Еще более мегапроект

Проект строительства так называемого культурно-музейного комплекса на острове Октябрьском является одной из наиболее заметных интриг, развивающихся в области в последние месяцы. По словам губернатора Антона Алиханова, стоимость строительства данной штуки составляет около 30 млрд руб. (в прессе звучат чуть более скромные оценки — 25 млрд руб). Это в полтора раза больше, чем стоил стадион. Причем логика строительства музейного комплекса не более понятна, чем логика строительства стадиона.

Стадион возводили во имя чемпионата мира и некоего футбольного наследия. Из наследия у нас команда «Балтика», которая балансирует в зоне вылета из лиги второго уровня, просит 167 млн руб. на оплату долгов, греет воду для футболистов кипятильником в бочке и ставит все новые антирекорды посещаемости матчей. Стихийный интерес к «очень дорогой штуке» прошел, и теперь новый стадион посещают примерно столько же людей, сколько ходили на старый в центре города. Только за старый стадион платить аренду было не надо, а за право сыграть на новом футбольный клуб (то есть область и компании, которых региональные власти попросили сделать области одолжение) платит структуре Минспорта 2 млн руб. за матч. Никаких заметных культурных мероприятий, вопреки тому, что обещали чиновники во время строительства стадиона, там не происходит. Бизнес-плана нет.

С культурно-музейным центром ситуация еще более странная. Огромный стадион, может быть, был и не нужен Калининграду, но без него нельзя было привлечь некоторое финансирование на инфраструктуру. С определенной натяжкой к нему можно отнести реконструкцию взлетно-посадочной полосы в Храброво и ряд дорожных проектов. Новый же мегапроект представляют как вещь в себе. Но великую вещь. Такую великую, как Большой театр, Третьяковская галерея, Эрмитаж и Русский музей. Кроме броских имен и цены о проекте толком ничего не известно. И это наводит на мысль: а может быть, больше ничего и не надо?

Еще во время подготовки олимпиады в Сочи стала популярной довольно простая и правдоподобная концепция: мегапроекты в России реализуются не столько для развлечения населения, сколько для обогащения окружения первых лиц российского государства. На мегастройке можно заработать мегаденьги, но для такой стройки нужен мегапредлог. Желательно идеологического содержания. После олимпиады приближенные к российской верхушке бизнесмены подключились к освоению бюджетов чемпионата мира, и вот теперь новый, практически бездонный источник идеологического вдохновения — культура. Великий русский балет, живопись…

В мае 2018 года аналитик Sberbank CIB Александр Фэк (лучший российский инвестиционный аналитик по версии Extel Survey за 2016 год) в своем отчете написал, что главными бенефициарами проектов по строительству «великих русских» газопроводов в Китай и Европу («Сила Сибири» «Северный поток — 2», «Турецкий поток») были собственно подрядчики, в числе которых «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга и «Стройтранснефтегаз» (около 50% принадлежит Геннадию Тимченко и его семье). То есть газопроводы невыгодны «Газпрому», но весьма выгодны тем, кто их строит. После этого отчета Фэку пришлось уволиться из Sberbank CIB, а компания «Стройгазмонтаж» нашла для себя новый источник заработка.

В июле 2018 года перед президентом Владимиром Путиным в ходе визита в Калининград положили папочку с логотипом компании его бывшего спарринг-партнера по дзюдо Аркадия Ротенберга. Областные власти сделали вид, что это они предложили реализовать данный проект, а Путин сделал вид, что это прекрасная идея. И это действительно прекрасная идея: у этого проекта даже нельзя просчитать экономическую эффективность, потому что культура бесценна, и никакой аналитик Фэк про такой проект ничего плохого в своей аналитике не напишет.

Конечно, нужно быть реалистами и понимать, что в России работает принцип «Дают — бери, бьют — беги». Стройка ценой в 30 млрд руб., конечно, приведет к тому, что какой-то объем заказов достанется местным компаниям, а трудоустроенные в учреждение федеральные деятели культуры будут платить НДФЛ в областную казну. Конечно, там будут проводить скромные калининградские мероприятия, которые раньше вполне помещались в «Редиссон» на площади Победы, а сейчас проходят в висящем на областном бюджете Театре эстрады в Светлогорске (который надо же чем-то заполнять).

Бюджетные Театр эстрады и драмеатр опустеют, начнет испытывать проблемы еще не достроенный новый большой корпус Музея Мирового океана. Но, как говорится, есть и хорошие новости: калининградцам не придется бессмысленно тратить уйму времени, чтобы добраться на конференцию, концерт или спектакль в Светлогорск и вернуться обратно.

В этом потрясающем стремлении российского госкапитализма к самообогащению, безусловно, есть плюсы для региона. Но от этого его проекты не становятся более логичными или эффективными. Что лучше для страны и области: построить эту штуку на Острове или автомобильный обход Черняховска, который бы серьезно улучшил логистическую ситуацию в области? Цена вопроса одна и та же. Так что давайте не будем обманывать друг друга и признаем, что культурно-музейный комплекс придуман главным образом для Ротенберга и лишь в какой-то небольшой степени для нас.

[x]