К Москве передом

— Избушка-избушка, стань к лесу — задом, ко мне передом!

— Чего надо?.. А-а! Иван?! Явился! Не ждан, не зван. Повернул избушку, и-эх-х-х, разбудил старушку! Cтояла себе изба задом, так ему, видите ли, не тем фасадом! У!


Х/ф «Морозко»


В последние недели Антон Алиханов в Калининграде — редкий гость. И это понятно: плотная программа федеральных событий, от инвестиционного форума в Сочи до международной туристической выставки «Интурмаркет-2017», требует личного присутствия врио губернатора. Рассмешить Дмитрия Медведева домашней заготовкой про вертящегося в гробу от калининградской бюрократии Кафку. Презентовать хедлайнера фестиваля «Калининград Сити Джаз» Ивана Дорна, да так резко, что даже местные организаторы оказались немного в шоке. Шаловливо формулировать туристическую миссию региона как «территории элегантных наслаждений». И ещё десятки других важных дел, часть из которых, вероятно, остаётся за кадром внимательных операторов федеральных телеканалов.

На то, чтобы рассказать о достигнутых на федеральных форумах и выставках успехах местным журналистам, в таком тяжёлом графике, понятное дело, времени нет. Даже когда врио губернатора возвращается из очередной командировки на временную новую родину, его не отпускает федеральная медиаповестка. Так, в минувшую субботу в эфир вышел продукт нескольких дней напряжённого труда съемочной группы телеканала «Россия» во главе с постаревшим, но бодрящимся Сергеем Брилёвым.

Сюжет оказался остро-модным с визуальной точки зрения, но несколько обескураживающим в содержательной части. Завораживающие кадры, снятые при помощи паривших над Калининградом и окрестностями квадрокоптеров, полёты самого Алиханова вместе с Брилёвым на вертолёте над польдерными землями. Резкие смены планов: то врио и журналист трясутся в кузове вывозящего их с янтарного карьера грузовика, то дискутируют об экономических перспективах в библиотеке Кафедрального собора, а вот Алиханов надевает на нос аппарат для определения дефектов зрения. Брилёв рассказывает о том, что офтальмологический центр был построен прям вот самим врио губернатора; то, что начато строительство было в 2015 году, никого особо не волнует.

С содержательной частью и в самом деле беда. Вроде бы ключевые проблемы региона обозначены, но настолько пробросом, что важными они потенциальному зрителю вовсе не кажутся. Тут какие-то польдерные земли (но мы их сейчас прям осушим), тут янтарный комбинат в бюджет региона почти ничего не платит (зато трёхкилограммовые самородки чуть ли не каждый день находит), тут экономику региона «потряхивает». Но это всё мелочи, это всё динамичный молодой и эффектный глава региона с «политической дальнозоркостью» сейчас исправит. А вообще у нас креативные индустрии и спутники делают, так что нечего грустить.

Довольно очевидная проблема отсутствия внятной федеральной стратегии для региона, дефицита различимой позиции, выбора между концепцией «непотопляемого авианосца на Балтике» и «региона сотрудничества и витрины России в Европе» тем более остаётся за рамками эфира — за такие крамольные мысли гендиректора канала Дмитрий Киселёв по головке не погладит. А так — бывший замгендиректора «России» Евгений Ревенко в том же «Фейсбуке» хвалит Брилёва: «Смотрел. Серёжа, блестящий репортаж!».

Страсть федеральных телевизионных пропагандистов к изготовлению лубочных сюжетов, где разлюли-малина перемежается пароксизмом радостных реляций об успехах свеженазначенной власти, неутолима. Правда, не очень ясно, кто должен быть целевой аудиторией этих сказочных сюжетов. Сам Брилёв, органично влившись в небольшую дискуссию в соцсетях, заметил: «Целевая-целевая аудитория — конечно, довольно небольшая. Это — те, кому на федеральном уровне принимать решение о финансировании программы дальнейшего расширения земель сельхозназначения». То есть решения о выделении необходимых для развития агропромышленного сектора российского эксклава на Балтике средств в Минсельхозе принимают, только лишь посмотрев телевизор в субботу вечером? То есть без Брилёва, парящего над залитыми по самое «не хочу» польдерными землями, чиновники в Москве не почешутся? Тогда, конечно, многое объясняется. Правда, в таком случае, страну в самом деле пора «закрывать на лопату». Потому что телевидение заменило реальность уже на всех уровнях окончательно.

Но чёрт бы с ними, с журналистами. Дело ведь в том, что и иные слои мелкого регионального общества особо не кажутся Антону Алиханову целевой аудиторией. Так, в минувший четверг предприниматели в областной Торгово-промышленной палате ждали, что высокие молодые чиновники расскажут им об успехах в работе над новым законопроектом, призванным дать экономике региона новый толчок. Не дождались: молодые и высокие выгуливали очередного федерального гостя, поставщика детских наукоёмких конструкторов в регионы Марину Ракову, по открывшемуся на площадке БФУ им. Канта центру «Кванториум». Понятное дело, что возящие пустые банки из-под кока-колы роботы, наносящие гравировку портрета Алиханова на крышку телефона лазеры и машина для смешивания соков при помощи айпада — гораздо приятнее. Да и в кадре смотрятся лучше, чем вечно недовольные предприниматели. Тем более что, судя по имеющейся информации, ничем новым и позитивным в части судьбы законопроекта Алиханов с коллегами вроде Александра Шендерюка-Жидкова порадовать бизнес не могут.

То же и с социальной составляющей. Если на местном уровне ситуация в здравоохранении остаётся аховой, перспективы решения ключевых проблем вроде отсутствия внятной системы помощи онкобольным откладываются за горизонт 2020 года, а новый врио вице-премьера по соцполитике не находит ничего лучше, чем заняться кадровой чисткой — включай телевизор! Предварительно надев на нос инструмент для диагностики зрения в «построенном Алихановым» офтальмологическом центре.

Всё в этой медиастратегии совершенно понятно и даже очевидно. Вместо сомнительного регионального пиара, как путём масс-медиа, так и через прямые коммуникации, лучше получать позитивное паблисити на федеральных площадках. Тоже, кстати, не только лишь в телевизоре; штуки вроде рассмешить Медведева в Сочи весьма полезны для Алиханова в его нынешней ситуации. Задор первых месяцев временного губернаторства прошёл, стало понятно: теперь для бывших коллег в федеральных ведомствах он уже не ровня. Сейчас Антон Алиханов — лишь один из 85 глав российских регионов. Более того — временный глава далеко не самого приоритетного субъекта Федерации, даром что первый из череды назначенных «молодых технократов». Так что нужно вновь зарабатывать очки, пусть даже и таким сомнительным образом, как шутовство на сцене форума в Сочи. Иначе законопроект об экономических льготах так и будет кататься между ведомствами, как шарик в аппарате для пинбола. А примелькается лицо, присыплют его присыпкой федерального пиара — и, глядишь, получится хоть что-то.

Всё это достаточно логично, да и не особо в новинку. Георгий Боос, чей подход к губернаторству в Калининградской области нередко сравнивают сейчас с работой Антона Алиханова, тоже местные реалии особо не любил. И когда видел необходимость улучшить свои позиции, активировал свои федеральные контакты и выходил в эфир или публиковал интервью на каком-нибудь РБК, где делился амбициозными планами и подчёркивал немаловажные успехи. Поворачивался, так сказать, к Москве передом, оставляя жителей лицезреть несколько иную часть тела. Другое дело, что в конце концов эти самые местные реалии устали смотреть на демонстрируемое и сами устроили демонстрацию. Ответили Боосу взаимностью, забыли былые обиды, объединились и вывели на улицы аж 10 тысяч разгневанных горожан. Тут уже федеральные эфиры почему-то не помогли. Хоть тогда бывшие коллеги Бооса по Госдуме и прикладывали все возможные усилия, чтобы защитить губернатора.

Время протестов, впрочем, ушло — и сейчас недовольные происходящим в регионе либо собирают вещички, как те предприятия, которые не способны более терпеть абсурдную политику федеральной власти в части таможенного режима для вывозимых из России в Россию товаров. Либо, как большинство жителей региона, тихо терпят, уходят в тень и вообще стараются минимизировать зависимость от какой-либо власти.

И единственный вопрос, который остаётся к той части тела Антона Алиханова, которую он предпочитает демонстрировать региону — а зачем в такой ситуации выборы?

Тактика и стратегия поведения врио губернатора в последнее время довольно очевидно дают понять, что он вряд ли намерен играть в «отца народов» и отстаивать интересы населения в первую очередь. Точнее, отстаивать он их будет — но только те, которые сам считает нужными и важными и которые будут санкционированы условной Москвой. Для чего теперь пытаться конвертировать федеральный пиар в электоральную поддержку, выбиваться из сил, повышая различные рейтинги, угодливо рисуемые придворными социологами, и участвовать в пародийных праймериз? Тот же Боос никогда особо не комплексовал по поводу своей не-избранности, делал то, что считал нужным, и пожинал плоды.

Попытка одновременно сохранить подчёркнуто-федеральную привязку и целеполагание и получить поддержку большинства местных избирателей заведомо обречена на провал. Особенно — в условиях изрядного отсутствия на сегодняшний день каких-либо различимых населением практических достижений молодого врио губернатора. Такая тактика сродни вечным потугам самого Калининграда балансировать между двумя миссиями — военно-стратегической и пилотно-экономической.

Если очень быстро бежать сразу в двух направлениях, результат будет не очень. Во-первых, останешься на прежнем месте. А во-вторых, можно и порвать то, чем федеральные назначенцы предпочитают поворачиваться к региону в поисках хорошего пиара.

Алексей Милованов, главный редактор «Нового Калининграда.Ru»

[x]