не обидно, что получение разрешения на использование типового (!!!) сертифицированного (!!!) радиооборудования обойдется в 10–15 тысяч рублей. За что?

Ведь такие цены и такие сложности при регистрации отпугивают людей, что, в конечном итоге, приводит к телефонам в полиэтиленовых пакетиках и трагическим случаям.

Напомним, что ранее в цикле «руководств к действию» «Акватория Нового Калининграда.Ru» рассказала, как подготовиться и пройти водным маршрутом из Калининграда в Польшу.

Текст - Александр Горлач, иллюстрации — keepertele.com, www.grfc.ru и из журнала «Yachting Monthly», 2011

Другие материалы в рубрике:

Cобытия