Истина где-то рядом

Страна нервничает, страну будоражит, страна собирается на митинги. Не вся, конечно; главные митинговые настроения охватили столицы, где уже несколько сотен недовольных результатами выборов, вышедших на улицы Москвы и Питера почти сразу после оглашения результатов подсчета большинства бюллетеней, осели в местах, не столь отдаленных. Калининград также немного помитинговал; нечто странное случилось на площади у памятника «Матери-России» в минувшую среду. 

На улицы зовут многочисленные интернет-издания, на улицы зовут иные газеты, и даже телеканал «Дождь» увеличил в разы свою интернет-аудиторию, благодаря пристальному освещению митинговой активности. Председатель совета директоров банка «Тинькофф Кредитные Системы» Олег Тиньков призвал своих читателей присоединиться к митингу против результатов выборов в Госдуму, за повторные выборы вовсю агитирует первый и последний президент СССР Михаил Горбачев, активисты «Левого фронта» сообщают, что в ближайшую субботу на улицы столицы готовы выйти до 50 тысяч человек.

В столицах всё перемешалось, как в доме Облонских. Журналисты, очертя голову, несутся на митинги, как во исполнение данных им редакционных заданий, так и по зову сердца, души или какого иного органа. Светский обозреватель «Газеты.Ru» Божена Рынска в дорогой шубе, вместе с обычными посетителями Триумфальной площади столицы оказывается задержанной, грозит неминуемой расправой полицейским и распространяет слухи о введенных в столицу чеченских омоновцах.

Такому оппозиционному изданию, которым кажется многим «Новый Калининград.Ru», по идее, стоило бы только радоваться подобным настроениям, да вливаться по мере возможности в уже стройный хор голосов, зовущих к протестной активности. Особенно учитывая то, как позитивно сказались на нашей посещаемости и, в конечном итоге, общему нашему положению в региональной медиа-среде события января прошлого года. Однако же есть причины, которые заставляют относиться к происходящему по крайней мере с известной степенью осторожности, если не сказать больше.

Упомянутые выше события конца января 2010 года были, при всей вовлеченности в них разных там «политических элит», делом внутренним. Жители областного центра и в самом деле были крайне недовольны самодурством тогдашнего губернатора, крайне некстати для самого себя решившего биться до конца за повышение ставки транспортного налога. Для того, чтобы десятитысячная лавина народного недовольства сорвалась с уступа прямо на голову Георгию Боосу, достаточно было лишь мелкого камушка. Таких камушков было с избытком, целый грузовик щебня, и последствия всем нам хорошо известны.

Сейчас региональная составляющая двигателя народного недовольства, очевидно, куда менее значима. Да что там, она попросту минимальна. Конечно, действия губернатора зачастую носят сумбурный, абсурдный и попросту дурацкий характер. Да, бюджет 2012 года выглядит весьма опасно, правительство готовится брать кредиты в коммерческих банках и вообще, судя по внешним проявлениям, несколько плавает в экономических вопросах. Конечно, распределение дотаций по районам «с барского плеча» никоим образом не красит губернатора. И использование бюджетных средств в целях предвыборной кампании «Единой России» — не самое лучшее, что мог придумать губернатор вместе со своим штабом. Может быть, ему попросту ничего другого не оставалось? Не Жуковым же затыкать все дыры, коих имеется чересчур много.

Нынешний калининградский протест, если рассматривать его обособленно, скорее странная для нашего региона, непривычная попытка консолидироваться с российскими оппозиционными настроениями. Если в прошлом году либеральные силы в России равнялись на нас, то теперь уже мы, в свою очередь, пытаемся поспеть за теми, кого волокут в кутузку полицейские с Триумфальной площади. Рейтинг губернатора, который ему в ходе избирательной кампании на полусогнутых подтаскивали, раболепно улыбаясь, социологи-политтехнологи, на самом деле, пусть и неоправданно, но все же высок. Просто потому, что у Николая Цуканова до сих пор не было удобного/неудобного случая, чтобы облажаться по-настоящему, обвалив этот самый рейтинг. 

Нужно отметить, что эта ситуация с рейтингом вовсе не благоприятная для всей области. Народная любовь, к которой так слепо стремится губернатор, рейтинг, которым он так упивается, лишают его способности воспринимать критику, и без того скукожившуюся до минимума в условиях рассыпания по СМИ предвыборных бюджетов. Ослепленный блеском социологических цифирок, Цуканов полагает, несмотря на все «но», что он на самом деле избранный, что он действительно помазанник божий, и слова его отливаются в граните, как завещал нам Дмитрий Медведев.

Таким образом, достаточно серьезный протестный потенциал, который показали калининградцы по итогам выборов, свидетельствует о том, что они, наконец, решили (по какой-то неведомой причине) думать несколько шире, нежели в пределах границ нашей области. Кстати, это стремление я вижу который день лично. В ресторане в центре города, где я обычно обедаю и ужинаю, в последние дни только и разговоров, что о выборах. Тональность этих разговоров совсем не позитивная, притом, что их участники — вовсе не самые нуждающиеся граждане, коль столуются в таких заведениях. Их на самом деле волнует происходящее в стране.

Конечно, часть из тех, кто пришел на первый митинг протеста результатам выборов в Госдуму, были представителями группы, традиционно участвующей во всех коммунистических митингах. Но, спустя какой-то час, у подножия памятника «Матери-России» были совсем другие люди. Молодежь, почитавшая интернет, вступившая в те или иные группы-комьюнити. Поддавшаяся коллективному бессознательному, которое далеко не всегда так уж бессознательно, как может показаться.

И тут мы приходим к самому печальному из того, что случилось после выборов в нашей области. Можно понять, можно разобраться с ними, даже можно, обладая определенной степенью гуманизма, простить «карусели», вбросы бюллетеней, даже попытки подделать протоколы участковых комиссий. Которые, к счастью, несмотря на остановку системы ГАС «Выборы» в территориальных комиссиях Калининграда, были сведены на нет. Всё это можно понять — ведь везде были задействованы «наши люди». Им нужно воспитывать детей, им нужно работать на их должностях, которые, в силу подверженности пресловутому административному ресурсу, они сами уже давно и сильно ненавидят. В конце концов, по гамбургскому счету, добро победило зло, об остановке ввода данных протоколов в ГАС «Выборы» стало известно хотя бы на нашем портале, и все вернулось на круги своя. Как известно, коммунисты в Калининграде одержали уверенную победу над единороссами. Чего бы это нам в будущем ни стоило...

К сожалению, в ходе митинга у «Матери-России» в минувшую среду я видел то, о чем регулярно писали не вызывающие ни капли доверия «охранительные» издания — так называемых провокаторов. Молодые люди с хлесткими лозунгами, умеющие достаточно четко и резко отвечать на все вопросы, молодые люди, которых доныне не видел на массовых акциях никто, они, в конце формальной части пикета, переросшего в митинг, перехватили у коммунистов инициативу и попытались перевести относительно мирное действо в самые настоящие массовые беспорядки. Они — и я это, к своему сожалению, видел и слышал, пытались направить толпу пройти шествием по центральным улицам города и даже дойти до здания правительства. 

Я крайне далек от того, чтобы принимать на веру конспирологические теории, которые объясняют нам, что подобные бодрые молодые люди засланы нам Госдепом США или еще какой мировой закулисой. Иначе смысл существования всяких там служб государственной безопасности свелся бы к нулю, а на их работу мы все тратим массу наших средств, выплачиваемых в виде налогов. Да и вообще, я резкий противник навешивания ярлыков, конкретного подтверждения которых у меня в распоряжении не имеется. Но странные молодые люди были — и они призывали. И это как-то очень неприятно.

Я не сомневаюсь в том, что значительная часть читателей этой статьи намерена отправиться на митинги против итогов выборов в Госдуму, которые запланированы — то ли на 10, то ли на 17 декабря. Я вас не осуждаю, скорее наоборот. Я бы и сам туда пошел в качестве участника, ведь у меня, как гражданина, тоже есть масса претензий к тому, как эти выборы были проведены, и как осуществлялся подсчет голосов. Но я этого делать не буду, потому, что я точно знаю: дело журналиста — не участвовать в митингах, вне зависимости от их причин и целей. Дело журналиста — освещать их ход. А мне моя профессия, при всех её минусах, нравится.

Тем же, чья профессия не накладывает столь жестких ограничений, я бы посоветовал лишь одно. Крепко задуматься над самым главным в жизни любого мыслящего существа вопросом: «Зачем?» Зачем вы пойдете туда, какие идеалы вы намерены отстаивать, чего вы хотите добиться и кого победить? Не имея ответ на эти вопросы, но придя на массовый митинг, вы никоим образом не будете отличаться от какого-нибудь председателя участковой избирательной комиссии, который, хоть и не рискует на самом деле ничем, все же соглашается на предложение подделать протокол голосования. А ведь вы вовсе не хотите ему уподобляться, правда? 

Истина — она не у тех заезжих молодых людей, кто призывает вас к массовым беспорядкам. Истина не у коммунистов, которые из года в год повторяют набившие оскомину лозунги. Истина в вас самих. Нужно её просто разглядеть. Потратьте на это время. Оно того стоит. Потому что будущее за нами.
[x]