Страх или произвол? Кейс «Штальверка»

Калининградский губернатор Антон Алиханов любит рассказывать предпринимателям, как он занимается коллекционированием «правовых идиотизмов» в возглавляемой им рабочей группе госсовета «Малое и среднее предпринимательство» (оставим за скобками тот факт, что рабочую группу по проблемам бизнеса возглавляет человек, который никогда бизнесом полноценно не занимался). В то же самое время, согласно рейтингу Агентства стратегических инициатив, в Калининградской области ухудшается ситуация с выдачей разрешений на строительство — в целом по России срок их выдачи значительно сокращается, а в Калининграде — незначительно растет. Недавно произошла громкая история с тем, как областные власти не выдавали разрешение на строительство известному калининградскому инвестору — компании «Штальверк». Этот сюжет наглядно показал, что Алиханову нужно искать «правовые идиотизмы» не в далекой рабочей группе госсовета, а в своем собственном правительстве. А если он не хочет их искать, то они обратят на себя внимание сами и вырвутся из удобного главе региона контекста.

История со «Штальверком» обстояла так. Компания реализовывала инвестпроект и попыталась получить разрешение на строительство склада для своей продукции. Вместо разрешения она получила безапелляционный отказ областного правительства со ссылкой на отсутствие санитарно-защитной зоны. Компания попыталась оформить санитарно-защитную зону в Роспотребнадзоре, но тот сообщил, что никакая санитарно-защитная зона компании не нужна, потому что склад никаких опасных выбросов сделать не может. На попытки получить разрешение на строительство у компании ушло 4 месяца. Выхода из ситуации видно не было. При этом приближался срок окончания исполнения обязательств инвестора в рамках резидентства в Особой экономической зоне и, соответственно, санкции за их неисполнение.

Единственное, что оставалось предпринимателями, загнанным чиновниками в тупик, — это выйти в паблик и прямо заявить, что их, как говорит председатель Правительства РФ, «кошмарят». Ситуация была «опубличена» в прессе («Новый Калининград» писал об этом), и чиновники забегали. Тут же Роспотребнадзор дал все необходимые разъяснения правительству Алиханова, и оно, стремительно отказавшись от выдвигаемых ранее якобы обязательных требований, выдало «Штальверку» разрешение на строительство.

«Новый Калининград» запросил у областных чиновников объяснения: почему инвестора безосновательно «кошмарили» несколько месяцев. Ответ был примерно такой: в правительстве требовали подтверждение наличия санитарно-защитной зоны, потому что не знали, что ее можно не требовать. При этом, судя по ответу, никто из чиновников за произошедшее наказан не был и извинения, естественно, не приносил. Что ж, видимо, областное правительство остается единственным органом власти в Российской Федерации, где полагают, что незнание законов освобождает от ответственности за их нарушение.

Чему нас учит кейс «Штальверка»? Если вы предприниматель, то чиновники не будут торопиться решать ваши проблемы, пока вы не создадите на них публичное давление.

Действительно, жаловаться на то, что власть мешает развиваться вашему бизнесу, не принято, потому что чиновник может «обидеться» и вам станет еще хуже. Однако следует признать, что конфигурация власти как в Калининградской области, так и в целом в РФ на региональном уровне заметно изменилась. Губернаторы больше не наделены той неформальной властью, которая может безболезненно уничтожать бизнесы. Система переживает не лучшие свои годы. Каждая «вспышка» в регионах воспринимается в Москве болезненно, и губернатор не может отделаться словесными интервенциями в «Инстаграме» — от него требуют реального решения проблем. А самый быстрый способ решить проблему с предпринимателем, которому твое правительство мешает работать, — это перестать мешать ему работать.

Есть в существующем контексте и второй слой. Коррупция — плохая и губительная вещь, но в плохо выстроенной системе она позволяет шестеренкам со скрипом проворачиваться. Большинство российских чиновников прекрасно знают, что их могут посадить буквально за все что угодно. Поэтому, либо чиновник берет взятку (в том числе в качестве компенсации за риск) и выдает, например... разрешение на строительство. Либо не берет взятку, не рискует и не выдает разрешение на строительство, пока не прикроется вступившим в законную силу решением суда (это месяцы, а иногда и годы). Шаг влево или вправо чиновники ступить боятся. Потому что, как недавно объяснил Алиханов, за ними пристально следит прокуратура и ФСБ.

Если предположить, что на областном уровне проводится какая-то работа по снижению уровня коррупции, то она явно дает сомнительный результат. Система длительное время находилась в балансе. Чиновники понимали, как компенсируются их риски быть пойманными силовиками, а предприниматели видели алгоритм решения их проблем и продолжения ведения бизнеса. Теперь же получается, что чиновники, парализованы страхом перед силовиками и в любой неоднозначной ситуации предпочитают ничего не делать. Чтобы система восстановила работоспособность, необходимо как минимум переформулировать правила игры между чиновниками и силовиками. Установить эти правила игры может в стране только один человек, но его активных попыток в этом направлении пока не видно.

Публикации в СМИ, как показывает практика, способны «ускорять» областных чиновников даже без вожделенного вступившего в силу решения суда, которое снимает с них всю ответственность. Куда присылать истории о том, как чиновники мешают вашему бизнесу развиваться, — вы знаете.

[x]