Мечты сбываются: калининградец Герман Шеремет о парусном походе на «Крузенштерне»

С конца августа в течение месяца сотни участников конкурса «Бинбанк. Под крылом чайки» боролись за место в экипаже легендарного барка «Крузенштерн», мечтая пройти под парусами по маршруту от острова Тенерифе (Испания) до Ростока (Германия). 20 счастливчиков при поддержке болельщиков стали победителями и попали в число курсантов парусника, среди них был и калининградский IT-специалист Герман Шеремет. Он рассказал «Акватории Нового Калининграда.Ru» о конкурсе, трудовых буднях на борту и морской романтике, о том, как на борту снимали реалити-шоу, и что из этого получилось.

— Таким необычным конкурсом отметил свое 20-летие «Бинбанк». На первом этапе нужно было разместить свое фото в морском стиле или с соответствующей атрибутикой и написать эссе на тему: «Почему я хочу на борт „Крузенштерна“». Что я написал? Да все как есть: о мечте каждого мальчишки, о том, что вскоре может быть уже поздно и надо «ловить» это приключение сейчас:

Юная, свежая, светлая Мечта пришла к человеку и попросила:
 — Воплоти меня в жизнь, пожалуйста!
 — Еще не время, — ответил человек, — я слишком молод для такой Мечты.
Через какое-то время Мечта вновь обратилась к нему:
 — Теперь ты взрослый, воплоти меня, пожалуйста!
 — Еще не время, — покачал головой человек, — надо сначала крепко встать на ноги…

 История в эпиграфе закончилась грустно. Когда я прочитал о конкурсе, поймал себя на мысли,  что еще немного — и мечты скажут «уже не время». И вот шанс одну давнюю мечту сделать  реальностью. Истово мечтал о море в детстве. Собирал марки с парусниками, знал по именам  парусные суда, что ходили под советским флагом, отличал барк от баркентины, зачитывал  до дыр «Водителей фрегатов». Потом пришло увлечение программированием — оно стало  главным в моей жизни и моей профессией. Но паруса остались где-то в глубине души.  И каждый раз, когда в новостях идет сюжет об участии «Крузенштерна» в регате, о старте  практики или возвращении в Калининград, меня захлестывает волна чистого восторга и белой  зависти к тем ребятам, что начинают свой путь в море. А для меня «Крузенштерн» стал  квинтэссенцией мечты о парусах. Вряд ли в мире найдется другое судно, в образе которого  сочеталось бы столько романтики и настоящей, соленой, морской жизни. И пусть «Под крылом чайки» — это две недели туристом, и не поставят на рулевую вахту, и не дадут поднять  на парусном аврале бом-брамсель (самый высокий парус, как же, наверное, там страшно  в первый раз), это шанс прикоснуться к настоящему морю.

Путем народного голосования было выбрано 20 финалистов, 11 из которых, пройдя собеседование с психологом, стали участниками проекта и попали на борт, став героями этого приключения, 12-го участника выбрал из числа всех претендентов руководитель экспедиции, путешественник и тележурналист Михаил Кожухов. Еще 8 участников были отобраны по результатам внутреннего конкурса среди сотрудников «Бинбанка».

Для меня это была давняя детская мечта, но тут я оказался не оригинален, многие участники мечтали о том же. Но у меня как у калининградца была еще и симпатия именно к барку «Крузенштерн». Несмотря на то, что для меня это был первый парусный опыт и почти первый морской — до этого по морю я ходил только из Балтийска в Санкт-Петербург на пароме — я очень хотел поехать, наверное, именно поэтому у меня все получилось.

Основным этапом конкурса было эссе и зрительское голосование, а, соответственно, главный приз — попасть в команду барка. Но с моментом, когда мы взошли на борт, конкурс не закончился. С первого же дня всех участников разделили на 4 команды по 5 человек, и мы, соревнуясь, выполняли различные задания: организовывали вечеринки, выступали на концерте самодеятельности, в спортивные состязаниях, фото- и видеоконкурсах и, конечно же, вместе с курсантами участвовали в палубных работах, парусных авралах и жизни на борту. Организаторы сделали все, чтобы приблизить нас к курсантам. Вместе в 7 утра начинали свой день, делали зарядку, затем шли на лекции, на судовые и парусные работы, никаких послаблений или привилегий. Хотя одна привилегия все же была — мы могли не ложиться спать по сигналу «Отбой» в 23:00. Чаще всего время после отбоя мы расходовали на подготовку к очередному конкурсу.

На третий день после начала плавания нас распределили по мачтам, боцманы определили нам места на реях — я был расписан на первый грот в переходную команду. В один из дней у нас было три парусных аврала, но самым напряженным оказался показательный аврал при съемке видеоматериалов для конкурса — мы два раза подряд ставили и убирали паруса и три раза брасопили (поворачивали — прим. «Нового Калининграда.Ru») реи.

Нам посчастливилось побывать в роли рулевых, мы несли свою 4-часовую вахту не на электронном штурвале на капитанском мостике, как это делают курсанты, а на кормовом штурвале (приводе Дэвиса), который в настоящее время выполняет функции аварийного. Его подключили специально для нас. В отличие от рулевой вахты на мостике, где поворот штурвала делается одним прикосновением и можно рассчитывать на помощь автопилота, мы вращали штурвал вчетвером и под конец изрядно вспотели и устали. Но те эмоции, которые получаешь во время этого процесса, сильнее, и некоторая усталость и боль в мышцах невысокая цена за них.

Все время пребывания на борту мы находились в состоянии, когда все, что происходило вокруг, все самые простые и обыденные вещи нам казались романтикой и сбывшейся мечтой. Для людей, которые постоянно ходят в море, это работа, а для некоторых, может быть, даже рутина, что наверняка притупляет те чувства и эмоции, которые не покидали нас, мечтателей, до конца похода. А необычные для корабельной жизни задачи делали ее еще более яркой. Из таких событий запомнился пельменный аврал. Около 50-ти человек за 3 часа слепили 7515 пельменей, тем самым побив рекорд прошлого года. А съели мы их всей командой, около 200 человек, еще быстрее, наверное, тоже поставив определенный рекорд.

А вообще от этого похода у меня были несколько другие ожидания. Я шел в море с намерением подумать, переосмыслить некоторые важные для меня вещи. До отъезда я прочитал о путешествии земляка Олега Алферова в Скандинавию на старинном гафельном кече. Особенно легла на душу вот эта фраза: «Находясь две недели на лодке без сотовой связи, интернета и новостей, человек полностью отключает мозг от насущных проблем. В жизни появляются совершенно другие ценности: безопасность, ответственность, работа в команде, вахта, еда, сон. И, конечно же, созерцание окружающего мира, состоящего в основном из воды и неба. Появляется время и желание подумать о важном и переосмыслить некоторые вещи, на которые в обычной жизни у нас не хватает времени». Именно эта мысль помогла мне точно сформулировать цель поездки. Я хотел две недели подумать о том, что со мной происходит, кто я и зачем. У нас на борту не было интернета и сотовой связи, множества других отвлекающих факторов, но спокойно подумать не получилось. Дни были насыщенными, в первое время казалось, что в одни сутки вмещается как минимум неделя. Хотя, в глубине души процесс, видимо, шел, отношение к некоторым вещам изменилось. Изменился ли я в лучшую сторону? Судить не мне, со стороны виднее.

Герман Шеремет на борту барка "Крузенштерн"

Что было самым сложным в походе? Для меня это трудный вопрос, на который так и нет ответа. Иногда было сложно физически, но ничего запредельного. С точки зрения бытовых условий, может, кому-то и было тяжело, но мне быт не приносил никаких неудобств. Мы жили в 12-местном кубрике, но проводили там очень мало времени. Круглые сутки был доступен душ. Вопрос питания на «Крузенштерне» поставлен выше всяких похвал. С точки зрения погодных условий, худшее, что нам досталось — это 7-балльный шторм (по шкале Бофорта — средняя скорость ветра около 13,9–17,1 м/с — прим. «Нового Калининграда.Ru»). И в такую погоду, когда не хочется выходить на палубу, мы поднимались на мачты и укатывали паруса. Но, что удивительно, никто не ныл, и страшно не было — наверное, потому, что когда есть задача и ее надо выполнить, бояться некогда.

Больше всего мне запомнилась манящая высота мачт — это ни с чем не сравнится: море, ветер, с каждым метром вверх горизонт убегает все дальше, и вот ты на 50 метров ближе к солнцу.

Из моей работы с парусами на реях в повседневную жизнь вошла присказка, которую неоднократно слышал от боцмана: «Для тех, кто на бом-браме, повторяю». Там, наверху, матросу, очень плохо слышно, даже при хорошем командном голосе боцмана. Теперь я использую это выражение когда хочу привлечь внимание собеседника.

За это приключение хочу сказать большое спасибо организаторам, их команда организовала и провела этот непростой проект без накладок и происшествий, отдельная сердечная благодарность президенту ОАО «Бинбанк» Микаилу Шишханову за столь яркое празднование юбилея. Хочу выразить признательность всей команде «Крузенштерна» и ее капитану — Михаилу Новикову. Нас встретили очень радушно, с пониманием отнеслись к отсутствию у нас какого-либо морского опыта, всегда были готовы помочь. Отдельное спасибо психологу проекта Татьяне Киселевой — в том, как подобралась наша команда, какие отношения сложились между людьми, ее заслуга. На корабле одним из важнейших пунктов является атмосфера и взаимоотношения между членами экипажа. У нас отношения сложились прекрасно. Настолько дружественно, что мы, в какой-то мере, «сломали» планы организаторов конкурса. Первоначально они хотели снимать на борту парусника реалити-шоу, одной из первых задач было заострить внимание на взаимоотношениях между людьми в условиях ограниченного пространства. Первый видеодайджест был посвящен именно этому. Но складывающиеся отношения между участниками экспедиции, истинно дружеские и товарищеские, не располагали к таким съемкам. Поэтому организаторы приняли решение снимать ежедневные документальные выпуски. Эти дайджесты оперативно выкладывали в интернет на сайт экспедиции. Также на протяжении всего похода проходили съемки полнометражного документального фильма. От съемочной группы была информация, что в нем они попытаются ответить на вопрос, почему в нашем 21-м веке люди по-прежнему ходят под парусами. И мне кажется, что главным героем этого фильма должен стать парусник «Крузенштерн», его команда и само море. А мы будем всего лишь удачной иллюстрацией.

В итоге за две недели каждый из нас побывал в палубной команде, поработал на реях, постоял за штурвалом. Если помечтать о том, хотел бы я занять постоянное место в команде «Крузенштерна» (при условии достаточности знаний), то я хотел бы год походить матросом. Для меня сейчас прелесть морского плавания именно в том, чтобы ставить паруса, а не определять, каким курсом идти — курс не так важен, был бы хороший ветер.

Когда путешествие подошло к концу и мы пришвартовались в Ростоке, при съемках заключительного дайджеста меня спросили, хочу ли я домой. Я не раздумывая ответил, что домой хочу, по семье соскучился, но продлил бы экспедицию еще на одну-две недели. Надеюсь, это не последний раз, когда я был в море, потому что очень хочется снова оказаться на мачте, на 50 метров ближе к солнцу, с далеким-далеким морским горизонтом. Ведь главное — мечтать. Если сильно хочешь — мечты сбываются.

Текст — Екатерина ПИГУЛЕВСКАЯ, фотографии предоставлены собеседником, больше фотографий здесь

Подробные заметки о путешествии можно почитать в блоге собеседника 

Комментарии к новости

Cобытия