Ухватить мечту за хвост: «боевой листок» пересечения Атлантики на яхте «Юлия»

julia_01.jpg


«Акватория Нового Калининграда.Ru» публикует «боевой листок» (один из видов солдатских стенгазет в ВМФ), который вел калининградский яхтсмен Сергей Евченко на протяжении всего перехода через Атлантику в рамах ежегодного ралли «ARC-2014».

Сергей Евченко в составе экипажа яхты «Юлия» (проект — Delphia 33), под управлением питерского капитана Виктора Анищенко 24 ноября прошлого года стартовал из Лас-Пальмаса на Карибские острова. 

Яхта финишировала 14 декабря 2014 года в 05:15 по местному времени, преодолев маршрут в 2800 морских миль по генеральному курсу за 19 дней, 18 часов и 15 минут. На протяжении практически всей гонки экипаж удерживал позицию в тройке лидеров, идя под парусами и почти не используя двигатель. По итогам гонки экипаж оказался на 6 месте в своем дивизионе, а «Юлия» заняла 27-ю позицию среди всех участвовавших круизных яхт.

Яхта «Юлия»

Родилась я в Польше в 2007 году. Вес при рождении 5 тонн, рост 33 фута. С тех пор подросла только в 8 ноября 2014 год на 2 фута за счет носа-бушприта. Хотя это не портит мою внешность.

Имя «Юлия» заботливый родитель дал в честь жены (моей мамы), а так по паспорту я «Delphia-33».

Характер у меня покладистый, но — возможно, из-за возраста  — я очень подвижная: кручусь как юла. За мной нужен присмотр и присмотр. Из-за этого я попадаю иногда в неприятные ситуации, но папа всегда выручает.

Зато я добрая, мягкая, легкая на подъем и симпатичная. Папа заботится обо мне: покупает новые наряды и бижутерию. Совсем недавно я получила новенький стаксель на средний ветер и легкий генакер.

Сейчас я об этом не очень думаю, но, возможно, через пару лет я смогу подрасти футов до 45 и стать взрослой леди.

julia_02_crew_list.jpg

julia_02_1_cap.jpg
Капитан: Витя Питерский.
Виктор Анищенко, 58 лет. Санкт-Петербург

Капитан запаса 2-го ранга. Сейчас бизнесмен. Хозяин и отважный капитан яхты «Юлия».
Зачем пошел в плавание: «Пора!..»


julia_02_2_evchenko.jpg
Капитан-наставник: Pilot. Сергей Евченко, 56 лет. Калининград

Бывший флагманский штурман. Капитан запаса 2-го ранга. В настоящее время лоцман «Росморпорт». В яхтинге 43 года. Учредитель яхтенной школы в Калининграде.
Зачем пошел в плавание: «За драйвом, взбодриться, получить новый опыт».


julia_02_3_capEU.jpg

Капитан-наставник от Евросоюза: Костя Мореход
Кястутис Огинскас, 55 лет. Клайпеда (Литва)

Маринист, автор книги «Путеводитель по малым портам Литвы и Калининградской области».
Зачем пошел в плавание: «Из-за хорошей компании и интересного маршрута».


julia_02_4_proff.jpg

Капитан-наставник капитанов-наставников: Профессор.
Вадим
Волостных, 76 лет.
Санкт- Петербург

Судостроитель, в настоящее время профессор Санкт-Петербургского государственного морского технического университета. Член совета яхт-клуба «Балтиец».
Зачем пошел в плавание: «Поход — последний шанс ухватить за хвост
мечту об океанских плаваниях. Впереди, увы, только шхеры и Невская губа».

20 ноября 2014
julia_03.jpg
Неделя ударного труда, и мы на вершине горы, имя которой «Старт регаты ARC-2014». Check-in (проверка судна на соответствие требованиям ралли — прим. «Нового Калининграда.Ru») прошли с первого раза, что бывает достаточно редко.
22 ноября 2014 года
julia_04.jpg
23 ноября 2014 года
julia_05.jpgВетер северо-западный до 30 узлов. Гонку перенесли на следующий день. Боевой дух сдулся.

Изначально старт был намечен на воскресенье, 23 ноября, но из-за сильного ветра он был отложен для всех участников до середины дня понедельника, 24 ноября. За 29-летнюю историю начало гонки переносят в третий раз.


Вечером капитан пригласил экипаж в ресторан, и все очень быстро наладилось под паэлью и красное вино.
24 ноября 2014 года

julia_06.jpg 


Старт гонки ARC-2014 дан в 11:00 местного времени. Весело побежали в середине флота из 250 лодок. Ветер северо-западный 20 узлов, на порывах до 30.

Спустя час вышли из бухты и поймали пару раз брочинг (резкий поворот яхты в наветренную сторону, не поддающийся управлению — прим. «Нового Калининграда.Ru»). Взяли один риф (уменьшили площадь главного паруса), скорость по волне 8–9 узлов. Капитан удивлен: не ожидал от лодки такой прыти.

«Юлия» — вперед!

25 ноября 2014 года

julia_07.jpg 

За первые сутки прошли 150 миль. Неплохо. Организаторы дали нашу позицию по флоту: 11 место из 17 в группе — плохо.

Профессор сдал обязанности юнги и вцепился в руль. Остервенело рулит на запад.

26 ноября 2014 года

julia_08.jpg

Вторые сутки плавания позади, по-прежнему штормит. Суточный пробег — 140 миль по генеральному курсу. Средняя скорость 6–7 узлов, ветер попутный, но шквалит.

Яхтенная жизнь притирается, входит в норму.

Из всех приключений — приготовление несостоявшегося обеда. Не будем говорить, кто не удержал яхту от брочинга, но профессора после этого стали звать Профессор Мориарти.

27 ноября 2014 года

julia_09.jpg

Третьи сутки плавания на исходе. Прошли 150 миль. Больше, чем вчера, но не намного. Заветная цель — Санта Лючия — скорее желанная, чем близкая.Постоянно шквалит. Профессор на качке ударился и повредил спину, лежит не встает. Теперь вахту делим на троих, как водку, опыт есть. 2 часа вахта — 2 часа подвахта — 2 часа отдых. Из всех развлечений: взять рифы, убрать рифы, потравить или подобрать шкоты, а в перерывах кружка чая.

28 ноября 2014 года

Начало дня много обещающее: ветер стабильный 7–8 м/с, попутный.

После штормов осмотрели лодку, обнаружено следующее:

  1. Обрыв ограждающей сетки на леерах (ну и пусть);
  2. Порыв на задней шкаторине генуи (заштопали);
  3. Обрыв и запутывание lazy jack (чехол, система уборки главного паруса) (сняли);
  4. Повреждение грота-фала на самом верху мачты — грот не спустить (заменили фал, грот спускается);
  5. Развинтилась скоба рифа № 2 (нашли и завинтили обратно);
  6. Протерся грот в районе вторых краспиц;
  7. Лопнул иллюминатор в каюте по левому борту (заклеили скотчем);
  8. Не держит стопор грота-фала (нашли способ исправить — дополнительно закрепили фал стопорным узлом);
  9. Треснули обе нижние краспицы (составная часть мачты) (с ужасом ждем падения мачты);
  10. Поврежден трос оттяжки гика (стальной);
  11. Проблемы с помпой забортной воды (решение проблемы — ведро);
  12. Проблемы с помпой пресной воды (меньше расходуем воду);
  13. Не заведен риф № 3 (завели);
  14. Плохие фалы парусов: грота и стакселя — растянулись (терпеть).

Проблемы с экипажем: профессор без движения. Залез в кормовую каюту (называемую гроб). Не может сходить в туалет по большому уже 6 суток, а старпом — 5. Все в ссадинах и синяках, ожогах, сломаны ногти.

До обеда устранили что можно, после обеда начало шквалить — порывы 25 узлов. Ночью затишье, небо полное звезд. Путеводный Сириус всю ночь указывает путь.

29 ноября 2014 года

julia_10.jpg 

Невидимые нити связывают нас с Родиной, домом, родными, близкими, друзьями. Как говорится языком плаката: вселяют надежду, уверенность и настрой на победу. 

«Юлия» — жми!

30 ноября 2014 года

julia_11.jpg

Всю ночь гоним с попутным ветром. На серфинге скорость до 10 узлов. Уже чувствуется усталость. К концу вахты (по 2 часа) вырубаешься.

Лодка очень юркая. Название «Юлия» не только в честь жены, но и полностью отражает ее характер — юла одним словом! 1–2 секунды без контроля — и «улетает» на 40–60 градусов с курса.

1 декабря 2014 года

julia_12.jpg 

Утро началось великолепно:

  1. У капитана день рождения! Поздравления от всех!
  2. Начало календарной зимы. Температура воды и воздуха +27 градусов по Цельсию.
  3. За сутки рекордный для нас пробег — 200 миль — результат ночного серфинга. Мы на 3 месте в группе.
  4. Я наконец-то смог сходить в туалет по большому.
  5. Профессор слегка ожил, но настроился не ходить в туалет по большому до конца гонки.
  6. Поймали махи—махи (королевская макрель) — подарок Океана Океаныча капитану на день рождения.

Весь день мчимся попутным ветром под «бабочкой». К вечеру праздник закончился, раздуло до 20 узлов. Взяли второй риф. Опять всю ночь ловить шквалы.

2 декабря 2014 года

julia_13.jpg 

За сутки пройдено 155 миль. Пассат Е 10–15 узлов. Порывы 15–20 узлов. Идем «бабочкой».

Поймали еще одну махи—махи. Маленькую. Эх, маха, слушалась бы родителей и не глотала бы всякую гадость, плавала и плавала бы в родном океане. А так пришлось съесть тебя, съели сырой. Получилась великолепная строганина.

Профессор пошел на 9-е сутки. Не ходит в туалет по большому, но исправно выполняет все рекомендации: пьет растительное масло, разминает живот, вылезает из своей норы (гроба). Держится молодцом, но никак. Клизмы не помогают.

3 декабря 2014

julia_14.jpg

Попали в штилевую зону. Ветер 3–5 м/с. Скорость яхты 3–5 узлов, идем под «бабочкой», так как из-за сильной зыби невозможно нести спинакер.

В 8:00 прошли 1350 миль — половина пути. Начали «спуск с горы». Океан Океаныч спокоен, тихо дышит ровной зыбью 3–4 метра. Дает нам отдохнуть, а мы и не против.

4 декабря 2014

julia_15.jpg 

Зашли в зону штилей. Ветер восточный 3–5 м/с. Утром поймали третью махи—махи. Уже надоела, хочется тунца.

Весь день парусные учения в попытке поймать ветер. Замена стакселей, генакера, спинакера, смена галсов и курсов. Пробовали ставить «геннакер на бабочку». Результат нулевой. Слабый ветер не дает надуться парусу, а зыбью раскачивает лодку и вытряхивает последние его [ветра] остатки из паруса. Паруса нещадно хлопают, скорость лодки 3–4 узла.

В результате поставили проверенную «бабочку» (грот + стаксель) и поползли теми же 3 узлами, но уже без хлопанья.

В штилевой зоне здорово потеряли позицию, уступив второе место, держимся на третьей строчке.

5 декабря 2014 года

julia_16.jpg

Хорошо: «Дуют ветры яростные, гонят лодки парусные» (В. Маяковский).

Плохо: «Гораздо сложней не свихнуться от скуки и выдержать полный штиль» (А. Макаревич).

Эти противоположности «хорошо» и «плохо» боролись 5 декабря 2014 года. В итоге 150 миль пройденного пути. Капитан в преддверии долгого безветрия решил экономить расход воды, для чего приказал разбавлять ее вином в пропорции 50 на 50, что мы с радостью и делали.

7 декабря 2014 года

julia_17.jpg

Но бывают и шквалы, и тут нужны знания и навыки.

8 декабря 2014 года

julia_18.jpg

«Звездное небо над головой и нравственный закон во мне…» (И. Кант)

А небо здесь такое чистое и прозрачное, а звезды такие яркие, что трудно определить созвездия Северного полушария. Они теряются во множестве других ярких звезд, которые в наших широтах не видны.

Полная луна и звезды всю ночь освещают путь. Видимость ночью, как в наших широтах сумерки: четко виден силуэт парусов и горизонт.

Все это наводит на мысли о судьбе человечества. И есть прекрасная возможность поковыряться в себе: а правильно ли ты живешь?

9 декабря 2014 года

julia_19.jpg

Чем-то мы, видимо, нагрешили: сначала стих ветер, а потом Океан Океаныч пошутил с нами по-настоящему: яхта залетела в остров из саргассовых водорослей и намертво встала. Полчаса освобождались из плена. Попытка удалась, но через некоторое время все повторилось снова.

Далее ветер утих еще больше, лодка стоит, ведет себя неадекватно, не реагирует даже на порывы. Идем очень медленно, узла на 1,5–2 меньше чем обычно. При ускорении появилась вибрация на руле. Опустили камеру под воду и обнаружили моток водорослей на киле, винте и пере руля. Сообразили в чем дело с опозданием на 18 часов, и в результате потеряли 25 миль и скатились с 3 места на 5-е.

Вот так шутит океан!

До финиша еще не близко…

660 миль — это 5 суток, да и суточные пробеги — результат неблестящий, но у нас ощущение свершения. И дело не в одновременном достижении знаковых моментов — пройти 2000 миль, осталось менее четверти пути и т. д.

Такое настроение внушила за последние дни восхитительная рутина парусного плавания: мы втянулись в океан, сжились с ним. Устойчивый попутный ветер, безграничное синее пространство, порой белые столбы пассатных облаков, ночные светила — каждый день и час мы вкушаем то, за чем так долго стремились.

И эти 660 миль — это не просто предстоящий путь, это наши порции исполненных (надеюсь) желаний.

Профессор

10 декабря 2014 года

julia_20.jpg

В эту ночь гнали, как ненормальные, ветер фордевинд (курс судна по ветру — прим. «Нового Калининграда.Ru») 18–25 узлов, скорость яхты 7–8 узлов. Ласточка летит! Утром обогнали одну яхту длиной 45–50 футов, скорее всего, не из нашей группы — первая цель в океане за 10 суток. В унылых глазах англо-сакса (речь идет о рулевом обгоняемой яхты) отражался наш восторг. Не унывай, парень, бог океана будет милостив и к тебе. Главное — верь и борись. До Санта Лючии еще 500 миль, и если будешь стараться, то наши курсы могут пересечься вновь.

А пока вперед, на горизонте виден еще один парус.

11 декабря 2014 года

Специальный выпуск. Совершенно секретно!

Из лодки не выносить!

Международное обозрение:

Мир сегодня: все как на курорте — море, солнце, дельфины. Вот только до пляжа далековато.

Огневая мощь: не играйте со спичками. На лодке их осталось 10 штук. До ларька, как до пляжа.

Мягкая сила: Махатма Ганди несгибаемый. Его воля победит. (Профессор не ходит в туалет 15 дней).

Кормчий: не прерывайте, когда рулевой говорит сам с собой. Возможно, в этот момент он говорит о главном.

Ёжик в тумане: Грузинское радио спрашивает: «А можно ли заблудиться в Атлантике?». Армянское радио отвечает: «Можно, но операционная зона здесь шире, чем в Стокголунских шхерах».


Кястутис Огинскас, капитан-наставник, морской журналист

julia_21.jpg

До берега 400 миль. Наша позиция во флоте ухудшилась, уступили абсолютное третье место, а по гандикапу только шестые. Продолжаем бороться.

В перерывах между вахтами спать приходиться по 2 часа примерно в таком положении (как на картинке): с подветренного борта, имея как минимум три точки опоры, иначе сбросит с койки. А с интервалом 10–15 секунд, как кувалдой, волна ударяет в борт, журчит набегающая вода, хлюпают трюмные воды и дополняют всеобщую какофонию хлопающие паруса.

Спокойной ночи! Через 30 минут подъем на вахту.

julia_22.jpg

12 декабря 2014 года

julia_23.jpg


«Учили меня отец мой и мать Любить океан и его защищать. Стой, опустись, дрогни рука, Мусор бросать за борт нельзя». Сергей Евченко

Ночные вахты требуют особых навыков. Главное — нужно психологически заставить себя не боятся океана. Идешь в неизвестность, ничего не видно, если нет полной луны, а впереди могут ждать разные сюрпризы. Два раза расходились в 10–20 метра с полузатопленным контейнером, какой-то вертикально торчащей трубой (может быть, перископ российской подводной лодки), а также всяким рыболовным хламом. В каждом случае это могло закончиться гибелью яхты.
13—14 декабря 2014 года

julia_24.jpg 

13-14 декабря. Сутки ползем к заветной цели. Ветра нет. Новости о нашей позиции неутешительные: место 5–6. Продолжаем бороться.

Ночью 14 декабря увидели землю. С проходом северной оконечности острова Санта Лючия ветер совсем стих.

На финише небольшие проблемы с поиском финишной линии: аккумуляторы сели, и VHF не выходят на высокие частоты. С организаторами нет связи, поэтому пошли на сближение с судейским судном, которое с большим трудом обнаружили в полной темноте, да еще на фоне береговых огней.

Финишировали в 05:15 GMT (по местному времени 01:15). Встреча и сопровождение до причала вызывает уважение: угощали ромом и фруктами, дали всю информацию и сфотографировали.

Выпили самостоятельно и спать!

Регата закончилась!

Пересечение океана — это мечта каждого яхтсмена. Ранее я пересекал океан только на больших кораблях, а на яхте ходил впервые.

Как сказано выше, я шел в океан за драйвом и приключениями. Для меня яхтенный драйв — это ночной серфинг по волне, когда лодка как будто бы летит. В это время чувствуешь непередаваемое ощущение своей силы, свободы и одновременно слабости перед силами природы. Я получил все, что хотел: и заряд энергии, и новый опыт, в том числе не только парусный. Думаю, все это мне пригодится в моей будущей яхтенной жизни. За переход у меня также проснулись способности к рисованию, в результате чего получился этот иллюстрированный «боевой листок» нашего перехода. И теперь я подумываю о том, чтобы и дальше продолжать писать и рисовать.

Я понял, что гонка через Атлантику на такой маленькой и не приспособленной для океана яхте была в достаточной степени авантюризмом. Отчасти нам повезло, но огромную роль сыграла хорошая подготовка яхты и обученность экипажа.

Мечта о кругосветном плавании пока не для меня. Это требует больших затрат, свободного времени, да и сам процесс перехода от порта к порту в течение двух-трех лет, с целью посмотреть мир и отдохнуть, меня не очень пока интересует. И если в шутку, то уже хочется в новое океанское плавание, это несомненно интересно. Но, наверное, в следующий раз это будет другая гонка и другая яхта.

До встречи на воде!

«Боевой листок» вел Сергей Евченко, фотографии и иллюстрации автора.

Посмотреть маршруты, а также скорости и итоговые позиции яхт-участников можно в онлайн-трекере на официальном сайте ралли.

Текст: Екатерина Пигулевская

Комментарии к новости

Другие материалы в рубрике:

Cобытия